Урок математики по теме "Числа 1–8"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цель: закрепить знания состава числа 8, счет в пределах 8, производить действия сложения и вычитания, развивать речь, память, внимание, логическое мышление, творческие способности.

Оборудование: карточки от 1 - 8, текст телеграммы, новогодний плакат, сказочный герой, иллюстрация елки с игрушками, увеличенный образец задания № 3, индивидуальные карточки, конверт с приглашением, смайлики, музыкальное сопровождение.

Ход урока

I Организация класса

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы на парты посмотрите -
Все в порядок приведите.
(дается время)
А теперь тихонько сели
И на доску посмотрели.

- За окном зимний холод. И не за горами самый веселый и любимый наш праздник, подскажите, какой?

Скоро в гости к нам придет

Шумный, яркий :.. (Новый год)

- Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес, в гости к Деду Морозу. Он прислал нам телеграмму:

Дорогие ребята!

Я слышал, что вы смелые, дружные и сообразительные ребята и я приглашаю вас к себе в гости. Во время путешествия вы продолжите знакомиться с загадочным миром математики и не забывайте помогать тем, кто нуждается в вашей помощи.

До встречи, Дед Мороз

- И так, вы готовы? Тогда отправляемся!

II Устный счет

- Двигаясь на встречу к Деду Морозу, мы попали на снежную полянку, давайте же поиграем в "снежки". У кого на парте "снежки" с числами, выходите и постройтесь по порядку.

Сейчас я буду говорить задания, а тот ученик, у которого карточка с ответом делает шаг вперед, а вы, ребята, если согласны, то хлопните в ладоши, если не согласны, то исправим ошибку.

(у детей выборочно карточки с числами от 1 до 8)

- какое число следует за числом 6 (7)

- какое число стоит перед числом 4 (3)

- назовите число, которое находится между числами 4 и 6 (5)

- отгадайте число, если оно на 1 больше 3? (4)

- а следующее число на 1 меньше 2 (1)

- назовите число, соседи которого 5 и 7 (6)

- какое число следует за числом 7 (8)

- выйдите соседи числа 3(2 и 4)

- Какие числа были задействованы при устном счете?

III Объявление темы и целей урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Правильно на уроке мы будем повторять состав числа 8, производить действия сложения и вычитания в пределах 8.

IV Повторение пройденного

1. Состав числа 8

- А теперь закройте глаза, мы двигаемся с вами по белому снегу (хруст снега) и вдруг :.. (пауза: мелодия превращения) мы оказались с вами в математическом лесу.

- Что растет в лесу? (елка)

- Наша елочка что-то загрустила. Чего не хватает на ней? (игрушек)

- Давайте её украсим. На макушке число 8. Из каких чисел состоит это число? (7 случаев)

- Молодцы! Вы справились с заданием, идем дальше.

- А чтобы наш путь был веселее, мы отдохнем (физкультурная минутка)

Физкультурная минутка

Мы с вами входим в чудный лес (маршируют)

Сколько здесь вокруг чудес! (руки вверх)

Посмотрели в право, влево.

Вместе с деревьями мы покачались

К их стволикам крепко прижались (руки к груди)

К доброму солнцу деревья стремятся (встали на носочки, потянулись)

Тихо снежинки на землю садятся (сели за парты)

2. Работа по учебнику

- Отгадайте загадку и вы узнаете, кто встретился нам на пути (загадка о лисе)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса,
Кто же это?...... (лиса)

Ой, ребята что случилось? Лиса своим хвостом замела все тропинки. Нам надо восстановить их. Я работаю на доске, а вы в учебниках задание № 3.

- Давайте с вами разберем образец. Сколько слив было вначале? (7 слив)

- Как изобразили на схеме? (7 кружками)

- Сколько слив съели (3)

- Как это изображено на схеме? (зачеркнуто 3 кружка)

- Сколько слив осталось? (4)

- Какое числовое выражение соответствует картинке? (7 - 3)

(остальные случаи разбираются по "цепочке")

3. Самостоятельная работа на карточках.

- Продолжаем наш путь. Следующее испытание, которое нам надо преодолеть - это задание на карточках. Вам нужно решить примеры. Приступайте.

(проверка на числовом веере)

О 7 - 2 Ц 8 - 6
Л 4 + 4 М 5 - 1
Е 6 - 5 Д 2 + 1

- А теперь постарайтесь расшифровать слово, расположив буквы, которые соответствуют ответам примеров. Выполнив это задание, вы сможете понять, как я оцениваю вашу работу на уроке.

4 5 8 5 3 1 2
             

 - Правильно, это слово молодец. (ученики "цепочкой" вписывают буквы под ответом)

 Физкультурная минутка

На улице мороз,
Ну-ка, взялись все за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка, взялись все за уши!
Покружились, повертелись
Вот и ушки отогрелись.
По коленкам постучали,
Головою покачали.
По плечам похлопали,
И чуть-чуть потопали.

V Итог

- И вот мы, наконец, попали в зимний лес (открываю доску Дед Мороз, Снегурочка, и др.)

Нас встречает Дед Мороз со своими друзьями. Смотрите у Деда Мороза какой-то конверт, давайте откроем его скорее и прочитаем (ученик читает)

Дорогие ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Я приглашаю вас на бал,
Где состоится карнавал!

- Наше путешествие было не из легких, но вы оказались настоящими путешественниками: смелыми, сообразительными и дружными. А что мы делали для того, чтобы попасть в гости?

- Какое задание вам понравилось больше?

- Какое испытание было для вас самым трудным?

- Пригодятся ли вам полученные знания в жизни?

- Мы прощаемся с Дедом Морозом и его друзьями и возвращаемся в класс.

VI Рефлексия

- У вас рисунки лиц, показывающих настроение (у детей 3 выражения лица с разным настроением "смайлики")

- Выберите тот смайлик, который выражает ваше настроение после нашего урока.

- Я вижу, что у большинства из вас веселое настроение. А хорошее настроение - это залог успеха в любом деле! Молодцы!

Вы славно потрудились!