Конспект урока математики в 3-м классе по теме "Квадратный дециметр" УМК "Школа России"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомить учащихся с новой для них единицей измерения площади - дм2,
  • развивать умение решать задачи на нахождение площади, совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение сопоставлять, сравнивать, выполнять преобразование величин
  • воспитывать взаимоуважение, выдержку и чувство коллективизма

Задачи:

  • повторить формулы нахождения площади прямоугольника и квадрата
  • на основе опорных знаний вывести понятие квадратный дециметр
  • учить применять полученные знания на практике

Оборудование: формулы нахождения площади, модель дм2, чертежи, средства обратной связи, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Ребята, сегодня к нам на урок пришли важные гости. Они будут наблюдать за нашей работой на уроке. Несмотря на гостей, вы должны сохранять спокойствие, уверенность в своих силах и работать в обычном режиме.

Учитель: Проведем аутотренинг. Закройте глазки и повторяйте за мной:

Я спокоен!

Я хочу получить новые знания!

Я смогу их получить!

Учитель: Откройте свои тетради и запишите число, "Классная работа".

II. Актуализация знаний.

Устный счет + дифференцированные карточки (Приложение 1).

Учитель: На какие 2 группы мы можем разделить наши ответы?

Ответ: Простые числа и именованные; четные и нечетные; однозначные и двузначные

Учитель: Обведите именованные числа

Преобразование величин

Учитель: А сейчас я предлагаю выполнить преобразование именованных величин (Приложение 2)

Учитель: Какие это величины? Как их можно еще назвать?

Ответ: Единицы измерения длины

Учитель: А какие еще единицы измерений вы знаете?

Ответ: Единицы измерения площади

Решение задач на нахождение площади прямоугольника и квадрата.

На доске:

Учитель: Что нужно узнать у этих фигур?

Ответ: Площади.

Учитель: Давайте вспомним формулы нахождения площадей этих фигур.

(Один из учеников выходит и из множества формул нахождения периметра и площади для прямоугольников и квадратов выбирает необходимые).

Учитель: Выполните это задание

III. Фиксация затруднений в деятельности.

Сравнительный анализ фигур и фиксация проблемы.

Какая единица измерения площади вам известна?

Ответ: см2.

Как вы понимаете выражение см2?

Ответ: Это квадрат, сторона которого равна 1 см.

А другая единица измерения площади вам знакома?

Ответ: Нет.

Может быть по условным знакам вы догадались как она называется? Что обозначает? Где применяется?

Отсутствие ответов.

К этому вопросу я вернусь в конце урока, а сейчас попробуйте сформулировать тему нашего урока.

IV. Постановка учебной задачи.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь с новой единицей измерения площади - дм2. Узнаете что она обозначает, с какой единицей измерения площади она связана и где ее можно применить в реальной жизни.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

(Открытие детьми нового закона)

Практическая работа

Учитель: А сейчас я предлагаю вам начертить квадрат, сторона которого 10 см. Какое свойство квадрата мы знаем?

Ответ: У квадрата все стороны равны.

Учитель: Узнайте, чему равна площадь этого квадрата.

Ответ: 100 см2.

Учитель:Какой другой величиной мы можем заменить 10 см?

Ответ: 1 дм.

Учитель: Подпишите длину сторон квадрата и этой величиной. У каждого из вас получился квадрат, сторона которого 1 дм. Кто догадался, как по-другому мы можем назвать эту фигуру?

Ответ: Квадратный дециметр

Учитель: Записывается это так: 1 дм2, 3 дм2.

Учитель: Чему равна площадь этого квадрата?

Ответ: 1 дм2 = 100 см2.

Учитель:У каждого из вас модель квадратного дециметра. Она поделена на см2. Их тоже ровно 100. Следовательно: 100 см2 = 1 дм2.

VI. Первичное закрепление во внешней речи.

(Выработка практических навыков)

Работа в парах:

Учитель:А сейчас сложите фигуру из двух квадратов на парте, присоединив их рядом. Какова площадь получившейся фигуры?

Ответ: 2 дм2.

Работа в группах:

Учитель: А теперь разбейтесь на группы, присоедините квадраты друг с другом. Какова площадь этой фигуры?

(Площади у всех разные, в зависимости от количества детей в группе)

Учитель: Покажите мне условный знак готовности!

Физминутка.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с учебником

Учитель: Открывайте свои учебники на странице 60. Давайте прочитаем какое объяснение нам дали в учебнике.

Учитель: Правильно ли мы с вами дали определение дм2?

Учитель: Как вы думаете, площадь чего можно измерить в дм2?

Ответ: Площадь учебника, тетради, стола, доски.

Решение задачи с опорой на наглядность

Учитель: Ребята, у нас в кабинете висит репродукция картины И.Шишкина "Рожь" (Краткая информация о художнике). Я предлагаю применить ваши новые знания и измерить площадь картины в дм2. Если известно, что ее длина - 9 дм, а ширина - 7 дм.

Учитель: Кто желает выйти к доске?

Один ученик решает задачу у доски (Приложение 3). Все остальные работают в тетрадях

Самостоятельная работа

(Задача № 2, № 4 страница 60 (с последующей проверкой)).

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: А сейчас я хочу проверить как вы усвоили тему нашего урока и сможете применить свои знания (Приложение 4).

Учитель: Сверьте свои ответы с ответами на доске.

Организуется самопроверка.

Учитель:Встаньте те, у кого такие же ответы.

IX. Рефлексия деятельности (итог урока).

Учитель:Подходит к концу наш урок. Что нового вы узнали на уроке? Что такое дм2? Чему равен дм2? Площади каких предметов можно измерить в дм2?

Учитель: Поднимите руку кто хотел сегодня получить новые знания?

Учитель: Оцените свои новые знания и покажите мне условный знак

("Понял" - зеленый цвет, "Не понял" - красный цвет)

(Организуется самооценка учениками деятельности на уроке)

Учитель: Ребята, наш урок окончен. Встаньте пожалуйста. Повернитесь к нашим гостям лицом и поблагодарите их за внимание (Кивок). Всем спасибо!