Обобщающий урок по теме "Местоимение"

Разделы: Начальная школа


Цель: обобщить знания учащихся о местоимении, повторять части речи и орфограммы, развивать орфографическую зоркость, внимание.

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы с вами повторим все ,что знаем о местоимениях.

Сейчас мы с вами отгадаем кроссворд.

Отгадывание кроссворда.

а) Какие два местоимения мешают на дорогах? (я-мы)

б) Сколько личных местоимений в слове семья? (семь)

в) Первый слог - личное местоимение, второй слог - звук, который издает лягушка, а вместе овощ? (ты-ква)

г) Первый слог личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначает местилище для чего-нибудь. (я-щик)

д) Первый слог - личное местоимение. Второй слог - то же, что несчастье ,а вместе обозначают мелкая клевета или клеветник. (я-беда)

Ход урока

- Что такое местоимение?

- На что может указывать местоимение?

- Приведите примеры:

1. У дома растут красивые цветы. Они цветут все лето.

Местоимение они указало на цветы - предмет.

2. Такие же цветы мы посадили на даче.

Я указала на признак.

Такие же красивые, как у дома.

- Что такое существительное?

- На какие вопросы отвечают существительные?

- На какие вопросы отвечают местоимения?

Местоимение Существительное
1. Указывает на предмет. 1. Обозначает предмет.
2. Отвечает на вопросы кто? что? 2. Отвечает на вопросы кто? что?
3. Изменяется по числам и падежам. 3. Изменяется по числам и падежам.
4. В третьем лице изменяется по родам. 4. Существительные имеют род.

3. Следующее задание.

На доске: я, он, в, на, ты, нас, мне, мни, мы, а, мнем, под, тебя, нос, но.

- Прочитайте слова.

- Что вы заметили?

- Назовите местоимения.

- Запишите только местоимения в тетрадь.

4. Следующее задание.

На доске: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

- Прочитайте местоимения.

- Какие это местоимения? (личные)

Давайте вспомним все, что о них знаем.

- Сколько лиц у личных местоимений? (3)

- Назовите местоимения

  • первого лица? (я, мы)
  • второго лица? (ты, вы)
  • третьего лица? (он, она, оно, они)

- Какое местоимение вместо местоимения ты употребляется для выражения вежливости? (вы)

- Когда мы обращаемся к кому-то одному, то Вы пишем с какой буквы?

- А что еще вы знаете про личные местоимения? (личные местоимения изменяются по числам)

Например:

я-ед.ч.

мы-мн.ч.

Изменяются по падежам.

Например: я, нет меня, ко мне, со мной, обо мне.

Местоимения третьего лица изменяются по родам:

Он - м.р.

Она - ж.р.

Оно - ср.р

- А как изменяются существительные? (по падежам и числам)

- Имеют существительные род? (да)

5. Словарная работа.

На доске слова.

Суп, чугун, лестница, земля, плюш, пенал, каска, грустный, улов, шишка, река.

Сегодня необычная словарная работа. Во всех этих словах вы должны найти орфограммы, подчеркнуть их, и из этих подчеркнутых букв составить новое словарное слово.

путешествие

Записать в тетрадь, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.

- Что такое путешествие?

- Как можно путешествовать?

- Какое это слово? (сложное)

- Объясните от каких двух основ оно образовалось?

- А слово местоимение какое слово? (тоже сложное)

- Как вы его понимаете? (вместо имен)

6. Следующее задание.

Назовите местоимение:

1л. ед.ч. в Р.п. (меня)

2л. мн.ч. в Д.п. (вам)

3л. ед.ч. ж.р. в П.п (о ней)

3л. мн.ч. в Т.п. (ими)

1л. мн.ч. в Р.п. (нас)

7. Я буду зачитывать отрывки, а вы выпишите местоимения в столбик с маленькой буквы. (Повторяющиеся местоимения писать не нужно.)

- Как пишутся предлоги с местоимениями?

а) Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю. Но пузатый от меня убежал, как от огня.

Я- 1л., ед.ч. И.п.

От меня 1л., ед.ч. Р.п.

б) Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя: у тебя на шее вакса, у тебя под носом клякса.

ты - 2л., ед.ч. и.п.

у тебя - 2л., ед.ч. Р.п.

в) А от бешеной мочалки я помчался как от палки, а она за мной, за мной, по Садовой, по Сенной.

Она - 3л., ед.ч. ж.р. И.п.

За мной - 1л., ед.ч. Т.п.

г) И сейчас же брюки, брюки так и прыгнули мне в руки.

Мне - 1л., ед.ч. Д.п.

д) А за ними пирожок:

"Ну-ка съешь меня дружок".

Меня - 1л. , ед.ч., В.п.

- Определите лицо, число, род, падеж.

- Кто написал эти строчки? (К. И. Чуковский)

- Как называется это произведение? ("Мойдодыр")

8. Физкультминутка.

Я буду называть слова, относящиеся к разным частям речи. Если назову местоимение, хлопайте в ладоши (раз-два)

Любая другая часть речи, крутите головой.

Ребята, они, дело, оно, она, метла, тебя, снег, он, ему, горка, учитель, вас, ее, я, ты, друг, вы, ученики, их.

9. Работа над предложениями.

У меня был замечательный скворец.

скворец (какой?) замечательный

был (у кого?) у меня

- Каким членом предложения является здесь местоимение?

Я за ним ухаживал, кормил, играл, учил петь.

ухаживал (за кем?) за ним

- Сколько местоимений в этом предложении?

- Каким членом предложения являются здесь местоимения?

- Как пишутся предлоги с местоимениями?

10. Самостоятельная работа.

Каждый из вас получил карточку. Внимательно прочитайте ее и выполните это

задание в тетради. ( Раздаю карточки трех уровней сложности, учитывая

индивидуальные особенности учеников).

1 вариант.

Спишите. Поставьте местоимения в нужном падеже.

Подошел к (он), возвратился с (она), поздравляю (он), посмотрел на (они), позвонил (она), отвечал (они), обрадовал (он), спросил про (он).

2 вариант.

Спишите. Исправьте ошибки.

Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг близко от ее раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им, минуту глядел на его молча.

3 вариант.

Спишите. Исправьте ошибки. Поставьте местоимения в нужном падеже.

Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны. На (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали летать надо (я) с резким криком. Из рощицы вышла птица. Перышки нее были окрашены в светлый цвет, а на их темные пятна и черточки.

11. Итог урока.

- Так какое же главное отличие местоимений от существительных?

(Местоимения указывают на предметы, но не называют их.).