ЦЕЛИ УРОКА:
- подготовить учащихся к сочинению-описанию натюрморта на основе картины;
- совершенствовать умение определять тему и основную мысль картины;
- выработать умение различать два вида плана: план наблюдения и план сочинения;
- способствовать формированию положительного отношения к особому жанру живописи - натюрморту.
ОБОРУДОВАНИЕ: репродукция картины Б.В. Щербакова, презентация
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу -
Знай, что это - НАТЮРМОРТ!
Кто знает, что означает слово "натюрморт"?
(Натюрморт - это особый жанр живописи, картина с изображением цветов, плодов, битой дичи, рыбы, различных предметов обихода).
Верно, в переводе с французского слово "натюрморт" значит буквально "мертвая природа".
А кто из вас знает другие слова для обозначения этого жанра живописи?
(Голландцы, немцы, англичане называют этот жанр по-другому - still life, Stelleben "тихая жизнь", "неподвижная жизнь").
Видимо, такое значение слово имеет не случайно, так как каждый предмет на картине художника живет своей жизнью, тихой, незаметной, неподвижной, но часто очень красивой, поэтичной.
Давайте посмотрим на натюрморты, которые вы нарисовали к нашему уроку. Что вы хотели сказать этим рисунком? Почему изобразили именно эти предметы?
Давайте послушаем ребят, которые подготовили сообщение об истории слова и посмотрим презентацию.
(Во время прослушивания сообщения можно одновременно просматривать презентацию. Хорошо, если показ слайдов будет сопровождать музыка Баха или Гайдна, с использованием клавесина. Это поможет учащимся еще больше погрузиться в урок, настроиться на нужный лад).
В XIX веке слово "натюрморт" было заимствовано из французского языка и означало "мертвая природа", а голландцы, немцы, англичане называют этот жанр по-другому - "тихая жизнь", "неподвижная жизнь".
Оценивая эти термины, писатель и искусствовед В. Порудоминский отмечал: "Мы привыкли к этому слову - натюрморт, но оно неправильное. Всякая вещь перестает быть мертвой, когда ею любуются глаза человека, когда ее касаются человеческие руки".
Интересна история возникновения этого жанра, появившегося впервые в Голландии в начале XVII века. После долгих и трудных лет войны с испанскими завоевателями голландцы получили независимость. Именно в это время и расцветает голландское искусство, и особенно искусство натюрморта. Внимательно и любовно голландские художники передавали на своих полотнах посуду, ткани, цветы, плоды, любуясь предметами, среди которых протекала их жизнь.
В России натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в XVIII веке. Этот были своеобразные "картины-обманки". Цель их создания заключалась в том, чтобы перенести на холст вещи такими, какими они были на самом деле. На таких "обманках", на фоне нарисованной деревянной стены, "как живые" выступали нарисованные часы, книги, гребешки и перья и другие предметы.
Слово учителя + презентация.
Сегодня мы познакомимся с натюрмортом Б.В. Щербакова "Фрукты".
Борис Валентинович Щербаков родился в семье интеллигентов в 1916 году в Петербурге. Он рос в среде художников, писателей и поэтов. С ранней юности он увлекся таким жанром, как натюрморт. Среди наиболее значительных работ "Воспоминание о "старых голландцах", "Бабушкина кухня" (1949), "Битая дичь" (1949). Много у художника и ярких, красочных натюрмортов с букетами цветов: это и голубое кружево цветов в "Смирновских незабудках" (1968), и тончайшая игра оттенков белого Цвета в "Жасмине" (1982), и полыхание огненных "Маков" (1982), и утонченная роскошь "Сирени" (1987).
Сам художник говорил о том, что на его творчество оказали огромное влияние картины голландских живописцев XVII века. Он писал: "Стараясь идти по стопам великих предшественников... собрал даже ряд предметов традиционных для голландских натюрмортов, стремясь понять, какими же средствами эти великие чародеи достигали, казалось бы, недостижимого. Почему их картины и сохранили до нашего времени все свое очарование...
Может быть, это и есть самое дорогое в искусстве - умение вдохнуть жизнь, передать мысль и настроение даже в самых простых, незатейливых сюжетах".
Давайте рассмотрим натюрморт Б.В. Щербакова "Фрукты".
При беседе по картине Б.В.Щербакова и дальнейшей работе на уроке используются рабочие карточки (смотрите Приложение к уроку), которые помогают учащимся при проведении лексической работы по развитию речи.
2. Беседа по картине по вопросам. (Карточка №1).
- Нравится ли вам этот натюрморт?
- Что именно привлекает ваше внимание?
- Что изображено на натюрморте художником на переднем плане?
- Какие предметы помещены автором на заднем плане?
- Посмотрите на натюрморт и подумайте, если бы у этой картины не было названия, как бы вы ее назвали?
(Земное изобилие. Яблоки и виноград. Дары лета. Фруктовый рай. Фрукты. Райское наслаждение. Яблочный спас...). Обоснуйте выбранное название.
Подумайте, что отражают придуманные названия: тему или основную мысль натюрморта? (Учащиеся отвечают, что часть названий ("Фрукты". Яблоки и виноград") отражают тему натюрморта, а ее основную мысль отражают такие названия, как "Земное изобилие", "Дары лета", "Фруктовый рай" и др., поскольку автор картины любуется фруктами, показывает зрителям их неброскую красоту, их живое великолепие).
- Сформулируйте тему и основную мысль натюрморта.
(Тема натюрморта - изображение фруктов, а основная мысль заключается в желании автора передать красоту и великолепие земных плодов).
Работа над планом наблюдения. (Карточка №2).
Мы уже говорили о том, что художник изобразил на своем натюрморте различные фрукты: яблоки, виноград, сливы, шиповник, а также предметы (корзину, стол и кувшин).
Раз предметов много, необходимо выбрать какую-то последовательность в их описании, составив план наблюдения.
Что мы опишем в первую очередь? (В первую очередь описываются те предметы, которые находятся на переднем плане).
Но на переднем плане предметов тоже несколько. В какой последовательности будем их описывать? (Можно сначала описать яблоки, поскольку их больше всего на картине, затем веточку шиповника, которая находится в центре натюрморта, потом сливы).
Что будем описывать дальше? (Виноград).
Нужно ли отдельно описывать стол, корзину? (Отдельно описывать эти предметы не стоит, поскольку их можно описать параллельно с описанием других предметов, например, винограда, поскольку виноград художник расположил и в корзине, и на столе).
А как мы поступим с описанием кувшина? (Кувшин дополняет картину, он самостоятельный предмет на ней, поэтому о нем стоит сказать отдельно).
Поскольку перед нами произведение живописи, то помимо предметов всегда существует фон, т.е. тот основной тон, на котором пишется картина. Нужно ли говорить о фоне натюрморта? (Обязательно, потому что фон является частью натюрморта).
Возможна ли другая последовательность описания, или тот план, который мы с вами выбрали, единственно возможен? (Можно сначала описать те фрукты, которым на картине уделено больше места /яблоки, виноград/, а затем остановиться на остальных плодах и предметах, которые дополняют общую картину/шиповник, сливы, кувшин/).
Итак, какова последовательность наших наблюдений над натюрмортом? (Последовательность наблюдений над натюрмортом следующая: яблоки, шиповник, сливы, виноград, кувшин, фон картины).
Итак, мы составили план наблюдений над натюрмортом, а теперь внимательно рассмотрим каждый из плодов.
3. Собирание рабочих материалов. (Карточка №3)
Прежде чем мы опишем один из плодов, отгадайте загадку.
Что это такое: круглое, румяное, растет на ветке, любят его взрослые и маленькие детки. (Это яблоко).
Помните, в сказке А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях описывается яблоко:
"Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Видны семечки насквозь...".
Какие "аппетитные" слова нашел поэт, чтобы нарисовать нам яблочко.
Попробуйте и вы описать яблоки, изображенные на натюрморте Б.В. Щербакова.
Сначала охарактеризуйте их в целом с точки зрения цвета, формы, размера вкуса, аромата и т.д. (Сочные, крупные, спелые, ароматные, желтые, вкусные...).
Игра "Угадай".
Выберите одно из яблок, которое приглянулось вам больше других, не показывая его на картине, опишите так, чтобы слушающие вас догадались, о каком яблоке вы говорите.
Если вам трудно подобрать слова для описания, то вы можете воспользоваться карточкой- подсказкой.
Карточка-подсказка.
Яблоко.
Крупное, желтое, похожее на спелую тыкву, хорошо освещено солнечным светом, даже кажется, что с одного бока оно почти прозрачное; не самое крупное, ярко-красное и на черенке его есть несколько листочков; аппетитное, оно лежит вверх черенком и привлекает взгляд своей розово-золотистой кожурой; имеет свою "изюминку", особинку, благодаря чему мы обращаем на него внимание: у него на боку два небольших пятнышка; не совсем дозрело, или оно другого сорта, чем остальные, потому что оно самое зеленое, но это не мешает ему выглядеть очень аппетитно.
Нужно ли описывать абсолютно все яблоки, которые изобразил автор?
(Нет, не надо, достаточно сказать о нескольких/двух-трех/яблоках, которые чем-то привлекли внимание, понравились больше всего).
А теперь еще одна загадка.
Совсем малые ягодки алые, очень интересные, лечебные, полезные, но непросто их сорвать, можно поцарапаться: кустики защищены: у них острые шипы. (Шиповник).
Итак, теперь мы рассмотрим шиповник.
Где на картине находится шиповник?
Почему автор расположил ветку шиповника рядом с самым зеленым яблоком
Охарактеризуйте плоды шиповника, используя известный вам прием сравнения (ягоды, как яркие бусинки, как красные огоньки, как крошечные фонарики...).
Карточка-подсказка.
Шиповник.
На переднем плане картины, в центре, еще одна маленькая веточка - на краю стола, слева, рядом с зеленым яблоком лучше видна красота шиповника, его яркие красные ягодки.
Отгадайте такую загадку:
синий мундир, желтая подкладка, а как откусишь - сладко. Что это? (Слива).
Как расположил сливы художник?
С помощью двух-трех прилагательных охарактеризуйте сливы, назвав самые важные, на ваш взгляд, признаки.
Карточка-подсказка.
Сливы.
На переднем плане картины, лежат прямо на столе рядом с красным яблоком, крупные, спелые, темно-синие.
И последняя загадка:
ягоды зеленые, а всеми хваленые; растут с косточками, висят кисточками (виноград).
Опишите виноградные грозди, запечатленные художником на картине, каков их размер, форма, качество винограда
Одинаков ли виноград на картине по цвету?
Как художник расположил виноградные грозди на полотне? (Большинство виноградных гроздей лежит в корзине, некоторые - прямо на столе, а одна гроздочка - на яблоках).
Карточка-подсказка.
Виноград.
Грозди крупные, отборные, только что сорванные, в корзине виноград иссиня-черный, с матовым налетом на ягодках, на переднем плане виноградная гроздь лиловая, а лежащая на яблоках - светло-зеленая.
Охарактеризуйте корзину, в которой лежит виноград, с помощью нескольких словосочетаний
С помощью одного-двух определений опишите стол.
На дальнем плане остался только один предмет, который мы не описали. Какой это предмет? (Кувшин).
Опишите основные признаки кувшина: каков он по цвету, размеру, из какого материала сделан.
На каком фоне изображены фрукты и предметы? Обратим внимание на освещение. Почему фон такой неоднородный, неодинаковый? Почему автор картины выбрал такой способ освещения, почему "не осветил" свою картину равномерно?
Карточка-подсказка.
Корзина, кувшин, фон, освещение.
Плетеная, старая, сломавшаяся под тяжестью плодов, некрашеный, деревянный, глиняный, небольшой, выполнен почти в черной цветовой гамме, бледно-зеленый, более светлый справа картины и густой, темный слева, освещен неравномерно, свет падает слева и спереди, поэтому одна часть картины освещена лучше, предметы и фрукты выглядят очень естественно.
Возможно, свет падает из приоткрытой двери, возможно, льется из окна. Некоторые предметы и фрукты освещены очень хорошо, у них яркие, четкие тени на стене и на столе (например, кувшин и яблоки на переднем плане), другие оказались в тени и видны менее отчетливо.
Вернемся к основной мысли этой картины.
Зачем художник изобразил яблоки, виноград, сливы, шиповник? Может быть, он думает, что мы никогда не видели таких плодов? А может быть, он просто хотел разбудить наш аппетит? (Ни то и ни другое. Автор картины хотел, чтобы мы всмотрелись в эти привычные для нас фрукты и полюбовались ими).
Действительно, в нашей повседневной жизни нам иногда просто не хватает времени остановиться, рассмотреть тот или иной плод - дар нашей матушки-земли, полюбоваться им. Увидев такой плод у себя дома на столе, мы скорее всего просто съедим его, не обратив внимания на его простую и вечную красоту.
Борис Валентинович Щербаков останавливает наше внимание на том, как красивы эти плоды, как приятны взгляду, и, глядя на эту недолговечную в обычной жизни красоту, мы проникаемся уважением и благодарностью к земле-кормилице, рождающей такое ежегодное чудо из своих недр. Привычное, благодаря художнику, становится необычным, неброское - удивительно красивым, душа наполняется радостью и ликованием, так хороши все детали этого натюрморта. Художник создал не просто хороший натюрморт, он сделал гораздо большее: открыл наши души навстречу красоте, научил восхищаться привычным и будничным, а значит, сделал нас чуть-чуть добрее, лучше, человечнее. Он сумел передать нам свое поэтическое настроение, ощущение красоты и естественности природы.
4. Работа над планом сочинения.
На доске заранее записан частично составленный план сочинения:
1. Искусство натюрморта как особого жанра живописи.
2. Красота плодов земли и обычных предметов, изображенных на картине:
а)... б)... в)... г)...
3. Художник, умеющий вдохнуть жизнь в предметы.
Ученики формулируют недостающие пункты плана самостоятельно , пользуясь планом наблюдения и затем проверяют под руководством учителя.
В конечном итоге может получиться следующий вариант плана:
1. Искусство натюрморта как особого жанра живописи.
2. Красота плодов земли и обычных предметов, изображенных на картине:
а) ароматные яблоки и плоды шиповника;
б) спелые сливы и грозди винограда;
в) предметы, дополняющие картину;
г) авторское решение освещения в натюрморте.
3. Художник, умеющий вдохнуть жизнь в предметы.
Итак, план сочинения составлен. Прежде чем мы сами по нему будем писать сочинение, давайте посмотрим, как это сделал один из учеников, и выясним, все ли у него правильно.
5. Редакторская работа. (Карточка №4).
Прочитайте текст сочинения.
Текст для редактирования.
На натюрморте В. Щербакова "Фрукты" изображены яблоки, виноград, шиповник, сливы, кувшин, корзина и стол. Больше всего яблок. Я насчитал 13 плодов, но это только то, что видно на картине, а так их гораздо больше. Яблоки крупные, отборные, свежие. Видно, что они только что сорваны с веток деревьев.
На переднем плане - веточка шиповника. Никогда раньше не замечал, как красивы его маленькие плоды. Прямо алые огоньки на зеленой веточке.
Рядом с шиповником, слева от него, художник изобразил сливы. 5 слив лежат рядом, а еще одна - в сторонке. Сливы такие спелые и аппетитные, что кажется, чуть тронешь их - брызнет сладкий сок.
А в старой плетеной корзине позади слив лежат роскошные гроздья винограда. Иссиня-черные, с матовым налетом ягодки радуют глаз и сами просятся в рот. Красиво дополняет ягоды зеленая виноградная лоза с кудрявыми усиками, помещенная в верхней части картины.
Но и это еще не все. Отдельные гроздья винограда лежат на яблоках и на столе. Художник изобразил их так, что каждая ягодка видна отчетливо. Ягодки спелые, крупные, аппетитные.
На заднем плане простой старый кувшин, почерневший от времени. В таких кувшинах крестьяне раньше хранили молоко или наливали в них воду. Но содержимое кувшина в нем не видно, мы не знаем, что в нем.
Очень красивый натюрморт!
Беседа по тексту для редактирования.
Что понравилось в этом сочинении? (Работа написана от души, живым языком, чувствуется отношение автора сочинения к картине, к тому, что на ней изображено).
Можем ли мы на основании написанного учеником сочинения восстановить план, по которому он описывал этот натюрморт? (Да, можно, автор сочинения сначала сказал о том, что изображено на натюрморте, затем последовательно описал яблоки, шиповник, сливы (то, что изображено художником на переднем плане), далее автор сочинения написал о винограде и, наконец, о кувшине. В заключении сочинения кратко высказал свое отношение к натюрморту).
Следовательно, еще одним достоинством работы можно считать то, что сочинение написано по плану, нет "перескоков" с одного объекта описания на другой.
- Есть ли в этом сочинении недостатки? (Есть).
- Давайте их выявим и постараемся исправить.
- С чего обычно начинается сочинение? (Со вступления).
- Есть ли вступление в этой работе? (Нет, это сочинение сразу начинается с описания).
- О чем можно было бы написать во вступлении? (Рассказать немного об авторе картины, а также об особом жанре живописи - натюрморте, его особенностях).
В чем недостаток первого предложения? (Не стоит перечислять абсолютно все предметы, которые изображены на картине. Можно заменить перечисление "вместительными" словами, например: вместо яблоки, шиповник, сливы, виноград - разнообразные фрукты; вместо кувшин, корзина, стол - предметы обихода, предметы сельского быта).
Что можно было бы изменить или добавить в описании яблок? (Нужно добавить описание некоторых яблок, на которые мы обратили особое внимание, выделил их среди остальных, показав их "характер").
Нужно ли подсчитывать количество плодов на натюрморте? (Нет, не нужно. Указание конкретных чисел свойственно научному стилю речи, а сочинение пишется в художественном стиле).
Достаточно ли описан шиповник? (Можно сказать о том, что автор расположил шиповник рядом с самым зеленым яблоком, чтобы оттенить, выделить шиповник, сделать его более заметным и ярким).
Хорошо ли описаны сливы? (Необходимо убрать количественные числительные, чтобы сочинение соответствовало своему стилю; вместо 5 слив - несколько слив).
Что бы вы добавили в описание винограда? (Виноград описан хорошо).
Все ли вас устраивает в описании кувшина? (Нет, не все. Есть лишняя информация, ненужная в данном случае (2-ое и 3-е предложение абзаца). Излишняя детализация придает книжный характер этому абзацу.
О чем бы вы сказали дальше в своем сочинении? (В нескольких словах нужно сказать о том, где художник расположил фрукты, а также сказать о фоне натюрморта).
О чем можно было бы написать в заключении? (Можно было бы поразмышлять о том, зачем художник увековечил на полотне далеко не экзотические фрукты и обычные предметы, затем высказать свое отношение к натюрморту).
6. Словарно-орфографическая работа. (Карточка №5).
Данную работу можно провести в форме словарного объяснительного диктанта (в диктант включены слова, с которыми ученики работали в ходе урока и использовали в процессе беседы по натюрморту, необходимые для написания сочинения, но трудные с орфографической точки зрения). Для работы используем карточку-подсказку.
Карточка-подсказка.
Яблоко.
Крупное, желтое, похожее на спелую тыкву, хорошо освещено солнечным светом, даже кажется, что с одного бока оно почти прозрачное; не самое крупное, ярко-красное и на черенке его есть несколько листочков; аппетитное, оно лежит вверх черенком и привлекает взгляд своей розово-золотистой кожурой; имеет свою "изюминку", особинку, благодаря чему мы обращаем на него внимание: у него на боку два небольших пятнышка; не совсем дозрело, или оно другого сорта, чем остальные, потому что оно самое зеленое, но это не мешает ему выглядеть очень аппетитно.
Шиповник.
На переднем плане картины, в центре, еще одна маленькая веточка - на краю стола, слева, рядом с зеленым яблоком лучше видна красота шиповника, его яркие красные ягодки.
Сливы.
Лежат прямо на столе рядом с красным яблоком, крупные, спелые, темно-синие.
Виноград.
Грозди крупные, отборные, только что сорванные, в корзине виноград иссиня-черный, с матовым налетом на ягодках, на переднем плане виноградная гроздь лиловая, а лежащая на яблоках - светло-зеленая.
Корзина, кувшин, фон, освещение.
Плетеная, старая, сломавшаяся под тяжестью плодов, некрашеный, деревянный, глиняный, небольшой, выполнен почти в черной цветовой гамме, бледно-зеленый, более светлый справа картины и густой, темный слева, освещен неравномерно, свет падает слева и спереди, поэтому одна часть картины освещена лучше, предметы и фрукты выглядят очень естественно.
7. Устное рассказывание текста по микрогруппам, составление коллективного сочинения. (Карточки для работы по микрогруппам).
Предлагаю разделиться на микрогруппы и описать натюрморт коллективно, причем каждая микрогруппа готовит только один кусочек текста
- 1-я группа - вступление,
- 2-я группа - описание яблок и шиповника,
- 3-я группа - описание слив, винограда и кувшина,
- 4-я группа - фон картины;
- 5-я группа - заключение.
Связки-переходы между частями включены в карточки для работы микрогрупп:
...Хотя на картине изображены различные фрукты, но взгляд сразу привлекают к себе яблоки.
...Рядом с самым зеленым яблоком художник расположил веточку шиповника.
...Помимо яблок и шиповника, на переднем плане художник поместил сливы.
... А на дальнем плане, в старой плетеной корзине, мы видим роскошные гроздья винограда.
...Дополняет картину старый глиняный кувшин, почерневший от времени.
...Фрукты и предметы художник изобразил на бледно-зеленом фоне, неравномерном по яркости красок.
8. Обсуждение получившегося коллективного сочинения, рефлексия.
- Что лежало в основе нашей подготовки к сочинению-описанию?
- Чем отличается план наблюдения от плана сочинения?
- Что было самым трудным для вас на уроке?
- Что вам помогло справиться с трудностями?
- Как вы оцените нашу работу на уроке?
- Как оцените свою работу на уроке?
- Есть ли желание продолжить и дальше работу по развитию речи?
9. Написание сочинения-описания.