Цели занятия:
- Познакомить учащихся с творчеством Б.В. Заходера.
- Формировать любовь к русской литературе.
- Воспитывать устойчивый интерес к чтению.
1-я страница
Здравствуйте, ребята! Посмотрите на книги, представленные на нашей выставке. Обычно автор подписывал их так: "Ваш старый товарищ, Борис Заходер". И это не шутка. Писатель действительно был и остается товарищем своих читателей - ребят. Недаром одна из книг его книг так и называется: "Товарищам детям". Вот что было написано в ней на самой первой странице:
Обычно
От вас это держат
В секрете,
А я не скрываю,
Товарищи дети:
Хочу, чтобы вы,
Дорогие читатели,
Недаром
За чтением время потратили,
Хочу,
Признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку
Вам было читать
Интересно.
А если захочется вам
Посмеяться,
То этого тоже
Не надо бояться:
Ведь если смеются
Товарищи дети,
Становится сразу
Светлее на свете.
Ведущий:
Возможно, эту книгу читали ваши бабушки и дедушки, когда еще были маленькими. Не говорим уже о ваших папах и мамах. Ведь Борис Заходер писал для детей более полувека назад. Еще в 1947 году в журнале "Затейник" было напечатано стихотворение, недавно вернувшегося с войны, поэта " Морской бой". Через восемь лет вышла его первая книжка стихов "На задней парте". За ней последовали новые книги: "Кит и кот", "Звонкий день", Русачок" и др., всех не перечесть.
Много радости доставило читателям знакомство с волшебной английской няней Мэри Поппинс, с Питером Пэном, - мальчиком, который не хотел расти, с приключениями Алисы в стране Чудес. Все эти книги великолепно пересказал Б. Заходер.
Знаком ли вам медвежонок Винни-Пух? Книжка о его приключениях называется "Винни-Пух и все-все-все". Ее написал английский писатель Алан Милн, а научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски Борис Заходер. Он его называл приемным сыном. В голове у этого медвежонка были опилки.
Вот что рассказывает о Винни-Пухе писатель: "Винни-Пух - это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет песенки, да вдобавок не просто песенки, а Шумелки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я их очень полюбил, м поэтому мне хочется, чтобы те, кто не читал книжки про Винни-Пухе, прочли несколько песенок".
(ученики читают песенки)
1 чтец:
Ворчалка. Эту ворчалку Винни сочинил, когда искал горшочек с медом, который сам же и съел.
Куда мой мед деваться мог?
Ведь был полнехонький горшок!
Он убежать никак не мог!
Ведь у него же нету ног!
Не мог уплыть он по реке
(Он без хвоста и плавников!)
Не мог зарыться он в песке.
Не мог и все же был таков!
Не мог уйти он в темный лес.
Не мог взлететь под небеса.
Не мог, а все-таки исчез!
Ну, это прямо чудеса!
2 чтец:
Эту Шумелку Винни-Пух и Пятачок пели, когда шел снег.
Иду вперед
(Терлим - бом - бом)
И снег идет
(Терлим - бом - бом)
Хоть нам совсем,
Совсем не по дороге!
Но только вот
(Терлим - бом - бом)
Скажите, от -
(Терлим - бом - бом)
Скажите, от -
Чего так зябнут ноги?!
3 чтец:
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям,
Едва забрезжит утро.
Под вечер скоро спать пора
Хозяева зевают:
Вот если гость придет с утра -
Такого не бывает!
Да, если гость пришел с утра,
Ему спешить не надо!
Кричат хозяева: "Ура!"
(Они ужасно рады!)
Недаром Солнце в гости к нам
Всегда приходит по утрам!
Тарам - парам, парам - тарам.
Ходите в гости по утрам!
Сочините сами какую-нибудь Шумелку. Как он их сочинил.
2-я страница
Борис Заходер писал много сказок. Послушайте одну из них.
Ученик читает сказку "Кит и кот".
- Кто плыл по океану? (кот)
- Каких животных ловил кит? (мышей)
- Кто мяукал? (кит)
- В каком месте спался кит от врагов? (на заборе)
- Где кит ночью пел песни? (на крыше)
- Что ел кит? (сметану)
- "В этой сказке нет порядка". А что есть? (ошибка, опечатка)
- А какая ошибка в этой сказке?
- К кому можно отнести эти слова?
(дети отвечают хором)
мяукает, страшный ночью бродит, днем храпит, ест сметану, любит плавать, маленький, не хочет купаться, плавает по океану, боится воды, пыхтит
3-я страница
Ведущий:
В доме Бориса Заходера всегда жили животные - собаки и кошки. Многие его стихи посвящены кошкам, есть даже книга - "Краткая кошачья книжка", в которой собраны стихи Заходера о кошках. Знаете ли вы стихи о кошках?
1 чтец:
Кошке Вьюшке.
Есть много известных Кошек
(не говоря о Котах!)
Прославленных в разное время
И в самых разных местах.
И вот наша Вьюшка отважно
Вступает в их избранный круг -
Простая рыжая кошка,
Почти без всяких заслуг:
Славными именами
Украшен кошачий род!
: Кот, который Наплакал:
: Кот Ученый: Чеширский Кот:
: Кошка из Кошкина дома:
(Как забыть о ее судьбе)
: Первая Кошка (Которая бродила сама по Себе):
В древнем Египте Кошки
Числились даже в Богах:
Есть ли на свете невежда,
Незнакомый с Котом в Сапогах?
"И к этим-то славным Кошкам"
(И знаменитым Котам)
Присоединяется Вьюшка,
Которая спит не там.
2 чтец:
Нет места в нашей квартире,
Где бы она не спала -
От А(бажура)
До Я(щика письменного стола)
Вы можете перечислить
(Если сможете!) весь алфавит, -
Ручаюсь, на каждой букве
Эта рыжая кошка спит!
3 чтец:
Не даром толпы поклонников
Так и ходят за ней по пятам,
И просят автограф у Кошки
Которая
Спит
Не там!
Ведущий:
Жили у них в доме и собаки: доберман Дар, эрдельтерьер Барри, доберман-пинчер Лорд, дворовая (беспородная) собачка Катька. Когда один из питомцев, доберман Дар умер, Борис Заходер посвятил ему стихотворение: "Памяти моего пса"
Чтец:
Что же это, собачий ты сын?
Где
Хваленая верность твоя?
Как посмел забежать ты -
Один! -
В отдаленные эти края? -
В те края,
Где зови не зови -
Ни ответа, ни отзыва нет,
Никому -
Даже нашей любви:
Там, откуда дороги назад
Не найти и собачьим чутьем, -
Позабудешь ты намертво,
Брат,
О хозяине старом своем:
А хозяину - жизнь не мила.
Сердце, сволочь, болит и болит:
: Вот такие-то, рыжий, дела:
Пес умолк.
А хозяин скулит:
Впрочем, что же я?
Он, как всегда, -
Быстроногий,
Бежит впереди,
Боль в груди говорит:
"Ты догонишь его:
Погоди:"
Ведущий:
Это стихотворение было написано в 1967 году, а в 2000 году Борис Заходер умер. Он через 33 года догнал своего пса. Похоронен Б. Заходер на Троекуровском кладбище. На памятнике Заходера выгравирован рисунок э. Шепарда к Винни-Пуху, сказочные герои Пух и Пятачок, удаляющиеся в сторону заходящего солнца.
Ведущий:
Борис Заходер много стихотворений писал для детей. Он писал так, что строчки его стихов сразу застревали в голове и оставались там надолго. Его стихи были у всех на слуху.
Чтец:
Что за шум на задней парте?
Ничего нельзя понять!
Кто-то там шипит в азарте:
- Е - один!
- А - шесть,
- К - пять!
Это снова Вова с Петей
Позабыли все на свете:
На уроках день-деньской
Бой идет у них морской!
Бьются два военных флота
На листочках из блокнота:
Ведущий:
А сейчас проведем викторину по произведениям Б. Заходера
1 тур: Найдите рифму.
1. "Считалочка"
На обед попасть не худо.
Но отнюдь
Не в виде:(блюда).
2. "Кит и Кот"
Кот плывет по океану,
Кит
Из блюда ест:(сметану).
3. "Кискино горе"
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди
Бедной киске
Не дают
Украсть:(сосиски).
4. "Странное происшествие"
Однажды
Точнее когда-то и где-то
С голодным котом
Повстречалась:(котлета).
2 тур: Имена животных. Каким животным принадлежит такие имена:
- Русачок (зайчик) - "Русачок"
- Отшельник (рак) - "Отшельник"
- Серая звездочка (жаба) - Серая звездочка"
- Чмок (Щенок) - "сказка про всех на свете"
3 тур: Загадки Бориса Заходера.
Нахмурилось небо
(наверное не в духе!)
Летают, летают белые мухи!...
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже - не тают! (первый снег)
Он с жадностью пьет -
А не чувствует жажды.
Он бел -
А купается только однажды:
Он смело ныряет
В кипящую воду,
Себе на беду,
Но на радость народу:
И добрые люди
(Вот это загадка!)
Не скажут:
- Как жалко:
А скажут:
- Как сладко! (кусок сахара)
А сейчас отгадаем несколько загадок (это строчки из стихов Б. Заходера "Кто на кого похож" и "Мохнатая азбука"):
- Решетка на нем
Нарисована четко,
И очень к лицу!
Людоеду решетка! (тигр)- Всех смешит,
Потому что
Не спешит! (черепаха)- Он дик и злобен,
Но зато вполне съедобен.
Есть достоинства свои
Даже у такой свиньи! (кабан)
4 тур: Любимые книги (Б. Заходер - переводчик)
- Какие вы знаете книги, которые переводил Б. Заходер?
(Дж. Н. Барри "Питер Пен или мальчик, который не хотел расти", Л. Кэрролл "Приключения Алисы в Стране Чудес", А. Милн "Винни-Пух и все - все - все", П. Трэверс "Мери Поппинс")
- А сейчас проверим внимательно ли вы их читали. Ответьте на вопросы:
- Какая еда для медведей самая вкусная?
- Кто такой Винни-Пух? Из чего он состоит?
- С кем дружил Винни? (Пятачок, Кролик, Сова, Ослик)
- Что подарили Ослику Винни и Пятачок? (горшок и воздушный шарик)
- Что подарила сова Ослику на день рождения? (хвост)
- Как можно было попасть на волшебный детский остров?
- (натереться волшебным порошком и полететь)
- Как пропавшие мальчики узнавали о приближении Питера?
- (об этом возвещал громкий петушиный крик)
- Куда провалилась Алиса? (в нору)
- Что находилось в кармане жилета у Кролика? (часы)
- Кто такая Мэри Поппинс?
Как к ней относились дети?
Подведение итогов викторины. Награждение победителей.
Ведущий:
Наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что с героями Бориса Заходера вы подружились на долгие годы. Давайте на прощание споем одну из ваших любимых песенок "Про все на свете".
До новых встреч!