Цели:
- ознакомить учащихся с новой для них единицей измерения площади - дм2,
- развивать умение решать задачи на нахождение площади, совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение сопоставлять, сравнивать, выполнять преобразование величин
- воспитывать взаимоуважение, выдержку и чувство коллективизма
Задачи:
- повторить формулы нахождения площади прямоугольника и квадрата
- на основе опорных знаний вывести понятие квадратный дециметр
- учить применять полученные знания на практике
Оборудование: формулы нахождения площади, модель дм2, чертежи, средства обратной связи, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Ребята, сегодня к нам на урок пришли важные гости. Они будут наблюдать за нашей работой на уроке. Несмотря на гостей, вы должны сохранять спокойствие, уверенность в своих силах и работать в обычном режиме.
Учитель: Проведем аутотренинг. Закройте глазки и повторяйте за мной:
Я спокоен!
Я хочу получить новые знания!
Я смогу их получить!
Учитель: Откройте свои тетради и запишите число, "Классная работа".
II. Актуализация знаний.
Устный счет + дифференцированные карточки (Приложение 1).
Учитель: На какие 2 группы мы можем разделить наши ответы?
Ответ: Простые числа и именованные; четные и нечетные; однозначные и двузначные
Учитель: Обведите именованные числа
Преобразование величин
Учитель: А сейчас я предлагаю выполнить преобразование именованных величин (Приложение 2)
Учитель: Какие это величины? Как их можно еще назвать?
Ответ: Единицы измерения длины
Учитель: А какие еще единицы измерений вы знаете?
Ответ: Единицы измерения площади
Решение задач на нахождение площади прямоугольника и квадрата.
На доске:
Учитель: Что нужно узнать у этих фигур?
Ответ: Площади.
Учитель: Давайте вспомним формулы нахождения площадей этих фигур.
(Один из учеников выходит и из множества формул нахождения периметра и площади для прямоугольников и квадратов выбирает необходимые).
Учитель: Выполните это задание
III. Фиксация затруднений в деятельности.
Сравнительный анализ фигур и фиксация проблемы.
Какая единица измерения площади вам известна?
Ответ: см2.
Как вы понимаете выражение см2?
Ответ: Это квадрат, сторона которого равна 1 см.
А другая единица измерения площади вам знакома?
Ответ: Нет.
Может быть по условным знакам вы догадались как она называется? Что обозначает? Где применяется?
Отсутствие ответов.
К этому вопросу я вернусь в конце урока, а сейчас попробуйте сформулировать тему нашего урока.
IV. Постановка учебной задачи.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь с новой единицей измерения площади - дм2. Узнаете что она обозначает, с какой единицей измерения площади она связана и где ее можно применить в реальной жизни.
V. Построение проекта выхода из затруднения.
(Открытие детьми нового закона)
Практическая работа
Учитель: А сейчас я предлагаю вам начертить квадрат, сторона которого 10 см. Какое свойство квадрата мы знаем?
Ответ: У квадрата все стороны равны.
Учитель: Узнайте, чему равна площадь этого квадрата.
Ответ: 100 см2.
Учитель:Какой другой величиной мы можем заменить 10 см?
Ответ: 1 дм.
Учитель: Подпишите длину сторон квадрата и этой величиной. У каждого из вас получился квадрат, сторона которого 1 дм. Кто догадался, как по-другому мы можем назвать эту фигуру?
Ответ: Квадратный дециметр
Учитель: Записывается это так: 1 дм2, 3 дм2.
Учитель: Чему равна площадь этого квадрата?
Ответ: 1 дм2 = 100 см2.
Учитель:У каждого из вас модель квадратного дециметра. Она поделена на см2. Их тоже ровно 100. Следовательно: 100 см2 = 1 дм2.
VI. Первичное закрепление во внешней речи.
(Выработка практических навыков)
Работа в парах:
Учитель:А сейчас сложите фигуру из двух квадратов на парте, присоединив их рядом. Какова площадь получившейся фигуры?
Ответ: 2 дм2.
Работа в группах:
Учитель: А теперь разбейтесь на группы, присоедините квадраты друг с другом. Какова площадь этой фигуры?
(Площади у всех разные, в зависимости от количества детей в группе)
Учитель: Покажите мне условный знак готовности!
Физминутка.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа с учебником
Учитель: Открывайте свои учебники на странице 60. Давайте прочитаем какое объяснение нам дали в учебнике.
Учитель: Правильно ли мы с вами дали определение дм2?
Учитель: Как вы думаете, площадь чего можно измерить в дм2?
Ответ: Площадь учебника, тетради, стола, доски.
Решение задачи с опорой на наглядность
Учитель: Ребята, у нас в кабинете висит репродукция картины И.Шишкина "Рожь" (Краткая информация о художнике). Я предлагаю применить ваши новые знания и измерить площадь картины в дм2. Если известно, что ее длина - 9 дм, а ширина - 7 дм.
Учитель: Кто желает выйти к доске?
Один ученик решает задачу у доски (Приложение 3). Все остальные работают в тетрадях
Самостоятельная работа
(Задача № 2, № 4 страница 60 (с последующей проверкой)).
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель: А сейчас я хочу проверить как вы усвоили тему нашего урока и сможете применить свои знания (Приложение 4).
Учитель: Сверьте свои ответы с ответами на доске.
Организуется самопроверка.
Учитель:Встаньте те, у кого такие же ответы.
IX. Рефлексия деятельности (итог урока).
Учитель:Подходит к концу наш урок. Что нового вы узнали на уроке? Что такое дм2? Чему равен дм2? Площади каких предметов можно измерить в дм2?
Учитель: Поднимите руку кто хотел сегодня получить новые знания?
Учитель: Оцените свои новые знания и покажите мне условный знак
("Понял" - зеленый цвет, "Не понял" - красный цвет)
(Организуется самооценка учениками деятельности на уроке)
Учитель: Ребята, наш урок окончен. Встаньте пожалуйста. Повернитесь к нашим гостям лицом и поблагодарите их за внимание (Кивок). Всем спасибо!