Оборудование: Компьютерный класс, оснащённый современной техникой и программным обеспечением. На компьютерах должен быть установлен пакет Microsoft Office. Документация и методические рекомендации.
Методы обучения: Беседа, рассказ, деловая игра.
Межпредметные связи: граждановедение, математика, информатика.
Цели урока:
- Обучающая - ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов.
- Развивающая - формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.
- Воспитательная - воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.
- Мотивационная - побудить интерес к изучению информатики.
Задачи урока:
- Осмыслить понятия: бюджет, доходы, расходы, накопление, прибыль, кредит.
- Рассмотреть структуру семейного бюджета.
- Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов.
- Развитие познавательного интереса,
- Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления.
План урока.
Содержание этапов урока | Виды и формы работы | Время |
1. Организационный момент | Приветствие | 2 мин. |
2. Мотивационное начало урока | Постановка цели урока. Фронтальный опрос. |
5 мин. |
3. Объяснение хода игры | Использование занимательных
материалов. 1й-этап |
5 мин. |
2й-этап | 20 мин. | |
4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного | Подведение итогов обсуждения и составления бюджета в семьях. | 7 мин. |
5. Подведение итогов, домашнее задание. | Анализ хода и результатов игры. | 6 мин. |
Ход урока
Написать на доске.
"Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным желанием. Немецкий педагог Л. Дистервег.
Запомнить слова: Бюджет семьи, доход, расход, баланс, бухгалтерия, коммунальные услуги. Электронные таблицы, текстовый редактор, процессор.
1. Организационный момент.
2. Мотивационное начало урока.
Учитель: Здравствуйте дети!
Тема нашего урока: " Бюджет семьи. Доходная и расходная части семейного бюджета".
Цель нашего урока - научиться, как правильно составлять кассовую книгу семейного бюджета, т.е. сбалансировать доходы и расходы семьи с использованием компьютера.
Но перед этим давайте вспомним:
? Что такое бюджет семьи?
Ответ: Это структура всех доходов и расходов за определённый период времени (месяц или год.)
? Что понимают под доходом семьи?
Ответ: Это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого - либо рода деятельности.
? Что такое расход?
Ответ: Это затраты, издержки, потребления чего-либо для определённых целей.
Учитель: Да, бюджет можно представить в виде весов. Если весы находятся в равновесии
Р=Д - бюджет сбалансирован.
Р больше Д - бюджет имеет дефицит
Д больше Р - бюджет называется избыточным.
Поэтому бюджет семьи должен быть строго сбалансированным.
Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет.
Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.
В каждой семье нужно иметь хозяйственную книгу, где необходимо отражать поступление средств и их расходование.
А теперь мы с вами проведём игру: (Приложение 9)
1-й этап: (5 мин.)
Учащиеся объединяются в семьи. Они самостоятельно распределяют игровые роли:
Муж, жена, дочь, сын, свёкор - отец мужа, свекровь-мать мужа. Тесть- отец жены, тёща - мать жены.
Решается вопрос об общей фамилии, игровые имена, возраст, место работы или учёбы. Предполагаемый размер заработной платы, стипендии. Возможные источники других поступлений. (Приложение №1.)
А теперь отгадайте загадку, кто нам будет помогать в дальнейшей нашей работе:
Он рисует, он считает,
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает,
И даёт прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Догадайся, что за гений?
Ну конечно же - компьютер
2 - й этап.(20 мин.) Перед тем как перейти к практической части нашей игры вспомним правило техники безопасности.
Теперь приступаем к практической части нашего урока.
1. Каждая семья заполняет таблицу "Состав семьи" (Приложение 2)
Работа в текстовом редакторе.2. Составление "Кассовой книги" (Приложение 3)
Работа в электронных таблицах. Доходная и расходная часть семейного бюджета складывается из следующих источников. (Приложения 4-5)
3. Заполнить таблицу и произвести подсчёт для заданных продуктов. (Приложение 6)
4.Оформить титульный лист "Кассовой книги". (Приложение 7)
Работа в текстовом редакторе.
Я зря времени не трачу,
Как учитель на доске
Я пишу ему задачу
На программном языке.
Ум компьютера - процессор
Как заправский эрудит
Вычислительным процессом
Он легко руководит.
Сохранить всю информацию на диск, распечатать.
Защита, обсуждение.
Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление изученного. (Приложение 8)
Учитель подводит итоги обсуждения в составлении бюджета семьи, обращая внимание на сумму доходов и расходов на месяц.
1. Если баланс доходов и расходов отрицательный, значит, данная семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях.
2. Положительный баланс означает, что месяц закончен с определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами.
Подведение итогов.
Домашнее задание: Разработайте производство товара в условиях семьи. Придумайте рекламу к нему.
Пословица гласит: "Не похвалишь, так и не продашь".
Создать презентацию рекламы: (Индивидуальные задания для имеющих компьютер дома).