Тема: Большая буква.
Цели:
1. Развивать память, внимание, логическое мышление, речь ребёнка.
2. Развивать устную и письменную речь, развитие творческих способностей, обогащение словаря.
3. Закрепить понятие «большая буква» в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных и географических названиях.
4. Воспитывать в ребёнке аккуратность, любовь к книге.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Повторение пройденного (работа над предложением)
- Начнём мы наш урок с разминки. А поможет нам в этом один сказочный герой.
Загадка
Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это?
(Буратино)
(На доске прикрепляется картинка с изображением Буратино.)
На доске:
- Посмотрите на доску. Рассыпалось предложение. Помогите Буратино восстановить предложение.
- О ком говорится в предложении?
- Что делает Петя?
- А о ком читает Петя?
- Кто из вас любит читать?
- Какие правила должен знать ученик, чтобы грамотно написать предложение?
- Сколько слов в данном предложении?
- Начертим схему предложения. (Один ученик чертит схему на доске, все остальные - в тетради.)
|_________ _____ ________ _________ _________.
Проверка.
- Кто согласен со схемой?
- Какое слово в схеме записано с большой буквы?
- А если слово «Петя» поставим в середину предложения, то как мы запишем это слово? Почему? (Выводы детей.)
- Приведите свои примеры слов, которые всегда пишутся с большой буквы.
- Сегодня, ребята, мы вместе с Буратино и другими сказочными героями отправляемся в страну «ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ».
III. М.К.П.
- Выписать в строчку все гласные буквы из предложения. (Е Я И А Е И У О И О Ы)
IV. Физминутка
1) Зарядка для глаз.
2) Зарядка для губ.
V. Словарная работа
Загадка
Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня...» (Снегурочка.)
- Прочитайте и назовите те слова, которые можно писать как с маленькой, так и с большой буквы. (Учитель стирает с доски словарные слова.)
На доске:
Ваня. Собака. Петров. Сорока. Барсик. Машина. Томск. Сапоги. Волга. Яблоко.
- С красной строки самостоятельно запишите слова, которые я стёрла. (Взаимопроверка.)
- Назовите слово, в котором ударение падает на третий слог.
- Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.
- Назовите слово, в котором есть мягкий согласный.
- Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто?
- Что общего, что объединяет все эти слова? (По 3 слога.)
VI. Тема урока
- Что вы можете сказать об оставшихся словах на доске?
- Докажите.
VII. Физминутка
Учитель называет слова. Если слово пишется с большой буквы, дети встают на цыпочки, подняв руки вверх. Если слово пишется с маленькой буквы, дети приседают.
Люда, пенал, река, Томь, ёлка, Жучка, Айболит, соседка, Барнаул, Иванов, ромашка, лиса, Ира…
VIII. Тема урока
- Отгадайте нашего следующего сказочного героя. Кто это?
Загадка
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся…
(Чиполлино)
1) Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество? (Свободные высказывания детей.)
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьеву приближается…
- Как же звать героя по имени-отчеству? (Илья Иванович Муромец.)
2) Образуйте от имён (Николай, Михаил, Сергей, Иван) отчество и фамилию.
Загадка
Как зовут самого известного коротышку из Цветочного города? (Незнайка.)
- А что мы знаем про Незнайку?
- Незнайка постарался и приготовил для нас несколько заданий.
1) На доске: дядя Федор и Кот матроскин жыли в деревне простоквашыно. (Дети отыскивают ошибки и исправляют. Запись предложения под диктовку.)
2) На доске:
Пушкин |
|
Москва |
|
Море |
- Незнайка считает, что в первом столбике записаны только фамилии известных писателей.
Во втором столбике записаны названия городов.
В третьем столбике все слова родственные, поэтому их надо писать всегда с большой буквы.
- Ребята, а вы согласны с Незнайкой? (Дети отыскивают лишние слова, доказывают свои ответы. С лишними словами устно составляют предложения.)
IX. Итог урока
- Ребята, наш урок заканчивается. Мы сегодня очень много сделали. А кто из сказочных героев нам сегодня помогал на уроке? (На доске появляются имена сказочных героев.)
- А вам понравилось путешествовать вместе с ними по «СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ»?
Напомните мне ещё раз, когда мы пишем большую букву.
Стихотворения
1-й ученик:
Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей и
Сережа и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.
2-й ученик:
Кошка Маришка,
Котёнок Тишка,
Щенок Дружок,
Цыплёнок Пушок,
Корова Бурёнка,
Коза Найдёнка,
Поросёнок Хрюша,
И бычок Гаврюша.
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной!
3-й ученик:
Города, моря и страны,
Улицы и океаны.
В их названьях не забудь
Букву написать заглавную.
- Хорошо! Спасибо вам за работу на уроке.