Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с характерными признаками представителей царства грибов;
- изучить особенности строения, размножения, жизнедеятельности грибов;
- научить различать некоторые виды съедобных и ядовитых грибов;
развивающие:
- развивать умение владеть устной и письменной речью;
- развивать умение самостоятельно работать с учебной литературой, составлять схемы, таблицы, делать выводы и обобщения;
воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучению природы.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация "Грибы. Общая характеристика", таблицы, муляжи грибов, консервированные грибы.
Ход урока
I. Организационный момент:
1. Приветствие:
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне.
2. Проверка наличия учебных принадлежностей;
3. Сообщение целей урока:
- Сегодня на уроке мы познакомимся с организмами живой природы, которые ученые выделили в отдельное царство.
II. Актуализация знаний (введение в новую тему).
Отгадайте загадку:
Пока дети - каждый в берете, повзрослели шляпы надели. Кто это?
А какие загадки о грибах знаете вы?
Ответы детей. Слайд №1
III. ИНМ.
Общая характеристика грибов (рассказ учителя с записью на доске). Слайд №2-4
Грибы - многочисленная группа организмов, насчитывающая около 100 тысяч видов. Микология - наука о грибах. Грибы живут всюду, где имеются органические вещества. Это: почва, вода, жилище, пищевые продукты, животные, человек. Грибы сочетают в себе признаки растений и животных. Основное отличие от растений: неспособность к фотосинтезу (гетеротрофы). Вторым отличием клетки грибов от растений является хитин (органическое вещество) в оболочке. Нет проводящих тканей. Кроме того, накапливается у них не крахмал, а гликоген или жир. От животных их отличает неограниченный верхушечный рост, неподвижность, тело, или грибница (мицелий) состоит из гиф.
Грибница (мицелий)- тело гриба, состоящее из длинных ветвящихся нитей (гиф).
Совокупность гиф называется мицелием. Слайд №5/
Строение гриба (рассказ учителя с использованием всего учебного оборудования).
Слайд №6.
Задание: нарисовать в тетради схему строения шляпочного гриба.
Питание и размножение грибов (рассказ учителя с использованием материалов презентации). Слайд №7-9.
Съедобные и ядовитые грибы (рассказ учителя с использованием материалов презентации). Слайд №10-21.
IV. Закрепление.
Тест. Слайд № 22-28
1. По способу питания грибы похожи на животных, так как:
- способны к фотосинтезу
- питаются готовыми органическими веществами
- сами, производят органические вещества
- поглощают пищу путем всасывания
2. Оболочка клеток большинства грибов содержит:
- хитин
- целлюлозу
- муреин
- глюкозу
3. К трубчатым грибам относится:
- сыроежка
- рыжик
- опенок
- подберезовик
4. К пластинчатым грибам относится:
- белый
- масленок
- волнушка
- подосиновик
5. Начало формы
Симбиоз грибницы и корней дерева называется:
- мицелий
- плодовое тело
- микориза
- клубеньки
6. Какие грибы появляются первыми в конце апреля, начале мая?
- шампиньоны
- сыроежки
- маслята
- сморчки
V. Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: параграф 65, 66 (стр.213-214), 67. Выполнить практическую работу, стр 215. Слайд 29-30.
Список литературы:
- Трайтак, Д.И., Трайтак, Н.Д. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 кл. : учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак. - М.: Мнемозина, 2008.
- Пасечник, В.В.Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / В.В.Пасечник. - 9-е изд., стереотип. - М.Дрофа, 2006.- 272 с.