Общеразвивающая: выявить уровень представлений детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течении года, формировать экономическое мышление, познакомить с денежными единицами различных государств, закрепить умение выделять главное направление использования денег людьми.
Развивающая: раскрыть детям особенность продажи товара на аукционе, развивать желание играть в игры с математическим и экономическим содержанием, развивать логическое мышление.
Коррекционная: совершенствовать умение четко и логически верно отвечать на поставленные вопросы, составлять распространенные предложения по картине, закреплять в речи употребление простых предлогов /в, на /, продолжать работу по обучению согласования слов в роде, числе и падеже. Закрепить умение образования качественного, предметного словаря, использование в речи глаголов: продавать, покупать, делать, купить, продать.
Материалы: видео - письмо, план-карта страны "Экономика", денежные знаки разных стран гривны, доллары, рубли, марки/, картинки-задачки, пальчиковая гимнастика, загадка, игра "Пирамида" предметные картинки: одежда, посуда, мебель, игрушки , аксессуары для игры "Аукцион" круг, молоточек, подиум, деньги , экономический ребус, шкатулка, копилки.
Для практической работы: бусы, нитки, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, тесьма, клеенка.
Предварительная работа: проведение сюжетно - дидак-тических игр "Маленькие покупки", "Рынок", "Магазин", "Реклама", дидактических игр "Обмен", "Семейный бюджет", экскурсии в магазин, в банк, на рынок, чтение художественной литературы А.Толстого "Приключение Буратино", русские народные сказки "Теремок", проведение бесед о деньгах, товарах.
Методы и приемы: чтение художественных произведений, решение логических задач, создание проблемных ситуаций, использование пальчиковой гимнастики, вопросы, игры, рассказы, рассматривание картины.
Ребята, сегодня в гости к нам пришли мои коллеги из других детских садов. Им очень интересно посмотреть, как вы научились путешествовать по стране Экономика. Давайте с ними поздоро- ваемся. Дети: "Здравствуйте!"
Приглашаем в группу "Сказка", это будет вам подсказка,
И расскажем мы о том,
Как с э к о н о м и к о й живем.
Время бежит, жизнь не стоит,
Век ХХ незаметно пролетит.
Не ленись, размышляй, и друзьям помогай.
Воспитатель. Так, с чего же нам начать? Вы желаете узнать, что такое страна Экономика и есть ли в ней что-то очень интересное, нужное, полезное для нас?
Дети. - Да, хотим!
Воспитатель. На адрес нашей группы "Сказка" пришло видео-письмо, давайте его посмотрим! видео-письмо с Гномом Экономом к детям: "Ребята, вы узнали кто это?"
Дети. - Это наш старый друг, Гном Эконом.
Воспитатель. Давайте послушаем его.
Гном Эконом: "Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в путешествие по знакомым местам страны Экономика. Я предлагаю вам вот эту карту. Если вы правильно пройдете весь намеченный путь, то доберетесь до интересной, загадочной остановки. Желаю вам удачи и до встречи! воспитатель берет в руки карту
Воспитатель. Ну что ж, карта у нас в руках и мы готовы в путь. Составим по ней маршрут и отметим все остановки. Куда бы вы хотели попасть, о чем поговорить?
Предполагаемые ответы детей. - Мы хотели бы поговорить о товарах.
- А я хочу поговорить о бюджете.
- Мне интересно поговорить о деньгах.
- Хорошо бы о прибыли поговорить.
Воспитатель. Так давайте укажем стрелками наш путь дети наносят на карту стрелки . Ну вот и все готово. И т а к, первое о чем мы с вами будем говорить, это что?
Дети.- Бюджет.
Воспитатель. В стране Экономика все начинается с бюджета.
- А скажите, из чего состоит бюджет вашей семьи?
Дети. - Бюджет моей семьи состоит из доходов и расходов..
Воспитатель. А откуда появляются доходы?
Дети. - Папа и мама работают и принося зарплату.
- Дедушка с бабушкой получают пенсию.
- Студенты за хорошую учебу получают стипендию.
Воспитатель. Скажите, а как вы, маленькие дети, можете помочь пополнить бюджет своей семьи?
Дети. - На даче помогать собирать урожай и лишнее продать.
- Дома маме помогать, а она в это время может выполнять другую работу: шить, вязать, и эту вещь тоже можно продать.
- Нужно беречь игрушки, одежду, мебель, обувь.
Воспитатель. А какие бывают расходы?
Дети. - Расходы бывают основные и дополнительные.
Воспитатель. А что относится к основным расходам?
Дети. - К основным расходам относится еда, одежда, жилье.
Воспитатель. Что же тогда дополнительные расходы?
Дети.- К дополнительным расходам относятся книги, игрушки, картины, ручки, тетради.
Воспитатель. Ну что ж, вы нам очень доступно рассказали о доходах и расходах и что касается бюджета, я думаю, для себя вы усвоили хорошо. Молодцы! Я довольна вашими ответами закрываю на карте пройденное
Итак, отправляемся дальше. звучит звон монет .Ребята, звон монет предлагает нам беседу о деньгах. А как вы думаете, что такое деньги, и нужны ли они нам?
Дети. - Да, нужны.
- С помощью денег мы можем что-нибудь купить.
- С помощью денег мы можем узнать, какая вещь дороже, какая дешевле.
- С помощью денег мы можем узнать цену вещей.
Воспитатель. А что такое цена?
Дети. - Цена - это то, сколько стоит вещь.
Воспитатель. Вы все верно ответили. А я сейчас вам хочу вот что сказать. В каждой стране имеются свои деньги, и все они по-разному называются. Например: на Украине - гривны, в России рубли, в Америке - доллары показываю детям эти деньги
А сейчас я хочу вам предложить решить экономические логические задачи. Нужно подумать, как разумно распорядиться деньгами в разных случаях. Итак, я беру из нашей картотеки карточку, а вы внимательно слушаете и правильно отвечаете.
1. Буратино заработал 100 золотых монет, и задумался, как лучше ими распорядиться.
Закопай их в землю! - посоветовал Кот Базилио.
Воспитатель. А как вы думаете, ребята?
Дети.- Я думаю, деньги лучше положить в банк, там они будут надежно храниться.
Воспитатель. Вторую логическую задачу нам предложит Оля.
2. Степашка выращивает яблоки. Летом он продает их по 2р. за 1кг, а зимой - по 5р. за 1кг. Почему цена яблок меняется?
Дети. - Потому, что спрос на яблоки зимой больше, а летом - меньше.
Воспитатель. Следующую логическую задачу предложит нам Данила.
3. Карлсон открыл свой магазин "Лесные ягоды", где было много всякого варенья. Но покупателей, к сожаленью, было мало. Что нужно сделать Карлсону, чтобы все узнали о его вкусном варенье?
Дети. - Дать объявление в газету.
- Сделать рекламу.
- Оформить ярко, красиво магазин.
- Провести "День открытых дверей", где можно будет открыть варенье и дать попробовать всем, кто зайдет в магазин.
Воспитатель. Еще одну экономическую задачу послушаем.
Нам ее предложит Таня.
4. Топтыжка продавал на рынке мед, чтобы купить себе малины. Его друг Косолапый продавал малину, чтобы купить себе мед. Торговля шла плохо, покупателей было мало, медвежата загрустили. Как им поступить, чтобы оба остались довольными?
Дети. - Я думаю, им надо обменяться товаром.
Воспитатель. А как можно еще назвать обмен?
Дети. - Обмен можно еще назвать бартер.
Воспитатель. Я вижу, что вы научились правильно считать, распределять и тратить деньги закрываю надпись "Денежная".
В основном деньги тратят на рынках, в магазинах. А в магазинах много товаров дети становятся в круг. И мы с вами выполним пальчиковую гимнастику " Магазин":
Наш дворец для всех открыт,
Продавщица говорит:
"Он наполнен чудесами,
Вы на них взгляните сами.
Посмотрите на витрины -
Тут и звери и машины,
Тут и куклы в платьях модных,
Выбирайте, что угодно!
Есть матрешки расписные,
И игрушки заводные,
Золотые рыбки:
И всем вам по улыбке!
Воспитатель.
А сейчас послушайте мою загадку:
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается?
Это не чудесный дар?
А просто - напросто :
Дети. - Товар.
Воспитатель. Да и у нас много товаров. Определите, в каких магазинах можно их купить сороговорка, произносят дети
Расскажите про покупки,
Про какие про покупки,
Про покупки, про покупки,
Про покупочки свои!
А теперь подойдите пожалуйста к столу, возьмите карточку и назовите, в каком магазине продается этот товар.
Игра "Пирамида", дети берут картинку, называют, что там нарисовано и где его можно купить.
Дети. - У меня диван, это товар, его можно купить в мебельном магазине, и т.д.
Воспитатель. Теперь ответьте мне, так что же такое товар?
Дети. - Товар - это, что покупается и продается за деньги.
Воспитатель. Верно, ребята, и чем больше будет товаров, тем лучше будут жить люди. Молодцы! Вы все правильно ответили.
- А откуда же берутся товары?
Дети. - Их изготавливает человек. Например, мебель делают на мебельной фабрике, одежду шьют на швейной фабрике, автомобили собирают на автомобильных заводах.
Воспитатель. Молодцы, верно ответили! Вот и мы сейчас с вами попробуем изготовить товары. У вас на столах есть все необходимое для этого по 3 ребенка за столом выполняют разные поделки: игольницу, кошелек, бусы, картинку. Воспитатель во время выполнения работ детьми говорит такие слова:
Все, что мы делаем - важно,
Все, что мы делаем - нужно.
Значит, давайте трудиться,
Честно, усердно и дружно!
По окончании работы воспитатель выставляет поделки на выставку.
Воспитатель. Мы с вами потрудились, сделали своими руками красивые товары. И теперь нам надо их выгодно продать, чтобы получить прибыль. Как же нам это сделать? Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру "А у к ц и о н". А вы знаете что такое аукцион? Вы в замешательстве? А кто приходит к нам всегда на помощь?
Дети. - Гном Эконом.
Гном Эконом. Вижу нужна вам моя помощь. Так вот слушайте внимательно, я сейчас вам расскажу, что такое аукцион. Аукцион - это тоже распродажа различных товаров, но необычная. Товары выставляются на возвышенных местах. На них устанавливается начальная цена. Желающих купить товар много, и каждый старается по очереди уплатить больше денег, чтобы купить товар, который ему понравился. Тут не торгуются как на рынке, где можно купить дешевле, а цена с каждым ударом молоточка ведущего аукциона растет. А на аукционе продаются редкие единичные товары, например: картины известных художников, старинные книги, мебель.
Воспитатель. Ребята, а давайте и мы попробуем поиграть в игру "Аукцион" с нашими товарами.
Гном Эконом. Я предлагаю выставить для продажи на аукционе ваши товары: кошелек, бусы, картину, игольницу.
Воспитатель. Итак, вот эти товары можно сегодня выкупить по выгодной для вас цене. Нам нужно выбрать ведущего нашего аукциона. Сегодня им будет Катя. Итак, все готово, начинаем наш аукцион.
Гном Эконом. Вашему вниманию представлен кошелек.
Ребенок - ведущий. Начальная цена - 2 копейки стучит молоточком, на каждый удар молоточка цена повышается, товар продан по максимально назначенной цене. Далее продается картина, бусы, игольница. Гном Эконом подает товар покупателю
Воспитатель. Товары выгодно проданы. Спасибо всем за участие в аукционе ко всем гостям.
Итак, ребята, аукцион проводится в тех случаях, когда товар является редким, а спрос на него большой. На нашем маленьком аукционе вы это сами увидели. а теперь ответьте мне, так что же такое аукцион?
Дети. - Аукцион - это распродажа редких товаров.
- На аукционе сидят люди, которым нужен этот товар.
- Ведущий стучит молоточком и ниже цену говорить нельзя.
- Кто больше заплатит денег, тот купит товар.
- На аукционе не торгуются, как на рынке, а говорят свою цену.
Воспитатель. Так еще раз скажите как называется распродаже редких товаров.
Дети. - Аукцион.
Воспитатель. Молодцы, я вижу вы поняли что такое аукцион.
Вот мы с вами поиграли в игру и у нас появилась маленькая прибыль, а будет еще больше, как только вы разгадаете экономи - ческий ребус, который нам принес Гном Эконом.
Гном Эконом. Нужно составить слово из начальных букв этих предметов копейка, лук, арбуз, дом; выкладывают из букв клад.
Воспитатель. Правильно, ребята, это клад. А что такое клад?
Дети. - Клад - это то, что кто-то где-то спрятал.
- Клад - это сокровища, которые кто-то закопал в землю.
- Клад - это наши знания.
Воспитатель. Вы все верно ответили. А наш клад находится в этой шкатулке. Давайте откроем ее и посмотрим, что же там за клад открывают шкатулку, из которой звучит музыка Да тут вот какие замечательные, веселые копилки. В них вы будете собирать деньги и это будет ваша маленькая прибыль раздаются копилки под музыку, затем открываю остановку "Прибыльная"
Так вот на какую интересную остановку мы с вами попали.
Гном Эконом. Мне очень приятно услышать об экономике, и то, что вы полюбили эту интересную науку.
Воспитатель. Спасибо тебе, Гном Эконом!
Гном Эконом уходит.
Ребята, вы многое сегодня рассказали, многое показали. А о чем бы вы еще хотели бы подробнее узнать?
Дети. - Нам было бы интересно узнать, что такое валюта.
- Мы хотели бы узнать, кто такой менеджер.
- Вот у меня копилка, я бы хотел узнать, как мне экономить деньги, чтобы наполнять копилку.
Воспитатель. Об этом и о многом другом мы с вами познакомимся на следующих занятиях. Наше увлекательное путешествие по стране Экономика заканчивается. Но я вижу, что вы хотите еще что-то сказать нашим гостям.
Экономикою нас | Экономика больна, |
Начали знакомить. | И страдает вся страна, |
Что такое доход, расход, | Дайте вырасти нам только, |
Как деньги экономить. | Вылечим ее тогда! |
Мы доход своей семьи, | Будем знания получать, |
Вместе подсчитали, | Денежки накопим, |
Знаем цену всем вещам | И вам, детские сады, |
Что нам покупали! | В будущем поможем |