Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: урок-семинар.
Основные методы и приемы, применяемые на данном уроке: проблемный метод, исследовательский метод, прием «мозговой штурм», игровой прием.
Дидактическое сопровождение урока:
- Карточки с заданиями:
- текст «Как лук без земли вырастить?»;
- фразеологические сочетания.
- Карточки со словами
- частоупотребимые глаголы;
- глаголы, которые не употребляются в 1лице единственного числа.
- Компьютерная презентация.
При подготовке к уроку была использована следующая литература:
1. С.И. Ожегов. Толковый словарь.
2. В. И. Даль. Толковый словарь.
3. Н.М. Шанский. Краткий этимологический
словарь.
Цели:
- Создание условий для совершенствования знаний о глаголе как части речи: обобщенном лексическом значении глаголов.
- Развитие языковой компетенции обучающихся, развитие умения точного употребления глаголов в устной и письменной речи.
- Формирование умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
- Cодействие воспитанию интереса к урокам русского языка.
Оборудование:
- С.И.Ожегов. Толковый словарь.
- В. И. Даль. Толковый словарь.
- Н.М. Шанский. Краткий этимологический словарь.
- Карточки с заданиями:
- текст «Как лук без земли вырастить?»;
- фразеологические сочетания.
- Карточки со словами
- частоупотребимые глаголы;
- глаголы, которые не употребляются в 1лице ед. ч.
- Компьютерная презентация.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы урока. Определение задач урока
– Прочитайте высказывание А. Югова о глаголе,
которое будет эпиграфом к нашему уроку.
Глагол – самая огнепышущая , самая живая часть
речи.
А. Югов.
– Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает
движение, без него 5невозможно передать
события, невозможно представить будущее, узнать
прошлое.)
2. Ознакомимся с планом проведения семинара
– Прочитайте тему урока. Что такое семинар? (Семинар – групповые занятия под руководством преподавателя)
Определение задач урока (обобщить знания, выполнить различные задания, узнать новое.)
План проведения семинара
1. Происхождение слова «глагол».
2. Роль глагола в речи:
а) глагол – необыкновенная часть речи;
б ) самые употребимые глаголы;
в) образование глаголов;
г) многозначность глаголов;
д) глаголы – синонимы;
е) глаголы звучания.
3. Работа семинара
Значение и происхождение слова «Глагол»
– Ответим на первый вопрос семинара. Что
означает слово «Глагол?»
Ученик зачитывает из словаря В. И Даля: «Слово,
речь. Часть речи, разряд слов, выражающих
действие, состояние».
– Откуда произошло это слово? В этом нам
поможет этимологический словарь.
Глагол – слово греческого происхождения,
означающее «речь». У Пушкина «Глаголом жги
сердца людей, т. е. словом.
Роль глагола в речи
– Как вы думаете, какую роль играет глагол в
речи? (Глагол – необыкновенная часть речи.
Необыкновенна она тем, что обозначает действие,
глагол выражает бесчисленное множество
действий, сопровождающих его деятельность).
– На каком месте по употреблению стоит глагол? (На
втором , после имени существительного).
– Ученые подсчитали, что самыми употребимыми
глаголами являются:
Мочь
Сказать
Говорить
Знать
Стать
Видеть
Образование глаголов
– Какие части слова участвуют в образовании
слов?
– При помощи приставок и суффиксов можно
образовывать и новые глаголы.
– Образуйте новые глаголы от одного из самых
употребимых глаголов говорить. (Работа в
парах)
Проверка.
– Я попросила провести исследование, сколько
слов можно образовать от этого глагола. (По
словарю А.Тихонова – около 100 слов)
– Сейчас я хочу предложить вам задание:
посмотрите на карточку, как вы думаете, каким
будет задание? (Списать, употребив нужные
приставки)
Как лук без земли вырастить?
Надо (резать) кусок картона, (резать) его на
квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо
(лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез
положить луковицу.
Проверка.
– А для чего нужно уметь образовывать новые
глаголы? Зачем мы выполняли эту работу? (Для
того, чтобы учиться точно выражать свои мысли,
правильно употреблять глаголы в речи)
Многозначность глаголов
– Что такое многозначность? (Многозначность – это когда слово имеет несколько значений.)
Разыгрывание сценки
За столом сказала мать;
– Хватит языком болтать,
А сынишка осторожно:
– А болтать ногами можно?
– Объясните значение словосочетаний «болтать
языком», «болтать ногами».
– В каком словосочетании глагол употреблен в
переносном значении? Что означает это выражение? (Болтать
языком – молчать)
– Подберите словосочетания с глаголом держать
так, чтобы этот глагол имел разные значения. (Держать
книгу, держать речь, держать в секрете, держать
путь и т. д.)
– Многие глаголы входят в состав
фразеологических оборотов, объясните, что
означают эти фразеологизмы. (Задание по
группам – 6 групп)
Вставлять палки в колеса
Обвести вокруг пальца
Клевать носом
Ловить ворон
Зарубить на носу
Куры не клюют
– Зачем нужно знать фразеологические сочетания? (Чтобы речь была яркой, образной)
Глаголы-синонимы
– Что такое синонимы?
– Для чего они нужны? (Чтобы речь была
ярче, образнее, точнее)
– Прочитайте стихотворение И. Токмаковой:
Зябн т осинка, дрож т на ветру, стын т на солнышке, мерзн т в жару.
– Назовите глаголы-синонимы.
– Запишите это предложение, расставьте знаки
препинания.
– Каким членом предложения являются
– Назовите глаголы-синонимы в предложении?
– Какие орфограммы пропущены?
Проверка.
Глаголы звучания
Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от
звона будильника, в дождливый день крупные капли
барабанят по крыше или по стеклу. А сколько
звуков мы слышим в лесу. Какие?
На слайде стихотворение Ф. И. Тютчева « Море и
утес»
И бунту т, и клокоч т,
Хлещ т, свищ т и рев т,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.
– Какую картину вы представили?
– С помощью какой части речи Ф. И. Тютчеву удалось
передать картину бушующего моря? (глагол)
– Все ли слова понятны?
– Объясните значение слов по словарю.
Клокочет – бурлит, издает рокочущие звуки.
Допрянуть – достать, допрыгнуть.
Незыблемый – устойчивый, непоколебимый.
– Какие орфограммы пропущены в словах?
Докажите.
– Выпишите только те глаголы, которые вы бы
отнесли к глаголам звучания (клокочет, свищет,
ревет)
Употребление глаголов в 1 лице ед. числа.
Разыгрывается сценка.
Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и
разговаривали:
– В этом году на соревнованиях я обязательно
победю , нет побежу
– Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь
победить.
– А как сказать правильно?
– Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице
ед. ч. Вот некоторые из них:
Победить
Убедить
Дерзить
Бороздить
Пылесосить
Шелестеть
– Однако, ситуация не безвыходная.
– Как можно сказать? (Одержать победу)
– Попробуйте записать предложение, раскрывая
скобки.
Я (пылесосить) квартиру.
– Как вы думаете, для чего мы выполняли это
задание? (Чтобы правильно говорить и
употреблять глаголы в нужной форме).
3. Итоги семинара. Тестирование
– Итак, мы рассмотрели все запланированные
вопросы нашего семинара.
– Какое задание вызвало у вас интерес?
– Затруднение?
– Что нового узнали?
В конце урока я предлагаю выполнить вам небольшой тест.
1. Фамилия__________________________________
2. Глагол обозначает:
а) предмет;
б) признак;
в) действие.
3. Что называется спряжением?
а) изменение по падежам;
б) изменение по родам и числам;
в) изменение по лицам и числам.
4. Сколько спряжений у глагола?
а) одно;
б) три;
в) два.
5. Глаголы брить, стелить относятся
а) к 1спряжению;
б) ко 2 спряжению.
6. Запишите ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?
Чтобы________________________________
______________________________________
______________________________________