“Чтобы воспитать человека
думающим и чувствующим, его следует, прежде
всего, воспитать эстетически”.
Фридрих Шиллер
Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности, творчески реализующей свои способности, знания, навыки, умения, помочь человеку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в новом тысячелетии, должен обладать определенными качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь предвидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельными;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Что нужно изменить в школе (в преподавании предмета, в организации учебной и внеурочной работы), чтобы воспитывать у учащихся желаемые качества?
Итак, в школу пришел ребенок. Новый заманчивый мир открывается перед ним. Каждый день - это приобщение к открытию, это обогащение ума, чувств, воспитания воли и характера.
Как пройдут его школьные годы? Каким он станет человеком?
Считаю, что если школа выпустит не очень грамотного человека – это полбеды, а если из стен выйдет выпускник бездушный, черствый к чужой боли, не умеющий понимать и сострадать – это беда, поэтому большое значение уделяю не только обучению, но и воспитательной работе с учениками раскрытию духовного потенциала личности.
Проблема развития духовной культуры общества на современном этапе стоит чрезвычайно остро, и в связи с этим возникает необходимость обращения школы к эстетическому воспитанию как к важнейшему средству раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования его всестороннего развития.
В пору, когда размыты общественные идеалы, исключены из учебных программ произведения, героями которых были корчагины и молодогвардейцы, Учитель берет на себя смелость и огромный труд неустанно разъяснять детям, “что такое хорошо и что такое плохо”
Современная педагогическая наука предоставляет учителю большое многообразие путей в достижение поставленных целей. На чем остановить свое внимание? Какая из них более всего подходит к вашим условиям? Вот те вопросы, которые неизбежно возникают перед педагогом, решившим нарушить старые устои.
Поиски ответов на эти вопросы заставили меня обратиться к изучению одного, на мой взгляд, важного направления в развитии личности – эстетическому воспитанию школьников.
Я уверена в том, что в реализации этих целей ведущая роль принадлежит эстетическому воспитанию.
Тема “Эстетическое воспитание младших школьников” представляет немалый интерес для исследования.
Цель: Выявить и развить способности учеников, формировать духовно богатую, творчески мыслящую личность, обладающую прочными базовыми знаниями, способную адаптироваться к условиям новой жизни.
Достижение этой цели я вижу через решение следующих задач:
- Рассмотрение различных способов осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании, а именно в эстетическом воспитании.
- Помочь каждому ученику найти свою “экологическую нишу”, оценить свои возможности, знания, способности, - оценить себя и стать увереннее.
Алгоритм исследования данной проблемы:
1. Ознакомление с теорией вопроса
- Изучение и анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме.
- Ознакомление с состоянием практики решения данной задачи.
- Выявление основных проблем данной темы.
2. Поисковая работа
- Изучение опыта работы учителей, работающих по данной проблеме.
3. Практика исследования данной темы.
- Внедрение достижений педагогической науки и практики в образовательный процесс.
- Анализ литературы и исследовательская работа, которую я проводила по данной теме, помогли мне выработать собственное мнение и добиться определенных результатов в своей работе.
Определяющим фактором эстетического воспитания и развития ребёнка является искусство.Использование его в качестве средства воспитания глубоко оправдано, так как искусство по самой своей природе обладает большими воспитательными возможностями и ни с чем не сравнимо по силе воздействия на растущего человека.
Искусство обладает уникальной способностью формировать и разносторонне развивать личность, влиять на духовный мир человека в целом.
Это мощное средство формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей
Теория и практика показывает, что младший школьный возраст - особый период детства, которому свойственна эмоциональность, развитое образное мышление, творческое воображение, он является сенситивным для физического, психического, личностного развития детей, что во многом предопределяет будущий облик человека.
Искусство - это тот мир, в котором дети чувствуют непринужденно и естественно. С помощью различных средств искусства они могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты, дать выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, развить свои художественные и музыкальные способности.
Кроме вышеуказанных эстетических функций искусство, с точки зрения психологов, обладает большим оздоровительным потенциалом.
В связи с этим возрастает необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания в начальной школе.
Практика показывает, что для достижения вышеуказанных целей недостаточно школьных предметов эстетического цикла. Поэтому я обратилась за помощью в школу искусств. Преподаватели музыки и изобразительного искусства откликнулись на мою просьбу. И вот с 1991 года мы работаем в тесном контакте. Дети набираются в первый класс по желанию и заявлению родителей, независимо от их способностей. Одновременно они зачисляются в школу искусств в подготовительный класс. В течение года во второй половине дня первоклассники занимаются музыкой и художественным творчеством. Все занятия проводятся в здании школы, преподаватели сами приходят к ним. Это тоже очень удобно. Занятия по музыке включают в себя хор, индивидуальные занятия по вокалу, специальность (фортепиано). А занятия по изобразительному искусству охватывают живопись, декоративно-прикладное искусство, рисунок, композицию.
Педагоги ставят цель: у всех детей развивать музыкальные и художественные способности, вызывать и поддерживать желание выражать себя в музыке и художественной деятельности, выявить талантливых детей. А вдруг природа одарила ребенка способностями, о которых никто не догадывается.
Занятия проходят в атмосфере взаимопонимания, непринужденности, дружелюбия, уважения к каждой личности индивидуально. Учитывается принцип постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям каждого ребенка.
Дети получают эмоциональный заряд, радость общения, становятся увереннее в себе, всесторонне развиваются. В конце первого класса проводится общее родительское собрание совместно с преподавателями школы искусств, где, учитывая желания детей, родителей, а также рекомендации педагогов, дети определяются на фортепианное или художественное отделение школы искусств для более углубленного изучения того или иного предмета эстетического цикла.
Но при этом, "художники" продолжают петь в хоре (1 час в неделю), а "музыканты" продолжают рисовать (1 час в неделю).
С целью педагогического контроля, координации деятельности работающих педагогов и родителей, приходилось первые 4-5 лет посещать все эти занятия, наблюдать и делать выводы. Дети преображаются на глазах. В результате общения с музыкой им передается ее настроение и чувства: радость и тревога, сожаление и грусть, решительность или нежность. В этом сила психологического воздействия музыки. Благодаря музыке развивается восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Занятия по музыке формируют музыкальные сенсорные способности, вокально-хоровые навыки, вырабатывают слуховое внимание, учат вслушиваться и различать звуки по высоте, силе, длительности, сопоставлять и сравнивать их. Дети упражняются в восприятии метроритма. Ритм рисунка показывается хлопками, шагами. Индивидуальные занятия по обучению детей игре на музыкальных инструментах требуют от них особой сосредоточенности. Действительно, музыка дает ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы человека, особенно в детстве. Она помогает регулировать эмоциональное состояние. Устраняет дисгармонию окружающего мира. В мире музыки ребенок получает заряд положительных эмоций, "гармонирует" свой внутренний мир.
Особо хочется сказать о хоровых занятиях. Систематические занятия по хору помогают формировать у каждого ребенка здоровый голосовой аппарат, развивать способность к гибкому и разнообразному его функционированию. Такой вывод я сделала в результате наблюдений за изменением в физическом состоянии учащихся. Голосовой аппарат приобретает также жизненно важные качества, как неутомимость и выносливость. Физическая природа детей за счет этого укрепляется (в зимнее время было зафиксировано снижение количество простудных заболеваний).
Огромную роль играет хоровые занятия на развитие органов дыхания. Известно, что от навыков певческого дыхания зависит качество голоса, его сила. Этот навык развивают с первых занятий. Механизм дыхания, закрепляясь в сознании ребенка, переходит в привычку. Поскольку певческое дыхание представляет собой своеобразный массаж внутренних органов. Систематическое его использование благоприятно влияет на укрепление общего психофизического состояния неокрепшего, растущего организма ребенка.
Очень нравятся детям занятия по художественному творчеству, где они реализовывают свои способности с наибольшей полнотой. С детства на нас обрушивается поток визуальной информации (движение света, цвета, формы). Очень важно еще в детстве научить человека художественному видению, которое дает ему возможность осмысливать образы действительности.
Художественный вкус поможет сделать среду своего обитания более эстетичной. И, соответственно, привнести в свой мир радость и гармонию. Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного, им необходимо создать психологический комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, общении с другими. В процессе занятий он каждый раз ищет свое решение , находит способ своего выражения. Задания требуют от ребенка определенных усилий и напряжения сознания. Награда за это - создание собственного мира, в котором ребенок будет хозяином. Это повышает его самооценку, поднимает его жизненный тонус.
Я уверенна, такая целенаправленная работа по эстетическому воспитанию дает положительные результаты, и я хочу продолжить творческий поиск по данной проблеме.
Опыт показывает, если создать для всех детей благоприятные условия, то можно быть уверенным в том, что каждый из них будет успешно осваивать доступный ему опыт эстетической деятельности.
Пусть мои воспитанники не станут профессиональными музыкантами и художниками, но даже само приобщение к искусству, к прекрасному возвышает детей, повышает их интеллект, делает их духовно богаче, чище, добрее, а также здоровее.
Для себя я сделала следующие выводы: лишь увлеченный делом может увлечь других, научить учащихся творчески мыслить может лишь тот, кто сам творчески подходит к организации их деятельности. Вся педагогическая практика- процесс творческий, и от того, как ты подходишь к этому процессу, зависит и результат.
А результаты говорят сами за себя.
- 1 место - Ильясова Э. - за работу "Память" на III открытом республиканском конкурсе детского творчества
- 1 место - Хазиев М. - на районном конкурсе "Музыкальная капель"
- Сайфутдинова Г. - лауреат и дипломант районных, республиканских, Всероссийских музыкальных конкурсов. III место по вокалу - на Всероссийском конкурсе "Роза ветров" (г. Нефтекамск).
- В мае этого года Хазиев М. и Сайфутдинова Г. прошли прослушивание и приглашены на учебу в Республиканское училище имени Нуримана Сабитова (г. Уфа).
Пусть мои воспитанники не станут музыкантами и художниками, но даже само приобщение к искусству, к прекрасному возвышает детей, повышает их интеллект, делает их духовно богаче, добрее, а также здоровее.
И тут нельзя не вспомнить замечательные слова писателя – гуманиста Ф.М.Достоевского о том, что “красота спасёт мир”.
Литература
1.Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985
2. Основы эстетического воспитания / Под. Ред. И.А. Кушаева. М., 1986
3. ТретьяковаЗ.И., Аничкин С.А. Подготовка учителя к эстетическому воспитанию: Методическое пособие. Свердловск, 1985
4. Верб М.А. Взаимосвязь эстетической и педагогической культуры будущего учителя/Проблемы эстетического образования/ Свердловск, 1981
5. Краткий словарь по эстетике. М., 1983
6. Неменский Б.М.Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. – М., 1987
7. Структура и уровни эстетического сознания. /Редкол. : Е.И.Крупник, В.Ф. Козьмин, Л.П.Печко. –М., 1982
8. Педагогическая энциклопедия. М., 1993
9. Столович Я.Н. Жизнь – творчество – человек. Функции художественной деятельности. М., 1985
10.Медведь Э.И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. ЦГЛ “РОН”, 2002
11. Щацкая В.М. Музыкально – эстетическое воспитание детей и юношества. М., 1975