Глагол как член предложения. Употребление глаголов в речи (урок-семинар)

Разделы: Начальная школа


Тип учебного занятия: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения: урок-семинар.

Основные методы и приемы, применяемые на данном уроке: проблемный метод, исследовательский метод, прием «мозговой штурм», игровой прием.

Дидактическое сопровождение урока:

  • Карточки с заданиями:
    • текст «Как лук без земли вырастить?»;
    • фразеологические сочетания.
  • Карточки со словами
    • частоупотребимые глаголы;
    • глаголы, которые не употребляются в 1лице единственного числа.
  • Компьютерная презентация.

При подготовке к уроку  была использована  следующая литература:

1. С.И. Ожегов. Толковый словарь.
2. В. И. Даль. Толковый словарь.
3. Н.М. Шанский. Краткий этимологический словарь.

Цели:

  • Создание условий для совершенствования знаний о глаголе как части речи: обобщенном лексическом значении глаголов.
  • Развитие языковой компетенции обучающихся, развитие умения точного употребления глаголов в устной и письменной речи.
  • Формирование умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
  • Cодействие воспитанию интереса к урокам русского языка.

Оборудование:

  • С.И.Ожегов. Толковый словарь.
  • В. И. Даль. Толковый словарь.
  • Н.М. Шанский. Краткий этимологический словарь.
  • Карточки с заданиями:
    • текст «Как лук без земли вырастить?»;
    • фразеологические сочетания.
  • Карточки со словами
    • частоупотребимые глаголы;
    • глаголы, которые не употребляются в 1лице ед. ч.
  • Компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы урока. Определение задач урока

– Прочитайте высказывание А. Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.
Глагол – самая огнепышущая , самая живая часть речи.
А. Югов.
– Как вы понимаете их смысл? (Глагол обозначает движение, без него 5невозможно передать события, невозможно представить будущее, узнать прошлое.)

2. Ознакомимся с планом проведения семинара

– Прочитайте тему урока. Что такое семинар? (Семинар – групповые занятия под руководством преподавателя)

Определение задач урока (обобщить знания, выполнить различные задания, узнать новое.)

План проведения семинара

1. Происхождение слова «глагол».

2. Роль глагола в речи:

а) глагол – необыкновенная часть речи;
б ) самые употребимые глаголы;
в) образование глаголов;
г) многозначность глаголов;
д) глаголы – синонимы;
е) глаголы звучания.

3. Работа семинара

Значение и происхождение слова «Глагол»

– Ответим на первый вопрос семинара. Что означает слово «Глагол?»
Ученик зачитывает из словаря В. И Даля: «Слово, речь. Часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние».

– Откуда произошло это слово? В этом нам поможет этимологический словарь.
Глагол – слово греческого происхождения, означающее «речь». У Пушкина  «Глаголом жги сердца людей, т. е. словом.

Роль глагола в речи

– Как вы думаете, какую роль играет глагол в речи? (Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она тем, что обозначает действие, глагол выражает бесчисленное множество действий, сопровождающих  его деятельность).
– На каком месте по употреблению стоит глагол? (На втором , после имени существительного).
– Ученые подсчитали, что самыми употребимыми глаголами являются:

Мочь
Сказать
Говорить
Знать
Стать
Видеть

Образование глаголов

– Какие части слова участвуют в образовании слов?
– При помощи приставок и суффиксов можно образовывать и новые глаголы.
– Образуйте новые глаголы от одного из самых употребимых глаголов говорить. (Работа в парах)
Проверка.
– Я попросила провести исследование, сколько слов можно образовать от этого глагола. (По словарю А.Тихонова – около 100 слов)
– Сейчас я хочу предложить вам задание: посмотрите на карточку, как вы думаете, каким будет задание? (Списать, употребив нужные приставки)
Как лук без земли вырастить?
Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.
Проверка.
– А для чего нужно уметь образовывать новые глаголы? Зачем мы выполняли эту работу? (Для того, чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи)

Многозначность глаголов

– Что такое многозначность? (Многозначность – это когда слово имеет несколько значений.)

Разыгрывание сценки

За столом сказала мать;
– Хватит языком болтать,
А сынишка осторожно:
– А болтать ногами можно?

– Объясните значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами».
– В каком словосочетании глагол употреблен в переносном значении? Что означает это выражение? (Болтать языком – молчать)
– Подберите словосочетания с глаголом держать так, чтобы этот глагол имел разные значения. (Держать книгу, держать речь, держать в секрете, держать путь и т. д.)
– Многие глаголы входят в состав фразеологических оборотов, объясните, что означают эти фразеологизмы. (Задание по группам – 6 групп)

Вставлять палки в колеса
Обвести вокруг пальца
Клевать носом
Ловить ворон
Зарубить на носу
Куры не клюют

– Зачем нужно знать фразеологические сочетания? (Чтобы речь была яркой, образной)

Глаголы-синонимы

– Что такое синонимы?
– Для чего они нужны? (Чтобы речь была ярче, образнее, точнее)
– Прочитайте стихотворение И. Токмаковой:

Зябн   т осинка, дрож   т на ветру, стын   т на солнышке, мерзн   т в жару.

– Назовите глаголы-синонимы.
– Запишите это предложение, расставьте знаки препинания.
– Каким членом предложения являются
– Назовите глаголы-синонимы в предложении?
–  Какие орфограммы пропущены?

Проверка.

Глаголы звучания

Нас всюду окружают звуки. Просыпаемся мы от звона будильника, в дождливый день крупные капли барабанят по крыше или по стеклу. А сколько звуков мы слышим в лесу. Какие?
На слайде стихотворение Ф. И. Тютчева « Море и утес»

И бунту   т, и клокоч   т,
Хлещ   т, свищ   т и рев   т,
И до звезд допрянуть хочет,
До незыблемых высот.

– Какую картину вы представили?
– С помощью какой части речи Ф. И. Тютчеву удалось передать картину бушующего моря? (глагол)
– Все ли слова понятны?
– Объясните значение слов по словарю.

Клокочет – бурлит, издает рокочущие звуки.
Допрянуть – достать, допрыгнуть.
Незыблемый – устойчивый, непоколебимый.

– Какие орфограммы пропущены в словах? Докажите.
– Выпишите только те глаголы, которые вы бы отнесли к глаголам звучания (клокочет, свищет, ревет)

Употребление глаголов в 1 лице ед. числа.

Разыгрывается сценка.

Два мальчика-спортсмена шли с тренировки и разговаривали:
– В этом году на соревнованиях я обязательно победю   , нет побежу  
– Эх, ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить.

– А как сказать правильно?
– Да, некоторые глаголы не употребляются в 1 лице ед. ч. Вот некоторые из них:

Победить
Убедить
Дерзить
Бороздить
Пылесосить
Шелестеть

– Однако, ситуация не безвыходная.
– Как можно сказать? (Одержать победу)
– Попробуйте записать предложение, раскрывая скобки.
Я (пылесосить) квартиру.
– Как вы думаете, для чего мы выполняли это задание? (Чтобы правильно говорить и употреблять глаголы в нужной форме).

3. Итоги семинара. Тестирование

– Итак, мы рассмотрели все запланированные вопросы нашего семинара.
– Какое задание вызвало у вас интерес?
– Затруднение?
– Что нового узнали?

В конце урока я предлагаю выполнить вам небольшой тест.

1. Фамилия__________________________________

2. Глагол обозначает:

а) предмет;
б) признак;
в) действие.

3. Что называется спряжением?

а) изменение по падежам;
б) изменение по родам и числам;
в) изменение по лицам и числам.

4. Сколько спряжений у глагола?

а) одно;
б) три;
в) два.

5. Глаголы брить, стелить относятся

а) к 1спряжению;
б) ко 2 спряжению.

6. Запишите ответ на вопрос. Зачем надо знать спряжение глагола?

Чтобы________________________________
______________________________________
______________________________________