Урок-исследование по окружающему миру во 2-м классе "Солнце, воздух, вода и… растения"

Разделы: Начальная школа


Цель: Формировать интерес к окружающему миру и создать условия для исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

  • обобщение, систематизация имеющихся знаний о растениях;
  • выявить условия, необходимые для жизни растений, дать представление о растении как живом организме;
  • развитие устной и объяснительной речи учащихся, их самостоятельности;
  • формирование умения сравнивать, обобщать, анализировать;
  • воспитывать сотрудничество, ответственность, эстетические и нравственные чувства учащихся;
  • прививать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
  • воспитывать интерес к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития.

Оборудование: Мультимедийное оборудование, раздаточный материал: карточки с заданием, объекты исследовательской деятельности: проросшие и непроросшие семена, цветные кружочки, отражающие деятельность учащихся на уроке.

Предварительная подготовка к уроку:

За 7 – 10 дней до этого урока, необходимо вместе с детьми посадить в одноразовых тарелочках семена( фасоли, подсолнечника ли тыквы) и всем семенам создать разные условия для прорастания (влага, тепло, холод, свет, темнота, и т. д.)

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке!

2. Введение в тему урока.

Презентация.

- Начнём урок с удивительных загадок. (Слайд №1)

  1. Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. (Береза.)
  2. Что летом и зимой в рубашке одной? (Сосна, ель.)
  3. Держит девочка в руке облачко на стебельке. Стоит дунуть на него - и не будет ничего. (Одуванчик.)
  4. Не огонь, а жжётся. (Крапива)
  5. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина.)
  6. Ветка в грозди разодета
    Фиалкового цвета
    Это в летний жаркий день
    Расцвела в саду…( сирень)

- Молодцы, ребята! Вы отгадали все загадки. А как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд №2)

- Сегодня мы совершим путешествие в увлекательный мир растений. А также выясним, как развиваются растения и что нужно для их жизни.

- А в мире растений нас встречает царица растительного мира Флора.

И она нам что-то хочет рассказать. (слайд №3)

- Ребята, а давайте покажем Флоре, что вы знаете о растениях.

3. Работа над пройденным материалом.

Итак, приступаем. Сейчас я каждой группе дам задание:

Задание 1 группе:

  • Подпишите в пустых окошках на какие группы можно разделить растения.

Задание 2 группе:

  • В пустых окошках напишите признаки жизни растений.

Задание 3 группе:

  • Напишите в пустых окошках названия частей растения.

Проверка: Ответы детей сверяем со слайдами (слайды №4, 5, 6)

4. Физминутка

Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Тихо засыпают.
Головой качают.

5. Работа над новым материалом

- Мы выяснили, что растения живые. Они растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают.

- А какие условия необходимы для жизни растений?

- Неделю назад мы посадили семена и всем семенам создали разные условия. Давайте вспомним , как начинался наш опыт.

  • поливали и не поливали
  • поставили поближе к свету и в тёмное место
  • поставили в теплое место и в холодное место
  • залили семена полностью водой.

Сейчас мы посмотрим, что же произошло с нашими семенами за неделю.

(Учитель раздаёт каждой группе тарелочки с семенами.)

  • 1 группе - семена, которые поливали и не поливали;
  • 2 группе – семена, которые стояли на свету и в тёмном месте;
  • З группе – семена, которые стояли в тепле и в холоде.

Дети рассматривают тарелочки с семенами. Учитель раздаёт детям бланки с заданиями и просит детей нарисовать свой эксперимент, затем написать, что при этом происходит и какой вывод можно сделать и записать.

- Что вы выяснили в ходе исследования? Какие выводы вы сделали?

Дети рассказывают, что они нарисовали и делают выводы. (слайд №7)

- Посмотрите, ребята, царица растительного мира Флора, хочет сообщить нам ещё какую-то информацию. (слайд №8)

6. Итог урока

Благодаря исследованиям, которые мы провели, мы узнали какие условия необходимы для жизни растений.

Давайте ещё раз назовём, что повлияло на то, что семена начали прорастать? (Тепло, вода, свет)

А скажите ребята, откуда берётся тепло и свет? Кто источник тепла и света? (солнце)

7. Рефлексия

- Какую роль играют растения в жизни человека? (Очищают воздух, дают пищу, украшают жизнь, поднимают настроение и т.д.)

- Что мы можем сделать, чтобы сохранить этот удивительный мир? (Ответы: не рвать, не ломать, ухаживать)

Растения как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие тёплые костры.

8. Самооценка

- У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их)

- Кто для себя сделал открытие? (Синий)

- Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке! (Красный)

- Кому на уроке было интересно? (Зелёный)

- Кому урок подарил хорошее настроение? (Жёлтый)

Презентация