Методическая разработка урока по русскому языку "Проверка слов с проверяемыми безударными гласными в корне"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: Обучение учащихся правилам проверки безударных гласных в корне.

Задачи:

  • Обучающая: обучить учащихся применять правило проверки безударных гласных в корне.
  • Развивающая: развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, мышление, внимание, память.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку , чувства, товарищества и сотрудничества.

Здоровьесберегающая направленность урока: укрепление здоровья детей, забота о сохранении зрения, осанки

Педагогические технологии: здоровьесберегающая технология.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация.

– Девизом нашего урока послужит пословица, которую надо собрать из рассыпанных слов:

день, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу составили?

(Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.)

– Какая задача стоит перед нами на уроке? (Стать умнее, получить новые знания)

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем мы стали умнее и мудрее за этот урок.

Минутка чистописания.

На доске написаны буквы:

а, о, у, е, я, и

-Что общего заметили? (все буквы гласные)

В написании каких гласных вы чаще всего допускаете ошибки? (Это гласные о,а,я,е,и).Какая буква лишняя?(у).

На доске запись:

– С какой целью мы писали эти буквы на минутке чистописания? (высказывания детей)

2. Актуализация знаний:

Слово учителя:

К нам на урок пришел Незнайка (картинка).

Он пришел к вам за помощью: он не может вставить пропущенные буквы.

На доске запись :

Р * чной, л * сной, г * ристый,

М * рской, р * дной, л * систый.

Проверь слова, да не сп * ши,

Красиво, грамотно сп * ши.

Вставьте пропущенные буквы:

Скажите, какое правило вы использовали при написании всех слов в этой записи?

(Мы использовали правило о правописании безударных гласных.)

В какой части слова находится безударная гласная?

3. Изучение нового:

(Безударная гласная находится в корне слова.)

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

(Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным).

– Подберите проверочные слова к словам, написанным на доске.

  • Речной-реки
  • Лесной – лес.
  • Гористый – горы
  • Морской-море.
  • Родной – род
  • Лесистый – лес.
  • Спеши – спешка.
  • Спиши – спишет.

– Сравните гласные в корне проверяемых и проверочных слов. Что вы заметили?

(Одинаковые гласные в проверяемых и проверочных словах).

– Что у вас вызвало затруднение?

(Слова спеши, спиши)

Они одинаково произносятся, но пишутся по-разному, имеют разное лексическое значение.

– Эти слова называются омофоны.

– Ребята, помогли мы Незнайке выполнить задание? (да)

– Попробуйте сформулировать тему урока.

Проверка слов с безударной гласной в корне открывается тема урока-карточка0

Ориентируясь на тему и опорные слова сформулируйте цели:

На доске написано:

– Повторить………..гласные

– Учиться ………находить безударную гласную в корне и подбирать проверочные слова

– Познакомиться (дети сообщают цели)……познакомиться с новым словарным словом и правилом

– Работа с учебником стр.101– Правило – схема – опора проверки безударных гласных в корне:

  1. Найти в слове ударный слог.
  2. Выделить корень.
  3. Подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне
  4. Написать в корне проверяемого слова ту же букву, что и в проверочном.

4. Словарно-орфографическая работа

Новое слово из словарика, с которым вы познакомитесь на уроке ,вы назовете сами .

Вставьте недостающие буквы в это изображение, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

– Какое прочитали слово? В чем секрет чтения? (Читали против часовой стрелки.)

– Что такое корабль? (Это транспорт.) (Картинка.)

– Для чего он предназначен? (Для перевозки людей и груза.)

– Скажите полностью одним предложением? (Корабль это транспорт ,предназначен для перевозки людей и груза на воде.)

– Какие еще бывают корабли? (Космические.) (Картинка.)

– Сколько в этом слове слогов? На какой слог падает ударение? Назовите гласную, которую надо запомнить?

Придумайте устно предложение с этим словом.

Первичное закрепление:

На доске пословица: Большому кораблю – большое плаванье.

Объясните смысл этой пословицы. (Человеку с большими способностями, с большим талантом , надо дать большие возможности ,чтобы он смог их развить дальше и смог достигнуть больших успехов).

Найдите орфограммы с безударной гласной в корне.

Как их проверить?

– Напишите эту пословицу по памяти. (Проверка)

Физкультминутка.

Я буду называть слова с безударной гласной, если в слове есть безударная гласная –а

Вы хлопаете в ладоши, если другая гласная вы топаете.

-вода, река, шаги, трава, леса, дела, земля, моря, семья.

Игра “Клоуны”

Дети свободно стоят между партами. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:

– брови свести и развести;
– глаза прищурить, затем широко открыть;
– губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, затем поджать;
– шею максимально вытянуть, затем опустить;
– плечи максимально свести и развести;
– руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов в учебе.

Упражнение выполняется один – два раза.

Работа в парах: Вторичное закрепление: (игра)

Изображение рыбок со словами, в которых пропущены безударные гласные (проверка).

Например: нога, писал, трещит, следы, ковром, сестра, вода (дети подбирают проверочные слова.

Разноуровневые задания:

1-й уровень (учащиеся со слабым уровнем обучаемости). Упр.233 с. 101

Подбери к каждому из данных слов проверочное слово. Пиши сначала проверочное, а потом проверяемое слово. Поставь знак ударения. Выдели корень.

………-м*лыш
………сн*говик
………хол*д
……..п*чтовый

2-й уровень (учащиеся со средним уровнем обучаемости).

Найти в тексте слова ,которые одинаково произносятся но по-разному пишутся, объясните их правописание проверочными словами, выделить корень.

К старости наш дедушка
Очень пос*дел .
Он в саду на бревнышке
Сел и пос*идел.

3-й уровень (учащиеся с высоким уровнем обучаемости).

Установите ,какая имеется связь между словами в левой части примера. Составьте подобную пару в правой его части ,выбрав одно слово из четырех ,заключенных в скобках.

Утро – ночь; з * А (м * роз, январ *,ос * нь, санки)

Песня – глухой; картинка( сл * пой, художник, р * сунок, б * льшой)

(Взаимопроверка)

Итог урока. Рефлексия.

– Что для вас было уже легко?

– Что еще было трудно?

Что показалось самым интересным?

Вы почувствовали себя на уроке мудрыми?

(Высказывания детей.)

Д/З: 1, 2 уровень упр. 234 стр.101, 3 уровень упр. 238 стр. 103.