Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом по математике и обобщение пройденного по истории Древнего Востока с акцентом на историю Древнего Вавилона
Форма урока - Путешествие по станциям
Цели:
- Систематизировать, обобщить и закрепить знания по истории Древнего Востока, создать условия для формирования у учащихся знаний о прямоугольном параллелепипеде и умение применять его определение и свойства на уровне обязательной подготовки.
- Совершенствовать навыков работы с историческими документами, исторической картой, лентой времени и дополнительной литературой, развивать навыки работы в коллективе, переносить усвоенное на новый материал.
- Способствовать развитию у школьников интереса к истории и математике
- Показать взаимосвязь истории и математики
Оборудование: Маршрутный лист путешественника, карты по древнему Востоку, иллюстрации памятников культуры, вещественные источники древневосточных изобретений, мультимедийная установка, фрагмент фильма по истории Древнего Вавилона, слайды прямоугольный параллелепипед, модели параллелепипедов, ножницы, листы в клетку для изготовления развёрток.
Маршрут путешествия:
Путешествие по станциям:
- станция - знакомство с правилами путешествия и их применение.
- станция - знакомство с темой урока, определение цели.
- станция - страна Картография
- станция - страна Археология
- станция - история + математика
- станция - прямоугольный параллелепипед
- станция - проверь себя
- станция - письмо почтальона, восстанови историческую справедливость
- станция - историческая цепочка
- станция - ФИНИШ, подведение итогов урока, рефлексия.
№ п\п | Этапы урока | Деятельность | |
учителя | учащихся | ||
1 | Организационный
Психологический настрой |
проверяют готовность к уроку, приветствуют класс: Здравствуйте уважаемые путешественники во времени, на прошлых уроках истории мы с вами завершили путешествие по странам Древнего Востока. Впереди - дорога в Грецию и Рим. Сегодня в игровой форме мы проверим наши знания и таким образом простимся с Древним Востоком |
проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу |
2 | Станция №1- "Правила путешествия" (см. прил. 2) | Для того, чтобы не потеряться во время путешествия, успешно выполнить задание на станции №1 учитель математики предлагает повторить правила нахождения площади и периметра прямоугольника и квадрата.(см. прил. 1) | работают в парах (рассказывают друг другу правила) |
3 | Станция №2- "Целеполагание" | Для определения темы урока предлагает
выполнить зашифрованное задание по карточкам (Приложение №1).Учитель истории
подводит к цели урока. Ребята, а что
необычного в нашем сегодняшнем уроке? - правильно мы сегодня объединили историю и математику, -для чего, как вы думаете? - Правильно, чтоб проследить взаимосвязь этих предметов - итак, какова же цель нашего совместного урока |
Выполняют задание по вариантам,
определяют тему урока, ставят перед собой цель. - мы объединили математику и историю - чтоб узнать, что связывает эти предметы. - проверить и обобщить знания по истории Древнего Востока и изучить новую тему по математике - Прямоугольный параллелепипед |
4 | Станция №3 - "Страна Картография" | Приветствую Вас на станции Страна
картография, для того чтоб продолжить наше
путешествие, нам необходимо показать как можно
больше стран Древнего Востока? Рассказать об их
местоположении, климате, больших реках и главных
городах. Молодцы, вы хорошо справились с заданием, продолжаем наш круиз: |
Ребята по желанию выходят к доске и на карте показывают следующие гос-ва: Древний Египет, Месопотамию, Финикию, Древний Китай, Индию, при этом поясняя местоположение древних государств, называя крупные реки и города. |
5 | Станция №4- "Страна "Археология" | Страна Археология показалась на
горизонте Причалим? Ребята, а что за наука археология? Что она изучает? Представьте себе, что вы археологи. Определите по вещественным источникам, в каких именно странах было сделано изобретение? - шёлк -бумага -чай -буквы -стекло -фарфор |
- Вещественные исторические источники
- Китай - Китай - Китай - Финикия - Финикия - Китай |
6 | Станция №5 - "История + Математика" | Ребята, у каждого из вас есть маршрутные дневники путешествия (см. прил. 1), чтобы нам благополучно причалить к этой стране решите пожалуйста исторические задачи | Ребята решают задачи в маршрутных листах и ставят себе оценку за выполнение задания |
7 | Станция №6 - "Прямоугольный
параллелепипед"
Физминутка |
Учитель мат- ки показывает 1 слайд
"Прямоугольный пар- д" (см. прил. 2)
и предлагает ответить на вопрос: "Какие в жизни
фигуры дают представление о пар- де?". Предлагает взять в руки модели и выяснить из чего состоит поверхность. Показывает 2, 3 слайды "Параллелепипед" и ещё раз повторяет информацию о поверхности. Вводит понятие - 3 измерения пар- да и предлагает ребятам самостоятельно сформулировать определение куба, рассказать о его поверхности. Проводит зарядку По группам Предлагает решить устно №790 из учебника (отрабатывает навыки нахождения по готовому чертежу вершин, граней, рёбер пар- да) Предлагает выполнить практическую работу, которая поможет в изготовлении моделей прямоугольного пар- да, используя слайд №4 "Развёртка пар- да".На листах в клетку начертить развёртку пар- да, взяв свои приемлемые размеры, вырезать и согнуть, сравнить свою модель с моделями на столах. Показывает другой вид развёртки( более удобной). (Слайд № 18) Предлагает сделать вывод. Говорит: "И вот пришла теперь пора - проверить каждому себя" и предлагает выполнить задания (слайды №5, 6.7 - "Проверь себя"). Предлагает оценить каждому себя (слайд №8). |
Отвечают на вопрос учителя
Рассматривают модели и выясняют из чего состоит поверхность Закрепляют знания по чертежу о расположении вершин, рёбер, граней и их количестве.
Формулируют определение куба, рассказывают о его поверхности.
Делают зарядку Работают в группах по 4 человека, готовя устно ответы на вопросы задачи №790.
Выполняют практическую работу, сравнивают, делают вывод каждый индивидуально выполняет задание Оценивают себя, задают вопросы при затруднении в выполнении задания. |
8 | Станция №7- "Письмо почтальона" | Ребята, к нам пришло письмо, но почтальон тоже побывал в разных странах, очень устал и запутался, в письме есть ошибки, давайте восстановим справедливость. Работа в маршрутных листах. | Выполняют задание в маршрутных листах (см. прил.2) . Сами себя оценивают |
9 | Станция №8- "Древний Вавилон" | Просмотр фрагмента фильма о Древнем
Вавилоне Показ слайдов №9, 10, 11, выясняет связь между прямоугольным пар-дом и древним Вавилоном. |
Просматривают фрагмент учебного фильма Выясняют связь - в архитектурных строительствах. |
10 | Станция №9-"Историческая цепочка" | Ребята, мы с вами благополучно добрались до станции "Историческая цепочка", чтоб продолжить успешно путешествие, вам необходимо выполнить задание в маршрутных листах | Выполняют задание в маршрутных листа, ставят себе оценку за выполнение задания |
11
12 |
Станция №10 "Финиш" (подведение итогов
урока)
Рефлексия |
Подошло к концу наше путешествие Что нового вы узнали?
Ребята, вы все сегодня хорошо поработали большое вам спасибо, а теперь сами поставьте себе оценки. Ребята, я прошу вас отметить на доске понравился ли вам сегодняшний урок |
- Что такое куб и параллелепипед - научились изготавливать развёртку пар- д - Выясняли связь истории и математики, и проследили её в архитектурных строительствах Древнего Вавилона. Оценивают себя и ставят итоговую оценку за работу на уроке. На станции "Финиш" ребята прикрепляют красные прямоугольники если урок понравился жёлтые - не всё понравилось, чёрные - урок не понравился |