Счастье людей заключается в том,
чтобы
любить делать то, что они должны делать.
К.Гельвеций, французский философ
Цель: формирование у участников установки на саморазвитие в рамках занятий по профориентации, также занятие направлено на сплочение коллектива.
Ход занятий
1. Ритуал приветствия.
Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Постарайтесь одновременно сказать: "Здравствуйте!". Когда будете произносить "те" - разомкните руки и хлопните в ладоши.
2. Разминка.
Сейчас вы будете перебрасывать мяч по кругу. Тот, у кого мяч, должен назвать имя, кому он бросает мяч, и назвать профессию, начинающую с первой буквы имени (например, Алексей-артист).
3. Работа по теме занятия
Вводное слово ведущего
Меня зовут : . Цель наших занятий состоит в том, что бы каждый из вас определился в том, куда он пойдет учиться после окончания 9-го класса. Если кто-то из вас уже сделал выбор, то эти занятия помогут ему утвердиться в правильности выбора. Ну а тем, кто еще не определился в профессиональном выборе, тема нашего разговора будет более актуальна. Итак, что означает слово "профессия" (сначала учащиеся дают ответы, затем ведущий уточняет). Слово "профессия" от латинского слова profetereu (профетерий) - "Я объявляю своим делом:".
Каким делом занимаются ваши родители, или назовите профессию родителей? Ответ: учитель, повар, кондитер, продавец, водитель, помощник машиниста и т.д.
Мир профессий огромен, их насчитывается около 40 000, и ежегодно, по некоторым данным, появляется около 500 новых. Вам нужно выбрать одну профессию, которая будет отвечать интересам и способностям. Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете? Ответы ребят.
Ни один человек в современном мире не производит всего того, что ему необходимо для жизни. На сегодняшний день существуют десятки тысяч видов труда. Каждый из них, со своей системой требований к человеку, можно назвать профессией. Специальность же - это вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия - учитель, а специальность - учитель музыки, можем назвать свои примеры.
Классификация профессий:
1) По предмету труда (типы) - на что направлен труд;
2) По целям труда (классы) - какова конечная цель труда;
3) По орудиям труда (отделы) - что использует, какой инструмент.
4) По условиям труда (группы) - где работает.
Давайте рассмотрим типы профессий.
А) Предмет труда - техника, а система "человек - техника" (Ч-Т);
Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель и т.д.
Б) Предмет труда - животный и растительный мир, а система "человек-природа" (Ч-П);
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метереологией, геодезией и т.д. Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.
В) Предмет труда - схемы, знаки. Устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система "человек-знак" (Ч-Зн.);
Это виды деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир и т.д.
Г) Предмет труда - изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система "человек - художественный образ" (Ч-Х);
Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист и т.д.
С недавних пор различают также еще один тип, хотя также его можно отнести ко всем предыдущим типам.
Д) Предмет труда - умственная, речевая деятельность, а система (Ч-Ч).
Пример: психолог, педагог, переводчик, врач, дипломат и т. д.
Вот и мы сейчас с вами поделимся на пять групп по выбору для себя приемлемого типа профессий.
Профориентационная игра "Презентация профессии"
Вы в течение 5 минут придумайте и представьте в виде коллажа, рисунка, проекта, сценки презентацию той профессии, которую вы предпочитаете для себя в будущем, или какая профессия вам нравится. Затем познакомимся с вашими презентациями.
Участники занятия презентуют свои предпочитаемые профессии.
Возможно, кому-то из Вас приглянулась еще какая-либо профессия, благодаря Вашим презентациям. Есть над, чем подумать, не правда ли, пока есть время. А сейчас небольшая разминка.
Игра "Телеграф"
Сядьте в круг. Кладите свои руки на колени соседей слева и справа. По моей команде первый участник слегка стукнет ладонью по коленке второго, второй - первого и третьего, третий - второго и четвертого и т.д. по кругу. Затем нужно это же упражнение выполнить с закрытыми глазами. То есть можно вообразить, что, получив информацию от соседа (хлопок) сообщаешь ему о получении (хлопок), а затем передаешь "хлопок".
Групповая экспертная оценка с элементами игры "Кто есть кто?"
Человеку хочется узнать мнение о себе окружающих людей. Что о нем думают другие люди? Каким они воспринимают его, в том числе и в профессиональной сфере.
Сейчас у вас есть возможность узнать, каким видят ваше профессиональное будущее члены группы. Мы проведем опрос внутри каждой группы. Каждый присутствующий имеет определенное мнение по поводу ваших способностей и той профессии, которая вам больше всего подходит. Для этого мы будем использовать опросный лист. Напишите вверху листа свою фамилию, имя, ниже: "Какое у меня призвание, чем лучше мне заниматься в жизни?"
Иванова Анастасия |
|||
Какое у меня призвание, чем мне лучше заниматься в жизни? |
|||
Фамилия, имя участника группы | Рекомендуемая профессия | Учебное заведение или место работы после школы | |
1. | Иванова Лариса | учитель | педагогический институт |
2. | |||
3. |
После заполнения листов они возвращаются тому, чья фамилия написана вверху листа. Далее предлагается определить, какие призвания пришлись по душе, а какие совсем не понравились. Для этого в бланке опроса отметить знаком "+" первые и знаком "-" вторые. А теперь поблагодарите тех, кто хорошо понял ваше призвание, и скажите, с чьим мнением не согласны.
Профессии всякие важны, профессии всякие нужны, это мы знаем с детства, с книг, со слов учителей, родителей и близких нам людей. Но как же выбрать так профессию, чтобы потом не менять на другую, чтобы полностью устраивала, чтобы ее избрание позволило принести пользу людям, обществу?
Могу дать несколько рекомендаций. Вам сначала нужно провести диагностику узнать: темперамент и особенности характера, свои склонности, профессиональный тип личности, профессиональную направленность, сферу интересов.
После того, как Вы провели диагностику и узнали результаты обследования Вам нужно узнать востребованность профессий на рынке труда, и учитывать материальные возможности родителей, где бы могли получить нужное Вам образование.
Также есть очень много новых профессий, которые мы иногда не знаем, что они обозначают. К Вашему вниманию предоставляю несколько ознакомительных профессий. Возможно, кто-нибудь воспользуется данной информацией в дальнейшем выборе профессии.
Имиджмейкер
Английское слово image означает изображение. В русский язык слово имидж появилось в середине 1980-х годов. Не так давно возникла относительно новая для нашей страны специальность - имиджмейкер.
"Встречают по одежке, а провожают по уму", - гласит небезызвестная русская пословица. Представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манеры говорить, менталитета, поступков - все это важно для имиджмейкера. В задачи имиджмейкера входит не только создание внешне приятного облика человека (прически, стиля одежды), но и изменение самого человека. Этот человек должен не только понравиться своему зрителю или избирателю, но и по-новому относиться к себе. Хорошие, приятные манеры, уверенные движения, располагающая улыбка - все это входит в работу имиджмейкера. Также они отвечают за разработку текстов, сценариев, организацию выступлений. Все прорабатывается до деталей. Квалифицированный имиджмейкер одновременно является и хорошим психологом, и специалистом по PR.
Имиджмейкер выстраивает для своего клиента любые комбинации событий, которые бы способствовали возвышению его имиджа.
Аудитор
Человек, который контролирует не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании. Во всех странах мира компании должны вести баланс, делать денежные проводки через счета, отчислять налоги и т.д. Правильность ведения финансово-учетной и отчетной документации контролируется общественным аудитором. Эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и является весьма престижной.
Юрисконсульт
Постоянный консультант при учреждении по практическим вопросам права, защитник интересов этого учреждения в судебных и других инстанциях.
Мерчендайзер
Мерчендайзер работает с потребителями (заказчиками) на определенной территории с целью достижения положительных результатов в рекламе продаваемого товара и решении проблем, связанных с качеством товара. В обязанности мерчендайзера входит оформление торгового зала, организация рекламных акций, презентаций продукта, дегустаций и др. - одним словом, непосредственная реклама товара, исходя из его потребительских свойств. В этом смысле можно провести параллель между функциями товароведа и мерчендайзера - и тот, и другой должны прекрасно разбираться в потребительских свойствах товара.
В функции мерчендайзера входит также налаживание отношений с уже существующими и потенциальными клиентами, отслеживание их заказов, поддерживание согласованного запаса товара на складе клиента. Мерчендайзер осуществляет поиск новых клиентов и отсылает их к опытным дистрибьюторам, чтобы, в конечном счете, увеличить объемы продаж. Такие специалисты работают в достаточно долго существующих фирмах с развитой внутренней структурой.
Эколог
Контролирует выполнение законов, инструкций, правили норм по охране окружающей среды. Проводит исследовательские работы по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды и выбросов веществ в атмосферу, ликвидации технологических отходов. Анализирует работу природоохранных объектов и состояние окружающей среды.
И в заключении участникам предлагается по очереди выразить свое мнение по поводу услышанного на занятии, поделиться впечатлениями. Продолжите незаконченные предложения:
1. Я узнал, что моя будущая профессия :.
2. Я думаю, что после сегодняшнего разговора:.
3. Я надеюсь, что в будущем:.
Ритуал прощания
Все становятся в круг. Одновременно произносят слово "До свидания". Вместо "Я" говорят "Мы", при этом соединенные руки поднимают вверх.