Познавательное развитие в процессе детского экспериментирования

Разделы: Работа с дошкольниками


На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение  в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает всё сам.

Для реализации этого принципа мной разработана рабочая тетрадь «Играю, наблюдаю, экспериментирую» для детей среднего возраста (Приложение 1).

Изучая принципы методик развивающего обучения и, исходя из возрастных особенностей психического развития детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что у старших дошкольников более развито преднамеренное воображение, особенно подкреплённое продуктивными видами деятельности. А продуктивным обучение становится лишь тогда, когда ребёнок участвует в процессе обучения, когда ему предоставляется возможность фантазировать, мыслить, находить и принимать решение.

Перспективный план (средняя группа)

Вид деятельности

Месяц/работа

№ опыта

Работа с родителями

Занятия Октябрь

1. Знакомство с кошкой и собакой
2. Рассмотрение и сравнение воробья и вороны

– Обоняние и слух у кошки
– Что едят птицы
1. Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок.
2. Летний отдых (как выбрать место для отдыха).
3. Консультации: «Ваш ребенок познает мир», «Мир на дне лужи».
4. Оказание помощи в создании развивающей среды:

– сбор иллюстраций
– сбор природного материала для изготовления коллекций

 

Прогулки 1. Наблюдение за животными и птицами
2. Наблюдение за погодой
 
Повседневная жизнь Чтение
  • В.Сутеев «Кто сказал мяу?»
  • Л.Толстой «У Розки были щенки»
  • С.Баруздин «Кошка»
  • А.Введенский «О девочке Маши, о собаке, петушке и кошке Ниточке»

1. Рассматривание иллюстраций «Осень в природе», рассматривание картин из серии «Домашние животные», «Птицы»
2. Развивающие игры «Узнай по голосу»
3. Дидактические игра «Подскажи словечко». Цель: развивать находчивость, быстроту реакции. (Добро пожаловать в экологию стр.125)
4. Конструктор «Собери животное»
5. Участие в выставке «Урожай»
6. Беседа «Что нам дарит осень»
7. Театр на фланелеграфе  «Кто сказал мяу?»

 
Занятия Ноябрь

1. Чем попугай отличается от воробья
2. Рыбка, рыбка, где живешь?
3. Морские  свинки

–  Слышит ли попугай
– Видит ли рыбка
– Чем питается свинка
Прогулки 1. Наблюдение  за птицами
2. Обратить внимание на перемены в одежде людей. С чем они связаны
 
Повседневная жизнь Чтение
  • Л.Берг «Рыбка»
  • Е.Чарушин «Воробей», «Почему Тюпа не ловит птиц?»
  • В.Зотов «Воробей»

1. Наблюдение в живом уголке за животными
2. Беседа «Куда и почему улетают птицы»
3. Развивающая игра «Кого как зовут», «Зоологическое лото»
4. Дидактическая игра «Знаешь ли ты…». Цель: обогащать словарный запас детей  названиями животных . (Добро пожаловать в экологию. Стр.126)
5. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц и рыб
6. Слушание записей «Голоса птиц»
7. Праздник Осени 

   
Занятия Декабрь

1. Кому нужна вода?

– Есть ли у воды вкус, запах
– Делаем цветные льдинки
Прогулки 1. Наблюдение за снегом (рассматривание снежинок, уточнить, что они разной формы)
2. На улице рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны), сравнить что общего и чем отличаются
 
Повседневная жизнь Чтение
  • Я.Аким «Где живет вода?», «Первый снег»
  • Э.Успенский «проказы старухи зимы»
  • К.Чуковский «Мойдодыр»

1. В уголке природы понаблюдать за поведением животных: животные много спят, мало бегают, меньше едят. Обсудить с детьми, почему это происходит.
2. Игра «Расскажи без слов» (с элементами пантомимы). Закрепить представления детей о зимних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность.
3. Беседа «Водичка, водичка умой мое личико»

 
Занятия Январь

1. Прогулки в зимний лес

 

– как лед превратить в воду
– какой снег и сколько его на участке

 
Прогулки 1. В морозный день послушать, как скрепит снег
2. Понаблюдать, как блестит снег в солнечную погоду
3. Расчистка дорожек, сгребание снега
 
Повседневная жизнь Чтение
  • Н.Некрасов «Мороз-воевода»
  • И.Суриков «Белый снег пушистый»
  • Сказка «Зимовье»
  • К.Успенский «Лиса Патрекеевна»

1. Дидактическая игра «Когда это бывает?» – уточнять и углублять знанеия детей о времени года
2. Развивающая игра «Какое время года»
3. Продолжать наблюдения за поведением обитателей уголка
4. Беседа «Что можно делать зимой?»
5. Драматизация «Зимовка зверей»

 
Занятия Февраль

1. Как живут растения зимой
2. Комнатные растения: бальзамин и душистая герань

 

– веточка в группе
– необходимость влаги для роста растений

Прогулки 1. Рассматривание и сравнение березы и тополя
2. Следы на снегу (сравнение следов ребенка и взрослого, собаки и кошки, воробья и вороны)
 
Повседневная жизнь Чтение
  • А.Блинов «Где зеленый шум зимует»
  • Э.Блайтон «Что такое лес?»
  • М.Пришвин «Береза», «Дуб»
  • С.Козлов «Зимняя сказка»

1. Продолжаем учить ухаживать за растениями
2. Рассматривание иллюстраций «Лес в разное время года», «Комнатные растения»
3. Дидактическая игра «Где спряталась «Матрешка»?», «Опиши, я отгадаю», «К дереву беги»
4. Настольно-печатная игра «Лото»
5. Игра-драматизация «Теремок»

 
 
Занятия Март

1. Фрукты и овощи
2. Вершки и корешки

 

– посев семян для выращивания на корм животным

Прогулки 1. Прогулка в овощной магазин  
Повседневная жизнь Чтение
  • Русская народная сказка «Репка»
  • Ю.Коваль «Удивительная грядка»
  • Е.Бехлерова «Капустный лист»

1. Загадки об овощах и фруктах
2. Рассматривание иллюстраций «Овощи», «Фрукты»
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «В саду иль в огороде»
4. Развивающая игра «Собери овощи (фрукты)», «Вершки и корешки»
5. Беседы «как мы помогаем животным»
6. Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи-фрукты»»
7. Вечер загадок

 
Занятия Апрель

1. К детям приходит доктор Айболит

 

– посадка лука

Прогулки 2. Наблюдение: трава на солнечной стороне участка  
Повседневная жизнь Чтение

1. Рассматривание иллюстраций «Овощи», «Фрукты»
2. Рассматривание иллюстраций «Для чего нужны фрукты и овощи»
3. Дидактическая игра «Сварим борщ и компот», «Кто быстрее соберет овощи в корзину», «Четвертый лишний»
4. Развлечение «Чтоб здоровым быть – нужно овощи, фрукты любить!»

 
 
Занятия Май

1. Посадка гороха
2. Весенние цветы

 

– сеем семена и камешки
– будет ли расти мать-и-мачеха в группе

Прогулки Наблюдение: Первые весенние цветы (рост мать – и мачехи на разных полянах)  
Повседневная жизнь Чтение
  • А Приставин «На огороде» (Д/в 7, 2002)
  • М.Пришвин «Золотой луг»
  • «Мать-и-мачеха», «Одуванчик» из книги В.Золотова «Лесная мозайка»

1. Рассматривание иллюстраций «Первоцветы» – труд взрослых весной
2. Дидактическая игра «Найди цветок, какой покажу», «Что изменилось»
3. Игровое упражнение «Раньше – позже» (Добро пожаловать в экологию, стр.125)
4. Праздник «Здравствуй, Весна-красна»

 
На занятии, как закрепление проведённого эксперимента, использовать тетрадь «Играю, наблюдаю, экспериментирую». Смотри Приложение 1.