Цель: Формировать интерес к окружающему миру и создать условия для исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
- обобщение, систематизация имеющихся знаний о растениях;
- выявить условия, необходимые для жизни растений, дать представление о растении как живом организме;
- развитие устной и объяснительной речи учащихся, их самостоятельности;
- формирование умения сравнивать, обобщать, анализировать;
- воспитывать сотрудничество, ответственность, эстетические и нравственные чувства учащихся;
- прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
- воспитывать интерес к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, раздаточный материал: карточки с заданием, объекты исследовательской деятельности: проросшие и непроросшие семена, цветные кружочки, отражающие деятельность учащихся на уроке.
Предварительная подготовка к уроку:
За 7 – 10 дней до этого урока, необходимо вместе с детьми посадить в одноразовых тарелочках семена( фасоли, подсолнечника ли тыквы) и всем семенам создать разные условия для прорастания (влага, тепло, холод, свет, темнота, и т. д.)
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке!
2. Введение в тему урока.
- Начнём урок с удивительных загадок. (Слайд №1)
- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Береза.)
- Что летом и зимой в рубашке одной? (Сосна, ель.)
- Держит девочка в руке облачко на стебельке. Стоит дунуть на него - и не будет ничего. (Одуванчик.)
- Не огонь, а жжётся. (Крапива)
- Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина.)
- Ветка в грозди разодета
Фиалкового цвета
Это в летний жаркий день
Расцвела в саду…( сирень)
- Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки. А как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд №2)
- Сегодня мы совершим путешествие в увлекательный мир растений. А также выясним, как развиваются растения и что нужно для их жизни.
- А в мире растений нас встречает царица растительного мира Флора.
И она нам что-то хочет рассказать. (слайд №3)
- Ребята, а давайте покажем Флоре, что вы знаете о растениях.
3. Работа над пройденным материалом.
Итак, приступаем. Сейчас я каждой группе дам задание:
Задание 1 группе:
- Подпишите в пустых окошках на какие группы можно разделить растения.
Задание 2 группе:
- В пустых окошках напишите признаки жизни растений.
Задание 3 группе:
- Напишите в пустых окошках названия частей растения.
Проверка: Ответы детей сверяем со слайдами (слайды №4, 5, 6)
4. Физминутка
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают.
Головой качают.
5. Работа над новым материалом
- Мы выяснили, что растения живые. Они растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают.
- А какие условия необходимы для жизни растений?
- Неделю назад мы посадили семена и всем семенам создали разные условия. Давайте вспомним , как начинался наш опыт.
- поливали и не поливали
- поставили поближе к свету и в тёмное место
- поставили в теплое место и в холодное место
- залили семена полностью водой.
Сейчас мы посмотрим, что же произошло с нашими семенами за неделю.
(Учитель раздаёт каждой группе тарелочки с семенами.)
- 1 группе - семена, которые поливали и не поливали;
- 2 группе – семена, которые стояли на свету и в тёмном месте;
- З группе – семена, которые стояли в тепле и в холоде.
Дети рассматривают тарелочки с семенами. Учитель раздаёт детям бланки с заданиями и просит детей нарисовать свой эксперимент, затем написать, что при этом происходит и какой вывод можно сделать и записать.
- Что вы выяснили в ходе исследования? Какие выводы вы сделали?
Дети рассказывают, что они нарисовали и делают выводы. (слайд №7)
- Посмотрите, ребята, царица растительного мира Флора, хочет сообщить нам ещё какую-то информацию. (слайд №8)
6. Итог урока
Благодаря исследованиям, которые мы провели, мы узнали какие условия необходимы для жизни растений.
Давайте ещё раз назовём, что повлияло на то, что семена начали прорастать? (Тепло, вода, свет)
А скажите ребята, откуда берётся тепло и свет? Кто источник тепла и света? (солнце)
7. Рефлексия
- Какую роль играют растения в жизни человека? (Очищают воздух, дают пищу, украшают жизнь, поднимают настроение и т.д.)
- Что мы можем сделать, чтобы сохранить этот удивительный мир? (Ответы: не рвать, не ломать, ухаживать)
Растения как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие тёплые костры.
8. Самооценка
- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их)
- Кто для себя сделал открытие? (Синий)
- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)
- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)
- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)