Урок обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Большая буква.

Цели:

1. Развивать память, внимание, логическое мышление, речь ребёнка.
2. Развивать устную и письменную речь, развитие творческих способностей, обогащение словаря.
3. Закрепить понятие «большая буква» в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных и географических названиях.
4. Воспитывать в ребёнке аккуратность, любовь к книге.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Повторение пройденного (работа над предложением)

- Начнём мы наш урок с разминки. А поможет нам в этом один сказочный герой.

Загадка

Человечек деревянный
На воде и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный,
Кто же это?
(Буратино)

(На доске прикрепляется картинка с изображением Буратино.)

На доске:

- Посмотрите на доску. Рассыпалось предложение. Помогите Буратино восстановить предложение.

- О ком говорится в предложении?

- Что делает Петя?

- А о ком читает Петя?

- Кто из вас любит читать?

- Какие правила должен знать ученик, чтобы грамотно написать предложение?

- Сколько слов в данном предложении?

- Начертим схему предложения. (Один ученик чертит схему на доске, все остальные - в тетради.)

|_________ _____ ________ _________ _________.

Проверка.

- Кто согласен со схемой?

- Какое слово в схеме записано с большой буквы?

- А если слово «Петя» поставим в середину предложения, то как мы запишем это слово? Почему? (Выводы детей.)

- Приведите свои примеры слов, которые всегда пишутся с большой буквы.

- Сегодня, ребята, мы вместе с Буратино и другими сказочными героями отправляемся в страну «ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ».

III. М.К.П.

- Выписать в строчку все гласные буквы из предложения. (Е Я И А Е И У О И О Ы)

IV. Физминутка

1) Зарядка для глаз.

2) Зарядка для губ.

V. Словарная работа

Загадка

Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня...» (Снегурочка.)

- Прочитайте и назовите те слова, которые можно писать как с маленькой, так и с большой буквы. (Учитель стирает с доски словарные слова.)

На доске:

Ваня. Собака. Петров. Сорока. Барсик. Машина. Томск. Сапоги. Волга. Яблоко.

- С красной строки самостоятельно запишите слова, которые я стёрла. (Взаимопроверка.)

- Назовите слово, в котором ударение падает на третий слог.

- Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.

- Назовите слово, в котором есть мягкий согласный.

- Назовите слова, которые отвечают на вопрос кто?

- Что общего, что объединяет все эти слова? (По 3 слога.)

VI. Тема урока

- Что вы можете сказать об оставшихся словах на доске?

- Докажите.

VII. Физминутка

Учитель называет слова. Если слово пишется с большой буквы, дети встают на цыпочки, подняв руки вверх. Если слово пишется с маленькой буквы, дети приседают.

Люда, пенал, река, Томь, ёлка, Жучка, Айболит, соседка, Барнаул, Иванов, ромашка, лиса, Ира…

VIII. Тема урока

- Отгадайте нашего следующего сказочного героя. Кто это?

Загадка

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся…
(Чиполлино)

1) Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце? А задумывались ли вы над тем, Муромец – это фамилия или отчество? (Свободные высказывания детей.)

В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьеву приближается…

- Как же звать героя по имени-отчеству? (Илья Иванович Муромец.)

2) Образуйте от имён (Николай, Михаил, Сергей, Иван) отчество и фамилию.

Загадка

Как зовут самого известного коротышку из Цветочного города? (Незнайка.)

- А что мы знаем про Незнайку?

- Незнайка постарался и приготовил для нас несколько заданий.

1) На доске: дядя Федор и Кот матроскин жыли в деревне простоквашыно. (Дети отыскивают ошибки и исправляют. Запись предложения под диктовку.)

2) На доске:

Пушкин
Рома
Барто
Маршак

 

Москва
Томск
Шарик
Омск

 

Море
Моряк
Морской
Морковь

- Незнайка считает, что в первом столбике записаны только фамилии известных писателей.

Во втором столбике записаны названия городов.

В третьем столбике все слова родственные, поэтому их надо писать всегда с большой буквы.

- Ребята, а вы согласны с Незнайкой? (Дети отыскивают лишние слова, доказывают свои ответы. С лишними словами устно составляют предложения.)

IX. Итог урока

- Ребята, наш урок заканчивается. Мы сегодня очень много сделали. А кто из сказочных героев нам сегодня помогал на уроке? (На доске появляются имена сказочных героев.)

- А вам понравилось путешествовать вместе с ними по «СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ»?

Напомните мне ещё раз, когда мы пишем большую букву.

Стихотворения

1-й ученик:

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей и
Сережа и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте.

2-й ученик:

Кошка Маришка,
Котёнок Тишка,
Щенок Дружок,
Цыплёнок Пушок,
Корова Бурёнка,
Коза Найдёнка,
Поросёнок Хрюша,
И бычок Гаврюша.
Все их клички до одной
Пишут с буквы прописной!

3-й ученик:

Города, моря и страны,
Улицы и океаны.
В их названьях не забудь
Букву написать заглавную.

- Хорошо! Спасибо вам за работу на уроке.