Урок "Родной край – частица Родины"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с достопримечательностями Краснодарского края.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, эстетические чувства.
  • Развивать любознательность, внимание.

Оборудование: учебник; отрывки из стихотворения кубанских поэтов; карта; названия городов на карточках, магниты для обозначения мест, где побывали; диск с демонстрационным материалом (фотографии); фильм "Сочинский дендрарий", фильм "Рисунки к песне", полоска серпантина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы говорили о достопримечательностях городов России, я буду говорить вам название города. А вы попробуйте вспомнить, чем он прославился?

Ростов :Великий. (Кремль)

- А что такое кремль? (Центральная часть древнерусских городов)

Ярославль - (Один из первых русских театров имени Фёдора Волкова)

Кострома - (Торговые ряды, (напоминает ейский центр), Музей деревянного зодчества (в музее деревянного зодчества снимали русские фильмы-сказки)

Волгоград - (город-герой, Мамаев курган, зал воинской славы, статуя Родина-Мать)

Тула - (музей усадьба "Ясная поляна", "Музей оружия" )

-Чем ещё славится Тула? (пряники, самовары)

- Так же вам было задано объяснить пословицу "Чужбина - калина, а родина малина"

(Калина - горькая, а малина сладкая - на Родине хорошо, а далеко от Родины плохо)

- А что же такое Родина? (Родина - место, где человек родился, где он работает и учится, где живут его друзья. Наша родина Россия, мы - россияне.)

- На одном из уроков вы получили задание проиллюстрировать песню "Красно солнышко", посмотрите, какие работы получились (Показ фильма).

- Подходят ли они к песне? Почему? Как отразили рисунки слова песни?

- Какое дерево является символом России? (Берёза)

III. Работа над темой урока

1. Вводная беседа

- А где мы с вами живем? В каком крае? (В Краснодарском крае)

- Как еще называют этот край? (Кубань)

- Можно ли сказать, что Кубань - наша Родина? Почему?

- Вы сказали, что символ России - берёза, а Кубани? (Тополь)

- Сейчас вы увидите фотографии Кубанских пейзажей. А на партах у вас листы, на которых напечатаны отрывки из стихотворений кубанских поэтов. Попробуйте подобрать отрывки, как подписи, к фотографиям.

Даль степей сквозная
Гор простор орлиный -
Сторона родная,
Край наш тополиный!
(Виктор Подкопаев)
Ой, как засмеялось подсолнечное поле!
Под лазурным небом - тысяча светил
Зацвели подсолнухи на степном раздолье:
Цвет их золотистый степь позолотил:
(Иван Варавва)
Коричневый бархат обрыва
Протянут вдоль моря каймой.
Азовское море игриво
От ветра бугрится волной.
(Владимир Коряка)
Стоит пшеница по Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в хлебном океане
Зеленый парус тополей.
(Иван Варавва)
Край наш кубанский -
Родная земля,
Словно солдаты,
Стоят тополя:
(С. Ольгин)
 

2. Работа с учебником

- Наш край - не единственный в России.

- В России много разных краев и областей. И каждому краю, каждой области, есть чем гордиться.

Откройте учебники на стр. 98.

(Чтение текста и рассматривание фотографий)

- Какие предметы гордости Москвы представлены? Как думает, что в их названии обозначает слово "царь" (большой размер)

- Чем может гордиться Болдино, Пятигорск?

- Какое крупное предприятие есть в Туле?

- О какой войне рассказывается в военно-историческом музее села Бородино?

- А как вы думаете, есть ли чем гордиться нашему краю?

3. Игра - путешествие

- Я приглашаю вас в путешествие по родному краю:на автобусе. Рассаживайтесь поудобнее и приготовьтесь к интересной экскурсии:

- Весь наш край прочерчен линиями автомобильных дорог. Но на равнине дорогу строить легко, а в горах, как вы думаете, есть дороги?

- Есть, но в горах они называются интересно: "серпантин". Посмотрите, это серпантин. Как вы думаете, почему так называются горные дороги? (Ответы детей)

- Не случайно, я заговорила о горах. Ведь горы - одна из достопримечательностей Краснодарского края! Много людей едет сюда, чтобы побывать в Кавказских горах. И мы добрались, чтобы увидеть их красоту.

- Можно ли не восхищаться горами, если их вершины, покрытые вечными снегами, скрываются в облаках, склоны поросли лесами, а сбегающие вниз горные реки рассыпаются водопадами и поят альпийские луга, поросшие цветами, наполняют прозрачной, как слеза, водой горные озёра: Кто хоть раз увидел их красоту, захочет обязательно сюда вернуться. (Фотографии)

- Но вот мы перебрались через горы, спустились вниз:

- Скажите, куда мы попали? (На берег Чёрного моря)

(Отрывок видеозаписи "Чёрное море")

- Что вы знаете о Чёрном море?

- Черное море привлекает отдыхающих со всей России. На его берегу расположено множество городов, а мы въезжаем в самый большой из них :(Сочи.)

Сочи - известный город-курорт, украшенный вечнозелёными растениями. Он тянется вдоль моря, и всю береговую полосу занимают санатории и дома отдыха, где люди могут отдохнуть и поправить здоровье. (Фотографии)

- Сможете ли вы сказать, чем прославился он на весь мир?

- Сочи - место будущей олимпиады.

- Что происходит на олимпиаде? (Соревнуются спортсмены из разных стран)

Физкультминутка.

Давайте разомнёмся, покажем свою спортивную удаль.

Каждый день все вместе мы
Делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, (ходьба на месте)
Руки поднимать (поднимаем и опускаем руки вверх - вниз)
Приседать и вставать, (5 приседаний)
Прыгать и скакать. (5 прыжков)
А теперь бежим на месте.
Финиш метров через 200! (бег)
Хватит, хватит, прибежали,
Потянулись, подышали!

- Продолжим наш урок

- Знаменит Сочи и особым парком, где собраны удивительные растения: (Отрывок фильма "Сочинский дендрарий")

- А теперь вас встречают экскурсоводы, которые и расскажут о достопримечательностях некоторых городов Краснодарского края.

1 экскурсовод.

- Если мы проедем по шоссе, ведущему вдоль моря, мы попадём в город - герой Новороссийск. (Фото стелы) А кто из вас знает, каким городам давали звание героя?

- Люди, защищавшие этот город, проявили мужество и героизм в борьбе с фашистской армией. Поэтому так печальны памятные места этого города, они все связанны с войной: Эта мозаика изображает карту сражения. На ней показаны наступления фашистских войск и ответные удары нашей армии. Дом, который так и остался разрушенным со времён войны, после попадания снаряда. Памятник матросу-защитнику Новороссийска. Колодец "Жизни" - из него пили воду наши бойцы.

Находится в Новороссийске и гордость военно-морского флота России гвардейский крейсер-музей Михаил Кутузов. (Показ фотографий)

2 экскурсовод.

- Дальше по побережью, расположен, город, который в Краснодарском крае считается детским курортом, хотя отдыхают там и взрослые и дети. Но не в одном из других городов нет такого количества детских лагерей отдыха, как в Анапе.

- А знаменитым местом, где назначают встречи отдыхающие, да и сами жители города является Анапский маяк. Построен он более 50 лет назад.

- Ещё одно удивительное место в Анапе - Горгиппия - единственный в России музей - раскопки под открытым небом. (Показ фотографий)

- Мы отъезжаем от моря, наш путь лежит в глубь края.

3 экскурсовод.

- И вот перед нами город Горячий Ключ. На гербе города изображена арка - ворота, а в них из кувшина льётся знаменитая минеральная вода, которая лечит от многих болезней. Вы наверняка пили её? Поэтому в этом городе так много санаториев, где люди поправляют здоровье. А вот название города происходит от горячих источников, которые даже в мороз позволяют купаться в открытой воде. (Фотографии)

- А теперь мы в главном городе Краснодарского края, который стоит на берегу реки Кубань. Что это за город? (Фотографии)

- История Краснодара - столицы края, связанна с императрицей Екатериной II.

- Кто помнит, почему? (Екатерина подарила казакам земли Кубани)

- И поэтому одна из главных достопримечательностей города - это памятник императрице, который был разрушен, а через много лет в точности восстановлен.

- Какое название хотят вернуть Краснодару?

- А наше путешествие заканчивается, и мы возвращаемся в Ейск. На берегу какого моря расположен наш город? Что вы о нём знаете? (Фотография)

- Конечно Азовское море не такое прозрачное, как Чёрное, но и оно привлекает множество отдыхающих со всех уголков России. Это море считается лучшим для семейного отдыха, его берега засыпаны песком, оно быстрее прогревается, чем Черное. Сюда едут отдыхающие с детьми. (Фотографии).

IV. Итог урока.

- Какие места нашего путешествия вам особенно запомнились?

- Где вам захотелось побывать?

- А как вы думаете, в Ейске есть достопримечательности?

- Конечно, в нашем городе есть свои памятные места, но о них мне расскажите вы сами на следующем уроке. Это и будет вашим домашним заданием. На стр. 99, записаны вопросы, на которые вам предлагается ответить. Если сможете, постарайтесь нарисовать то, о чём нам будете рассказывать.