Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая характеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"

Разделы: Биология


Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с характерными признаками представителей царства грибов;
  • изучить особенности строения, размножения, жизнедеятельности грибов;
  • научить различать некоторые виды съедобных и ядовитых грибов;

развивающие:

  • развивать умение владеть устной и письменной речью;
  • развивать умение самостоятельно работать с учебной литературой, составлять схемы, таблицы, делать выводы и обобщения;

воспитывающие:

  • воспитывать интерес к изучению природы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация "Грибы. Общая характеристика", таблицы, муляжи грибов, консервированные грибы.

Ход урока

I. Организационный момент:

1. Приветствие:

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне.

2. Проверка наличия учебных принадлежностей;

3. Сообщение целей урока:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с организмами живой природы, которые ученые выделили в отдельное царство.

II. Актуализация знаний (введение в новую тему).

Отгадайте загадку:

Пока дети - каждый в берете, повзрослели шляпы надели. Кто это?

А какие загадки о грибах знаете вы?

Ответы детей. Слайд №1

III. ИНМ.

Общая характеристика грибов (рассказ учителя с записью на доске). Слайд №2-4

Грибы - многочисленная группа организмов, насчитывающая около 100 тысяч видов. Микология - наука о грибах. Грибы живут всюду, где имеются органические вещества. Это: почва, вода, жилище, пищевые продукты, животные, человек. Грибы сочетают в себе признаки растений и животных. Основное отличие от растений: неспособность к фотосинтезу (гетеротрофы). Вторым отличием клетки грибов от растений является хитин (органическое вещество) в оболочке. Нет проводящих тканей. Кроме того, накапливается у них не крахмал, а гликоген или жир. От животных их отличает неограниченный верхушечный рост, неподвижность, тело, или грибница (мицелий) состоит из гиф.

Грибница (мицелий)- тело гриба, состоящее из длинных ветвящихся нитей (гиф).

Совокупность гиф называется мицелием. Слайд №5/

Строение гриба (рассказ учителя с использованием всего учебного оборудования).

Слайд №6.

Задание: нарисовать в тетради схему строения шляпочного гриба.

Питание и размножение грибов (рассказ учителя с использованием материалов презентации). Слайд №7-9.

Съедобные и ядовитые грибы (рассказ учителя с использованием материалов презентации). Слайд №10-21.

IV. Закрепление.

Тест. Слайд № 22-28

1. По способу питания грибы похожи на животных, так как:

  • способны к фотосинтезу
  • питаются готовыми органическими веществами
  • сами, производят органические вещества
  • поглощают пищу путем всасывания

2. Оболочка клеток большинства грибов содержит:

  • хитин
  • целлюлозу
  • муреин
  • глюкозу

3. К трубчатым грибам относится:

  • сыроежка
  • рыжик
  • опенок
  • подберезовик

4. К пластинчатым грибам относится:

  • белый
  • масленок
  • волнушка
  • подосиновик

5. Начало формы

Симбиоз грибницы и корней дерева называется:

  • мицелий
  • плодовое тело
  • микориза
  • клубеньки

6. Какие грибы появляются первыми в конце апреля, начале мая?

  • шампиньоны
  • сыроежки
  • маслята
  • сморчки

V. Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 65, 66 (стр.213-214), 67. Выполнить практическую работу, стр 215. Слайд 29-30.

Список литературы:

  1. Трайтак, Д.И., Трайтак, Н.Д. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 кл. : учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак. - М.: Мнемозина, 2008.
  2. Пасечник, В.В.Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / В.В.Пасечник. - 9-е изд., стереотип. - М.Дрофа, 2006.- 272 с.