На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает всё сам.
Для реализации этого принципа мной разработана рабочая тетрадь «Играю, наблюдаю, экспериментирую» для детей среднего возраста (Приложение 1).
Изучая принципы методик развивающего обучения и, исходя из возрастных особенностей психического развития детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что у старших дошкольников более развито преднамеренное воображение, особенно подкреплённое продуктивными видами деятельности. А продуктивным обучение становится лишь тогда, когда ребёнок участвует в процессе обучения, когда ему предоставляется возможность фантазировать, мыслить, находить и принимать решение.
Перспективный план (средняя группа)
Вид деятельности |
Месяц/работа |
№ опыта |
Работа с родителями |
Занятия | Октябрь 1. Знакомство с кошкой
и собакой |
– Обоняние и слух у кошки – Что едят птицы |
1. Как выбрать для прогулок с
детьми безопасный участок. 2. Летний отдых (как выбрать место для отдыха). 3. Консультации: «Ваш ребенок познает мир», «Мир на дне лужи». 4. Оказание помощи в создании развивающей среды: –
сбор иллюстраций
|
Прогулки | 1. Наблюдение за животными и птицами 2. Наблюдение за погодой |
||
Повседневная жизнь | Чтение
1. Рассматривание иллюстраций «Осень в
природе», рассматривание картин из серии
«Домашние животные», «Птицы» |
||
Занятия | Ноябрь 1. Чем попугай
отличается от воробья |
– Слышит ли попугай – Видит ли рыбка – Чем питается свинка |
|
Прогулки | 1. Наблюдение за птицами 2. Обратить внимание на перемены в одежде людей. С чем они связаны |
||
Повседневная жизнь | Чтение
1. Наблюдение в живом уголке за животными |
||
Занятия | Декабрь 1. Кому нужна вода? |
– Есть ли у воды вкус, запах – Делаем цветные льдинки |
|
Прогулки | 1. Наблюдение за снегом (рассматривание
снежинок, уточнить, что они разной формы) 2. На улице рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны), сравнить что общего и чем отличаются |
||
Повседневная жизнь | Чтение
1. В уголке природы понаблюдать за поведением
животных: животные много спят, мало бегают,
меньше едят. Обсудить с детьми, почему это
происходит. |
||
Занятия | Январь 1. Прогулки в зимний лес |
– как лед превратить в воду |
|
Прогулки | 1. В морозный день послушать, как скрепит
снег 2. Понаблюдать, как блестит снег в солнечную погоду 3. Расчистка дорожек, сгребание снега |
||
Повседневная жизнь | Чтение
1. Дидактическая игра «Когда это бывает?» –
уточнять и углублять знанеия детей о времени
года |
||
Занятия | Февраль 1. Как живут растения
зимой |
– веточка в группе |
|
Прогулки | 1. Рассматривание и сравнение березы и
тополя 2. Следы на снегу (сравнение следов ребенка и взрослого, собаки и кошки, воробья и вороны) |
||
Повседневная жизнь | Чтение
1. Продолжаем учить ухаживать за растениями |
||
Занятия | Март 1. Фрукты и овощи |
– посев семян для выращивания на корм животным |
|
Прогулки | 1. Прогулка в овощной магазин | ||
Повседневная жизнь | Чтение
1. Загадки об овощах и фруктах |
||
Занятия | Апрель 1. К детям приходит доктор Айболит |
– посадка лука |
|
Прогулки | 2. Наблюдение: трава на солнечной стороне участка | ||
Повседневная жизнь | Чтение 1. Рассматривание
иллюстраций «Овощи», «Фрукты» |
||
Занятия | Май 1. Посадка гороха |
– сеем семена и камешки |
|
Прогулки | Наблюдение: Первые весенние цветы (рост мать – и мачехи на разных полянах) | ||
Повседневная жизнь | Чтение
1. Рассматривание иллюстраций «Первоцветы» –
труд взрослых весной |
||
На занятии, как закрепление проведённого эксперимента, использовать тетрадь «Играю, наблюдаю, экспериментирую». Смотри Приложение 1. |