Интегрированный урок по теме "Что такое старение. Можно ли продлить молодость?"

Разделы: Химия, Биология


Цель урока: рассмотреть вопрос о том, что такое старость, каковы механизмы старения, как можно продлить молодость.

Оборудование: схемы и таблицы: «Средние сроки жизни человека в разные эпохи», «Механизм действия гена долголетия», «Здоровый и нездоровый образ жизни», «Искусственные методы продления жизни», «Определение ионов железа».

Тип урока: семинар.

ХОД УРОКА

I. Изучение материала

В течение урока учащиеся заполняют таблицу.

Теории старения Теории долголетия Экологические факторы среды
антропогенный абиотический
       

Учитель химии. Что же такое жизнь?
Жизнь – это живые тела, существующие на Земле, они представляют собой открытые, саморегулирующие, самовоспроизводящие системы, состоящие из биополимеров: белков и нуклеиновых кислот.

Учитель биологии. Какова связь средней продолжительности жизни и возраста человечества как биологического вида?

1. Эволюция и старение организма человека

Учитель биологии. Коренное отличие эволюции человека от эволюции животных заключается в действии социальных факторов. Со временем сильно повысилась роль интеллекта, а вместе с ней возросла и ценность долгой жизни, позволяющей накапливать знания. Эти знания об окружающем мире необходимо было передать новым поколениям.

Учитель биологии. Эволюция человека пошла не по пути сокращения срока жизни индивидуума, а по пути ее продления. Однако рано или поздно организм стареет. Почему же это происходит?

2. Теории старения

Сегодня не существует единой теории старения. Ученые-геронтологи сходятся в том, что старение обусловлено многими причинами. Одна из теорий предполагает, что основная причина старения – генетическая. Человек рождается с заданной программой старения. Так существует ли ген долголетия?

Учитель химии. «Исследования американских геронтологов Роуза и Джонсона о связи сроков жизни и активности антиокислительных ферментов супероксиддисмутазы (СОД) и каталазы».

Учитель химии. Долголетие организма определяется специфическим геном age-1, который был выделен и в недалеком будущем будет клонирован.

Учитель биологии. Заданная программа срока жизни, закодированная в ДНК, может ломаться. На этот счет есть другая теория старения – теория поломки ДНК митохондрий клетки. За что отвечают митохондрии? (энергия). Т. О. у клетки становится мало жизненной энергии.
Третья теория старения состоит в том, что старение считают результатом нарушения работы иммунной системы. Иммунная система – главный защитник организма от всего инородного. Белые клетки крови находят, распознают и уничтожают вирусы, бакте­рии, раковые новообразования. Однако иммунитет ослабляется под влиянием окружающей среды: переохлаж­дения, перегрева организма, химических веществ, искусственно попадающих в окружающую среду, а также из-за нездорового образа жизни.

Творческая задача.

Для поддержания иммунитета в организме люди используют метод закаливания. Почему же взрослые Вам пытаются доказать необходимость одеваться по погоде, что часто не соблюдается молодежью ( закаливание должно быть регулярным и постепенным).
Какие факторы обеспечивают долголетие? Какие теории долголетия существуют в мире?

Учащийся. 1 теория. Самая популярная – экологическая. Согласно этой теории, долгожители – 90 лет и преддолгожители – 85 лет чаще всего живут в горах и предгорьях с хорошим климатом, чистым воздухом. Поэтому много долгожителей встречается среди представителей народов Кавказа, таджиков Припамирья, горцев Пакистана, населения андских стран Южной Америки. Самый крупный массив долгожительства – Кавказ, а лидируют здесь коренные жители Нагорного Карабаха и Нахичевани, горные абхазы, балкарцы и ингуши.

2 теория. Но экологическая теория «не работает» в отрыве от генетической. То есть способность к долголетию передается по наследству, от отца к сыну и далее, закрепляясь в определенных родственных кланах, например, Абхазии или Эквадора. По-видимому, сыграла свою роль немногочисленность групп, внутри которых заключаются браки. Этот порядок в одних случаях способствует накоплению жизнестойких, а в других – вредоносных генов, Счастливые случаи и вызвали наследственное долголетие.

3 теория долголетия трудовая. Ее сторонники считают, что долголетию способствует посильный физический труд до глубокой старости – на открытом воздухе, со свободным чередованием работы и отдыха.

«Долгожитель не потому долгожитель, что дольше трудиться, а дольше трудиться, потому что он долгожитель».

4 теория – пищевая. Ее приверженцы полагают, что дело все в еде. У народов Кавказа основу питания составляют обработанные злаки, растительные блюда, фрукты и зелень, различные специи. В ходу и молочные продукты: главным образом кислое молоко, козий или коровий сыр. Мясные блюда редки, рыбных почти нет, грибов не едят.

5. Необходимо обратить внимание на роль особой социальной обстановки, способствующей долгожительству. Имеются в виду исторически сложившиеся механизмы, снимающие или смягчающие стрессы, неудачи и беды в семейной и общественной жизни, хозяйственной деятельности. Например, смерть родных и близких, стихийные бедствия, неурожаи,  падежи скота. Все это переживается менее болезненно в кругу родственников, друзей, где присутствует взаимопомощь

6 теория связана с почитанием старших – геронтотимией (от греч, «герон» – «старик» и «тиме» – «почет»). Длившееся тысячелетиями почитание старших способствовало самоутверждению и душевному комфорту стариков, что благотворно сказывалось на их физическом состоянии. Если верна сформулированная древними римлянами пословица «В здоровом теле – здоровый дух», не менее верно и то, что «здоровый дух – залог физического здоровья».

3. Рекорды долголетия

Учащийся. 1 место занимает иранец Китахи 185 лет.
2 место в состязании старейшин принадлежит колумбийцу Солису – 182 года.
3 место получил из Великобритании мистер Йорат – 180 лет.
Самый древний гражданин бывшего СССР азербайджанец Ширали Муслимов отметил 168 дней рождения. Он появился на свет в 1805 г. при Александре 1, пережил пять русских царей, Ленина и Сталина, а умер в 1973 году. Он мирно пас овец на склонах Кавказских гор, вышагивая вместе со стадом 10-15 км. Питался свежим сыром, фруктами, овощами, не переедал, не курил, пил только родниковую воду. В 136 лет Ширали женился третьим браком на 57-летней Хатум Нуриевой и в этом возрасте стал самым в истории человечества отцом новорожденной дочери. Ширали Муслимов вывел свой рецепт долголетия: «Работать надо всегда. Праздность рождает лень, лень рождает смерть».

II. Физкультминутка

4. Вредное влияние окружающей среды на здоровье человека

Учитель химии.

Творческая задача.

В Московском Кремле с первой половины 16 в. до 30-х годов 18 века функционировал водопровод со свинцовыми трубами и резервуарами. В этот же период наблюдался высокий уровень детской смертности и наследственных уродств среди членов царской семьи. Объясните причины этих явлений. (Свинец, растворенный в водопроводной воде, способен вызывать отравления, накапливаться в тканях, разрушать половые клетки.)

Учащийся. При активной деятельности человека  пресная природная вода загрязняется тяжелыми металлами. Такое загрязнение, как правило, велико вблизи крупных производ­ственных комплексов, особенно при наличии химических производств. Тяжелые металлы лишь перераспределяются из одного природного резервуара в другой, взаимодействуя с раз­личными живыми организмами и оставляя нежелательные результаты.
Рассмотрим влияние на организм человека меди и свинца.

Медь. Возможно отравление с пищей, обрабатываемой или содержащейся в медной посуде. У людей, рабо­тающих с медью и ее солями (например, у медеплавильщиков), наблюдается увеличение печени и есть сведения о раке как профессиональном заболевании таких специалистов.

Свинец. В быту возможны отравления овощами, собранными вблизи крупных автомобильных магистралей. Возможна интоксикация при проникновении через поврежденную кожу. Около 90% свинца поступает с пищей и водой. Тетраэтилсвинец: б/цв., тяж. жидкость, очень ядовиты пары. Антидетонатор. Металлорганическое соединение, добавляют к бензину.

Учащийся. В экологической литературе существует термин «железнение среды», характеризующий возрастание объема антропогенного железа в природной среде. ПДК Fe3+ в родниковых водах – 0,3 мг/л, в речной воде – 0,1 мг/л.

В нашей питьевой воде из-под крана количество ионов железа (Ш) больше в 10 раз, т.е. 1 мг/л. Проверить можно опытом.
Качественное определение ионов железа основано на свойстве железа (Ш) давать с ионами NCS– в кислой сре­де интенсивно окрашенный в красный цвет гексароданоферрат калия. Такие ионы железа вредят головному мозгу.
Питьевой воде следует уделять больше внимания, так как человек выпивает 90% своих болезней с водой, по словам французского ученого Луи Пастера.

Необходимо:

1. Отстаивать воду (2-3 часа), не больше, а то происходит размножение бактерий.
2. Если долго кипятить или повторно кипятить воду, то получается тяжелая, мертвая вода.
3. Лучше пить бутилированную воду.
4. В природной воде всего 40% кластеров, т.е. воды соединенной водородными связями в красивые правильные кристаллы, поэтому следует научиться структурировать воду.

Вода обладает памятью. Для этого говорить надо только хорошее на воду (классические мелодии – Чайковского; … молитвы, нашептывания). Эта вода содержит память об абсолютном здоровье. Вода выполняет важные роли: проводит обменные процессы, увлажняет слизистые оболочки, теплорегулирующий обмен, выведение шлаков.

Учитель химии. Что можно применять для очистки воды в быту?

Учащийся. В настоящее время существует целый ряд устройств, позволяющих решать практически любые проблемы с водой. С некоторой долей условности их можно назвать фильтрами. Фильтры могут быть классифицированы по своему применению, то есть в зависимости от тех кон­кретных проблем с водой, для устранения которых они предназначены: а) фильтры обезжелезнения; б) угольные; в) мембранные.

Учитель химии. Мы знаем, что в настоящее время сельское хозяйство не может не использовать минеральные удобрения. Каким образом это влияет на здоровье чело­века?

Учащийся. В почве, воде, воздухе и в пищевых продуктах могут накапливаться большие количества нитратов и нитритов. Их источники: азотсодержащие удобрения (результат их интенсивного использования), экскременты животных, оксиды азота атмосферы (из городских и транспортных выбросов). Большие количества нитритов содержат сточные воды производств.

Малое количество нитритов окисляется в нитраты в организме человека. Взаимодействие нитратов с аминами приводит к образованию в организме вторичных нитрозоаминов, обладающих высокой мутагенной и канцерогенной активностью.

На доске.

Для предупреждения образования нитрозоаминов в желудочно-кишечном тракте рекомендуется добавлять в пищу различные восстановители: дубильные вещества, гидросульфит натрия, аскорбиновую кислоту, а также аминокислоты: метионин, цистеин.

В процессе хранения овощей, особенно при комнатной температуре, может происходить превращение нитратов в нитриты, в результате чего концентрация последних возрастает до 3500 мг/кг сухой массы.

В желудочно-кишечном тракте часть нитратов легко всасывается в неизменном виде, остальная же часть в зависимости от присутствия микроорганизмов, значения рН и других факторов может восстанавливаться в более ядовитые вещества: нитриты, аммиак и гидроксил-амин. Несоблюдение агротехнических рекомендаций и недостаточный контроль приводят к резкому увеличению количества нитратов в сельскохозяйственных культурах. Этому способствует также нечеткая регламентация допустимых остаточных количеств в продуктах питания в различных регионах.

Учащийся. Зимой вы с большим удовольствием съедаете яблоки, груши, зеленые огурцы. Хорошенько посмотрите на поверхность плода. Она ярко блестит? Она гладкая? Если это так, будьте осторожны. Есть вероятность, что плоды покрыты парафином, который представляет весьма серьезную угрозу для здоровья. Парафин – это продукт переработки нефти. Он не может быть усвоен организмом, так как у нас в организме нет ни одного органа, который мог бы его переработать. Парафин откладывается в организме.

Учитель химии.

Творческая задача.

Питьевую воду в городах перед подачей населению хлорируют. А хлор – ядовитый газ. Объясните данный факт. (Хлорировать необходимо для обеззараживания, но до употребления такую воду надо отстаивать).

Учащийся. Веками выражение «соль земли» использовалось для обозначения чего-то хорошего и важного. Так ли это? Ведь это опасный продукт. Соль (NaCl) – это не еда. Она не переваривается, не усваивается организмом. Соль не содержит витаминов и питательных веществ. Она вредна и может принести массу неприятностей почкам, желчному пузырю, сердцу, артериям и другим кровеносным сосудам. Соль может обезводить ткани, она содействует вымыванию кальция из организма.
В водопроводной воде содержится хлорид натрия. Чтобы соблюдать здоровый образ жизни, необходимо ограничивать количество NaCl, которое мы употребляем. Учитель демонстрирует опыт «Определение хлорида натрия в водопроводной воде».

Учитель химии. Но соль должна содержаться в каждой клеточке нашего организма в концентрации 0,9%, а иначе (если ее меньше), то наступает обезвоживание ткани, потеря внутриклеточного давления – тургора. Почему кожа ребенка гладкая? (Много воды в клетке). Кожа пожилого человека сморщенная ––> потеря воды (из-за недостатка соли). Соответственно, необходимо оптимальное количество соли в организме. Какие соли еще вредят организму?
Токсичными свойствами обладают некоторые гликоалкалоиды, например соланин, содержащийся в клубнях картофеля, в зависимости от его сорта, хранение на свету и т.д. Образование соланина наблюдается при повреждении клубня картофеля при механической уборке урожая.
Опыт: обнаружение соланина. На свежий срез клубня +капли серной  кислоты (к) + капли уксусной и пероксида водорода. Через несколько минут картофель на срезе окрасится в красноватый цвет.

Учитель биологии.  В окружающем нас мире так много веществ, негативно влияющих на наш организм, в частности на нашу кожу. Какие методы вы могли бы предложить для замедления старения кожи? (Это повседневный уход за кожей: использование увлажняющих питательных кремов, питательных масок, тоников, лосьонов, содержащих антиоксиданты, а также употребление большого количества воды).

Величайшим открытием современного человека является обретение способности омолаживать себя физически, умственно и духовно с помощью лечебного (контролируемого) голодания. Голодая, человек пре­дотвращает преждевременное старение своего организма. Какие основные механизмы протекают в организме при голодании?

Учащийся. В результате лечебного голодания «ремонтируется» наследственный аппарат, улучшается биосинтез, восстанавливаются ферментативные системы организма (улучшаются иммунитет, пищеварение) и мембранные клетки, увеличивается количество вновь образующихся клеток.

Об универсальности воздействия лечебного голодания можно судить по эксперименту на курах, «отслуживших свой век». В результате контролируемого голодания они начали нести яйца, стали энергичными, подвижными.
Лечебное голодание – процесс интенсивной физио­логической регенерации, обновления всех клеток, их молекулярного и химического состава. В его основе лежит общий биологический процесс, приводящий к обновлению и омолаживанию тканей всего организма.

Посты разновидность разгрузки.

Учитель биологии. Кроме голодания можно предложить другие способы очистки организма от шлаков: водный отвар и настой горького перца, корицы; принимать больше дистиллированной воды, подкисленной лимонным соком; отруби; минерально-витаминный комплекс «Сплат»; зеленый чай; клизмирование; активный отдых.

Учитель химии. Нормальная живая клетка существует до тех пор, пока она способна выделять вредные вещества. Однако в ней могут накапливаться собственные продукты распада (метаболиты), которые клетка не может выделить. Кроме того, например, металлы, попадающие в клетку из окружающей среды, накапливаются в ней и вызывают ее перерождение. (Тяжелые металлы считаются причиной раковых заболеваний.) Поэтому человек сам должен помочь своему организму очиститься от шлаков. Многие геронтологи считают, что своеобразным эликсиром жизни для пожилых людей может стать человеческий гормон роста. Гормон роста помогает при сердечных заболеваниях, мышечной слабости, депрессии, ожирении и истощении иммунной системы.

III. Закрепление материала урока

Учитель. В завершении урока выполним графический диктант (письменно). Если вы согласны с утверждением, то ставите  ^, а если не согласны, то –

  1. Возрастом долголетия считают 70 лет.
  2. Ген долголетия существует.
  3. Генная инженерия может являться искусственным методом продления жизни.
  4. Медь не является канцерогеном.
  5. Вода, обеззараженная хлором, полезна для здоровья.
  6. Нитраты обладают мутагенной активностью.
  7. Парафин в организме переваривается.
  8. Поваренная соль обезвоживает ткани.
  9. Лечебное голодание – один из способов очистки от шлаков.
  10. Геронтология – наука о старении организма.

Учащиеся с соседями по парте обмениваются графическими тестами и выставляют оценки друг другу.

Шкала оценок: 0 ошибок: «5», 1-2 ошибки: «4», 3-4 ошибки: «3», 5 и больше ошибок – «2».

IV. Вывод делают учащиеся по цели урока. Старение – этап развития организма.

V. Результаты урока. Выставление оценок и рефлексия. Учащимся предлагается оценить урок по пятибалльной шкале. Тетради сдаются в конце урока.