Информатизация уроков математики и окружающего мира в начальных классах при помощи использования компьютерных технологий

Разделы: Начальная школа


Ритм современной жизни требует от каждого гибкости, оперативности, мобильности. Чтобы успешно существовать в современном обществе, человеку приходится перерабатывать мощный поток информации, обрушивающийся на него каждый день, быстро принимать решения и находить ответы на возникающие вопросы. И готовить человека к этому нужно начинать в школе.

Ускорение темпов развития общества, его информатизация, расширение масштабов общения и взаимодействия людей, динамичное развитие экономики, структурные изменения в сфере занятости, рост социальной мобильности предъявляют новые требования к учебному процессу. Изменение содержания образования требует разработки качественно новых методик преподавания, которые призваны реализовать личностно — ориентированный подход в образовании, его деятельную и культурологическую составляющую, сохраняя фундаментальность и универсальность знаний.

Современный этап развития образования характеризуется широким применением вычислительной техники, которая служит программным инструментарием решения многих функциональных задач.

В наши дни компьютеры и компьютерные сети из орудий труда профессионалов в области информационных технологий превратились в средства, повседневно используемые практически в любой сфере деятельности человека. Во многих сферах современной жизни все сложнее добиться успеха, не владея базовыми навыками работы на компьютере.

 В своей повседневной работе я стараюсь использовать не только мел и доску, но и другие наглядные средства. Такие как: плакаты, таблицы, иллюстрации, изданные топографическим способом или чаще подготовленные мною, а также технические средства. Зачастую не всегда можно найти в магазине учебно-наглядных пособий необходимый материал для того или иного урока. Иллюстрации из дополнительной литературы, особенно энциклопедической, в большинстве случаев неудобно из-за объема изданий. Использование компьютера помогает решить эти проблемы. Результативность таких уроков намного выше. Значительно повышается внимание детей, а зрительная память помогает намного быстрее запомнить практически весь материал.

Практика моей работы показала, что самое удачное использование мною компьютера, начиная с первого класса, это предмет «Окружающий мир». При изучении тем: «Живая и неживая природа», «Наша планета Земля», «Значение Воздуха» использование диаграмм, слайдов с изображением графиков, ребусов, кроссвордов способствует образному восприятию тем с наибольшей эмоциональной окраской. Помимо слухового восприятия, зрительное восприятие помогает детям сконцентрировать свое внимание на важных понятиях, они лучше усваивают и запоминают определения, мыслят образно, пытаются словами нарисовать ранее увиденные иллюстрации, что способствует обогащению словарного запаса. Учащиеся учатся точно передавать свои мысли, стараются выделять главное из материала, стараются обобщать.

Реальным выходом использования ИКТ бывает включение в урок презентаций, реализованных в программе PowerPoint, выступление учащихся перед классом: ученики наблюдали презентацию с помощью проектора. Такие уроки позволяют не только знакомить детей с учебным материалом, расширять кругозор, но и воспитывать понимание целостности человека с окружающим миром, любовь к «братьям нашим меньшим». Информация, представленная в виде презентации PowerPoint, позволяет неоднократно использовать ее для закрепления материала и в последующие годы, как на уроке «Окружающего мира», так и сопутствующих мероприятиях классной работы и внеклассной работы.

Роль ИКТ в начальной школе - прежде всего, повысить эффективность учебной деятельности по всем предметам, усилить мотивацию, способствовать модернизации образования.

Использование ИКТ на уроках становится необходимостью. Так на уроках математики по программе Л.Г.Петерсон лучшему восприятию и пониманию способствует проецирование с помощью компьютера на экране множеств и подмножеств. Таким наглядным и информативным способом рассматриваются операции объединения, пересечения, сложения и вычитания множеств, их свойства.

Корректирующий контроль усвоения изучаемого материала помогает осуществить компьютерная программа-эксперт «Электронные приложения к учебникам математики Л.Г.Петерсон» это компьютерная диагностика результатов обучения, которая позволяет сравнивать с возрастными нормами успешность выполнения заданий как учеником в отдельности, так и классом в целом. На этой основе необходимо выявлять динамику изменения результатов усвоения пройденного материала и составлять индивидуальную программу обучения. За очень короткий промежуток времени я получаю объективную и достаточно полную информацию о сильных и слабых сторонах математической подготовки учащихся по данной теме, которая помогает мне своевременно скорректировать систему работы по каждому направлению. На уроках математики мною широко используются флеш-анимации. Точная наука математика становится подвижной, интересной. Очень интересно детям находить ошибки в решениях примеров и тут же видеть, как неверный ответ превращается в правильное, точное решение. Ожившие геометрические фигуры хорошо помогают усвоить группировку предметов по форме, размеру и цвету. Смена видов деятельности способствует легкому восприятию материала, снижает утомляемость, способствует централизации и концентрации внимания.

В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с его дидактическими возможностями позволяет обеспечить плавный переход к учебной деятельности ребенка. Известно, что особенное влияние на содержание развития психологических процессов в сознании ребенка оказывает ведущая деятельность детей - игра.

Считаю, что современный урок, учитывая психическое состояние современных детей, их информированность, неумение длительное время удерживать внимание, должен быть очень интересным, образным с использованием всех современных технических новшеств. Использование компьютерных технологий становится неотъемлемой частью урока.