"Человек облада6ет способностью
любить,
и если не может найти применения своей
способности любить,
он способен ненавидеть, проявляя агрессию и
жестокость.
Этим средством он руководствуется как бегством
от собственной душевной боли:"
Эрих Фромм
Сегодня мы продолжим поиск новых форм общения с родителями и подробнее остановимся на родительском собрании. Общая цель родительских собраний в начальной школе состоит в установлении, а в дальнейшем совершенствовании правильных взаимоотношений учащихся класса, педагогов и администрации школы для решения учебно-воспитательных задач общеобразовательного учреждения.
Главное назначение родительских собраний - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.
Но при этом не следует забывать о требованиях к проведению собраний.
Оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
Тема должна учитывать возрастные особенности детей.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер- разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т д.
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учащихся.
По содержанию родительские собрания могут быть:
- организационные - это собрания с традиционной повесткой дня, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет.
- тематические - это , собрания, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития, учащихся класса.
- итоговые - это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.
А по форме самые разнообразные:
- педагогические ринги (Столкновение мнений детей и родителей, каким быть ученику, каким быть родителю)
- собрание - диспут
- деловая игра
- родительская конференция по обмену опытом воспитания
- конференция отцов
- итоговые совместные собрания детей и родителей
- собрание-чаепитие "за круглым столом"
- презентация семейного воспитания
- пикник и т д.
А мы все сегодня участники родительского собрания, "Современный ребенок и его проблемы" на который приглашены - директор школы № 13 г Байкальска, заслуженный учитель Российской Федерации Воронов Антон Евгеньевич, он поделиться с нами вопросами, которые его волнуют. Свои мысли по решению проблемы выскажет кандидат психологических наук Черкасова Наталья Андреевна. А Попов максим Алексеевич, доктор медицинских наук, автор многих открытий в области медицины расскажет нам о причинах этой проблемы. Нам предстоит не только внимательно выслушать уважаемых коллег, но и совместно выработать решение. Итак, слово Антону Евгеньевичу.
Директор - Я много лет работаю в школе, занимаюсь вопросами детской жестокости и агрессивности. За время своей практики заметил, что возраст проявления агрессии помолодел. С чем это связано? Как бороться с проявлениями детской агрессии? И как мы взрослые можем помочь детям преодолеть ее? Может быть, небольшую подсказку даст эпиграф нашей встречи?
"Человек облада6ет способностью любить, и если не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли:"
Ведущий - злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, а самое главное несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Как тут помочь? Ответим вместе, но сначала слово доктору медицинских наук Попову Максиму Александровичу.
Медик - детская агрессивность признак внутреннего эмоционального неблагополучия. Сгусток негативных переживаний, один из способов зашиты. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать других. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, учителя, сверстников. Они не успокаиваются до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку. Странный способ получения внимания? Но для данного ребенка это единственный механизм "выхода" психолого-эмоционального напряжения , скопившейся внутренней тревожности.
Ведущий - так вот оказывается как. Это способ получения внимания. Но, а как-то можно помочь ребенку? Снова этот вопрос встал перед нами.
Директор - говоря о растущей детской агрессивности, мы все чаще упоминаем влияние на ее расцвет телевизионных передач и видеоигр.
Ведущий- конечно, в первую очередь это связано с просмотром телевизионных фильмов, насыщенных сценами крови, драк, убийств и других видов насилия. А информация, которая подается с экранов носит пессимистический характер и все это на неокрепшую психику ребенка. Но прежде, чем перейти к обсуждению послушаем мнение Натальи Андреевны-кандидата психологических наук.
Психолог - Чтобы решение проблемы сдвинулось с мертвой точки, необходимо начать с себя. В психологии есть очень важное правило - если хочешь изменить поведение кого - нибудь, надо в первую очередь изменить свое поведение. Если на службе папе или маме приходится быть сдержаннее, демократичнее, то дома их авторитарность демонстрируется в полной мере.
В первую очередь я советую обратить внимание на общение - на построение ваших фраз. Чаще всего мы пользуемся "ты - высказываниями"- они создают впечатления нашей абсолютной правоты и неправоты другого человека. "Ты -всегда..", "Ты - опять..". В результате ребенок чувствует , что он плохой и обижается. "Я- высказывания" - это когда вы говорите лишь о том, чего вы хотите, что чувствуете. "Я очень огорчена, что ты не успел:" Их лучше начинать с нейтральной констатации поступка, затем описать Ваше чувства, переживания по этому поводу, а затем в вежливых неагрессивных выражениях расскажите, чего бы Вы хотели .Это способ решать проблему менее конфликтен.
Ведущий - спасибо, уважаемая Наталья Андреевна. Это действительно очень важно, как мы говорим с ребенком. Давайте попробуем построить "Я - высказывания" с первой группой и обязательно научимся применять их в общении с ребенком.
Работа в группах.
1 группа - замените "Ты - высказывания" на "Я - высказывания"
Ты опять не прибрал в своей комнате. | Я думала, мы с тобой договорились о том, что уборку в комнате надо делать ежедневно. |
Ты опять получил двойку, как все это мне надоело! | |
Ты снова в школе подрался ? Все, никакого тебе телевизора. | |
Ты не заполнил дневник? В чем дело? Это же твоя обязанность. |
Если это задание показалось Вам трудным напишите три "Я высказывания" с которыми вы уже сейчас могли бы обратится к своему ребенку.
1.
2.
3.
Вторая группа - конечно общение , да еще правильное это важно, но недостаточно. Тем более мы сегодня говорим об агрессивных детях. Как еще можно им помочь? Что может сделать школа, что родители?
родители | школа |
Выступления от групп.
Итог - итак все вместе мы нашли некоторые способы борьбы с агрессивностью детей и поняли, что каковы бы не были ее причины - он нуждается в вашей помощи, она ему просто необходима.
А еще мы увидели, как можно проводить родительское собрание, привлекая детей, обыгрывая разные ситуации, которые отражают проблемы Вашего классного коллектива. Результат таких собраний - отличный. Трудность в подготовке детей. Если есть возможность, то можно предложить каждому родителю памятку-
Как желательно вести себя родителям с агрессивным ребенком. | Как не желательно вести себя с агрессивным ребенком. |
-Нормализовать семейные отношения.
Ребенок не должен быть свидетелем ссор и
скандалов - Пересмотреть стиль воспитания ребенка. Придерживаться одного стиля воспитания всем членам семьи. -Не злоупотреблять своим бесконечным "нельзя", "не надо", препятствующими развитию детей. -Не применять никакие формы физического наказания по отношению к ребенку, вплоть до шлепков. Доказано, что чем более жестоко наказываете Вы своего ребенка в семье, тем более жесток он по отношению к окружающим. -Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками, чтобы он не чувствовал себя отверженным родителями - Что-то требуя от ребенка, учитывайте его возможности, а нето как Вам хотелось бы это видеть. -Пытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло. -Учите выплескивать свой гнев приемлемыми для его возраста способами, переводя физическую агрессию в вербальную., чтобы уменьшить нервно - психическое напряжение ребенка.(можно даже разрешить закрыть дверь в комнате и кричать в ней, можно сочинить сказку, в которой появится возможность выплеснуть негативные эмоции, физическая нагрузка - от игры в мяч до соревнований в беге) - При драчливости ребенка главное - не разъяснять, а предотвратить удар. -Научите сочувствовать другим людям. |
-Постоянно внушать ему, что он плохой.
Помните, что отрицательная оценка взрослых
формирует отрицательную самооценку ребенка и
затрудняет его общение. Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность - это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия - не орудия сражения. -Преднамеренно разжигать чувства к одному из родителей. -Оскорблять достоинства малыша грубыми словами. -Помнить, что безэмоциональность родителей, безразличие их по отношению к своему ребенку стимулирует агрессивность детей. -Когда нет видимых причин для агрессии ребенка, обратитесь к психологу и психоневрологу. |
Спасибо всем за работу.