Формирование социально значимых качеств личности в процессе трудового воспитания

Разделы: Работа с дошкольниками


 «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство созидатели материальных благ, без которых невозможна жизнь человека»

 В.А. Сухомлинский

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Организуя трудовую деятельность в детском саду, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

В результате проведенного обследования детей старшего дошкольного возраста, имеющих недостатки психического развития, было выявлено, что уровень сформированности социально значимых качеств личности: аккуратности и бережливости в процессе трудового воспитания большей частью ниже среднего. В качестве показателей сформированности социально значимых качеств личности были взяты следующие умения и навыки:

  • умение самостоятельно аккуратно одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь;
  • умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде;
  • умение поддерживать порядок в группе и на участке;
  • умение самостоятельно, быстро и аккуратно убирать постель после сна;
  • выполнение обязанностей дежурного в уголке природы, бережное отношение к природе (поливать комнатные растения, рыхлить почву, протирать листья комнатных растений).

Формирование социально значимых качеств личности я осуществляю в процессе трудового воспитания. Основными методами и приемами моей деятельности являются объяснения и показ способов выполнения трудовых действий, приемов использования материалов и орудий. Также использую такие методы, как игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использую поэтические тексты, потешки, песенки.

Для закрепления умения аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь периодически контролирую то, как дети поддерживают порядок в своих кабинках. В последующем дети самостоятельно проверяют друг друга. Устраиваю конкурсы, соревнования, «Самая аккуратная кабинка», «Кто быстрее наведет порядок», лучших детей поощряю и на их кабинках появляются большие красивые банты или наклейки. Также организуем игры, которые помогают детям закреплять навыки самообслуживания: «Одень куклу», «Собери целое», «Разложи по порядку». Обувь чистим с детьми под забавные стихотворения, потому что так веселее работается:

Ну-ка, дети, встанем дружно!
Нам ботинки чистить нужно!
Ногу правую подняли,
В руку быстро щетку взяли.
Щеткой чистим слева, справа,
Также водим вверх и вниз,
Чтобы был ботинок чист!
Раз, два, три – ногу смени!
И теперь наоборот,
Ну-ка, дети, кто вперед?

Для обобщения знаний, умений и навыков по самообслуживанию использую следующие игры «Парикмахерская», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем», «Магазин одежды», «Разложи по порядку». Дидактическая игра «Разложи по порядку» очень нравится детям. В этой игре нужно разложить яркие, красочные картинки с различными видами деятельности (мытье рук, уход за волосами, сбор на прогулку) по порядку. Дети старательно выполняю задания, а после просят проверить правильность выполнения, в последующем дети сами проверяют друг друга.

Для закрепления умения замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде в группе на стене висит зеркало, объясняю детям, что необходимо чаще смотреть на себя в зеркало и устранять непорядок в своем внешнем виде, для того, чтобы выглядеть аккуратными, красивыми и опрятными. Отмечаю, что уровень сформированности социально значимых качеств личности: аккуратности и бережливости у детей повышается, навыки самообслуживания становятся более совершенны, дети начинают испытывать потребность в чистоте, порядке, опрятности, аккуратности, некоторые дети обслуживают себя без напоминания.

Считаю, что при формировании умений и навыков по уходу за группой и участком работу нужно начинать с практических занятий. Некоторые дети группы имеют навык сухой и влажной уборки группы. Сначала показываю детям, какими рациональными приемами следует пользоваться, рассказываю, почему именно так убирать удобнее и быстрее. У некоторых детей иногда пропадает интерес к бытовому труду, поэтому в любое дело вношу элементы творчества: придумываем вместе с детьми новые и необычнее способы уборки (например: работа в паре, где каждый использует только одну руку).

Долго и кропотливо проходит работа по формированию навыка самостоятельно, быстро и аккуратно убирать постель после сна. Терпеливо учу детей этому, используя не только время после сна, но и проводя игры в свободное время («Помоги другу», «Лучшая постель»). Дети сами оценивают друг друга, выбирают «Самую аккуратную кровать». Постоянно отмечаю успехи детей в трудовой деятельности. В результате хозяйственно-бытовой труд в нашей группе носит более самостоятельный характер. Повысился интерес к работе, ответственность за свой труд.

Работу в уголке природы проводим с детьми ежедневно. В группе имеется график дежурства, согласно которому дети выполняют свои обязанности. Здесь я продолжаю учить детей правильно определять состояние комнатных растений, показываю, как нужно содержать растения и бережно ухаживать за ними. Вместе с детьми в группе сделали «Каталог растений», куда вклеиваем фотографии имеющихся в группе растений, их названия, описания, правильность ухода за ними. Для закрепления навыков ухода за растениями и запоминания названий и описаний комнатных растений играю с детьми в дидактические игры «Разложи по порядку», «Собери целое», «Узнай и назови».

 Главенствующую роль в воспитании ребенка играет семья. Она развивает в ребенке все лучшие качества, в том числе и трудовые навыки. Моей задачей является привлечение родителей к участию в жизни группы. Одна из форм работы с родителями по трудовому воспитанию – «Веселый субботник», где родители вместе с детьми оказывают посильную помощь нашей группе (постройка снежной горки, зимнего городка на участке). Также составляю «Памятки» для родителей, в которых говорю о том, как повысить интерес детей к труду дома, какие трудовые обязанности должен иметь ребенок дома, какую помощь может оказать родителям в домашних делах.

Итогом моей работы является повышение уровня сформированности социально значимых качеств личности: аккуратности и бережливости. Отмечается повышение интереса детей к труду, труд носит более самостоятельный характер, чем ранее, дети активно включаются в совместный труд со взрослыми, некоторые дети стали испытывать потребность в чистоте, порядке, добросовестно относятся к выполняемым трудовым операциям.