"Сибирская земля рождает щедро людей, творящих песенным стихом" (Жизнь и творчество С.С. Торбокова)

Разделы: Литература


":Сибирская земля рождает щедро людей, творящих песенным стихом:"
Н.Костяева

Цель: Открытие новой страницы литературного краеведения, знакомство с жизнью и творчеством поэта земли Кузнецкой С.С.Торбокова.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с художественным миром поэта;
  • Сформировать навык аналитической работы с поэтическим текстом;
  • Воспитывать морально-ценностные чувства активную гражданскую позицию, любовь к родной земле, родной природе;

Место проведения: кабинет литературы

Оборудование:

На доске: Дата, тема урока, словарная работа. (Кайчи - певец; анчы- охотник; улус - деревня, село; мылтык - ружье;кай-комус - национальный шорский инструмент)

Эпиграф: "Торбоков не издал томов огромных,

Но на родной земле оставил след.
В его стихах таких простых и скромных,
Сокрыты мудрость, истина и свет.
Пусть труд его духовной служит пищей,
Чтоб мир людской стал и добрей, и чище"
С.Малышева

Учитель: Здравствуйте ребята, я рада вас видеть на нашем занятии (звучит шорская национальная музыка). Сейчас мы прикоснулись к сокровищнице шорского фольклора и это не случайно, тема нашего занятия (Презентация слайд 1) "С.С.Торбоков. Жизнь и творчество. А еще ее можно определить так ":Сибирская земля рождает щедро людей, творящих песенным стихом:".И сегодня мы с вами "откроем" еще одну страничку краеведения, узнаем о биографии, творчестве поэта Земли Кузнецкой - Степане Семеновиче Торбокове. Увидим творческое мастерство, самобытный поэтический анализ. Ребята, прошу вас быть предельно внимательными т.к. вам предстоит в конце урока составить синквейн, тема которого "Торбоков".

Итак, начнем наше занятие со знакомства с личностью поэта, в этом нам поможет исследовательская работа наших краеведов.

Презентация учащихся. (Приложение 1)

Учитель: Степан Семенович Торбоков внес большой вклад в существование и развитие шорской культуры сначала как кайчи, т.е. как сказитель шорского героического эпоса, потом как собиратель произведений шорского фольклора, и, наконец, как поэт. В творчестве С.С.Торбокова немало сказок, легенд, загадок, (Презентация слайд12,13) пословиц, поговорок и, конечно же, стихотворений. Своими произведениями он учит образно мыслить, отличать добро от зла, видеть прекрасное и знакомит с героическим прошлым шорского народа, как кайчи он продолжал сеять доброе, вечное и прекрасное. Но кроме этого Торбоков обратился к большой форме прозаического эпоса - роману. (Презентация слайд14,). Над своим произведением С. Торбоков много работал, о чем свидетельствуют собственноручные исправления и пометки на страницах сочинения.(Презентация слайд 15)

Вероятно, роман готовился автором к публикации, но опубликован не был. Интересно, что упоминания об этом сочинении нам нигде ранее не встречались. Интересный письменный памятник - рукопись С.С. Торбокова "Роман в письмах" хранится в коллекции музея Ф.М.Достоевского.

Печатать свои стихи Степан Семенович стал поздно, когда за спиной была уже большая жизнь. (Презентация слайд 16) В 50 лет он выпустил первый сборник - "Белая береза", в 1960 году - детский сборник "Пихточка", в 1967 году - "Струны Кай-комуса".

Учитель: Дома, ребята, вы читали стихотворения С.С.Торбокова ("Раненная береза, "Рябинка на утесе", "Марал", "Простор", "Осина", "Сны", "Люблю", "Раздумье", "Душа зовет", "Март", "Люди разные", "Рабочий люд"), можете ли вы определить их тематику? (Приложение 2) (Презентация слайд 17)

Ученик:.

Учитель: Как в стихотворениях о природе понимается каждое деревце, кустик, листик, животное, птица?

Ученик:

Учитель: Какое отношение автора вы наблюдаете в прочитанных вами стихотворениях?

Ученик:

Учитель: И чего хочет Торбоков от нас, от читателей?

Ученик:

Ученик: (Презентация слайд 18) читает наизусть стихотворение "Осина".

Учитель: В каких стихотворениях видно искренне сочувствие автора объектам природы?

Ученик:

Учитель: Найдите строки, подтверждающие вашу мысль.

Учитель: Молодцы ребята (Презентация слайд 19), а кто является лирическим героем стихотворений Степана Семеновича?

Ученик:

Ученик: читает наизусть стихотворение Был к нас кайчи (Презентация слайд 20)

Учитель: Вы сказали, что лирический герой может быть охотником, т.е. вы имеете в виду того охотника, который приходит в лес за добычей, который может убить зверя?

Ученик:

Учитель: Это человек, который пытается познать природу, он следопыт, который идет в мир тайги не ради добычи, убийства, какой-либо выгоды, а ради познания, сопереживания, сочувствия природе, своеобразному миру тайги.

Учитель: Ребята, а можете ли вы определить, какой образ (Презентация слайд 21) в лирике С.С.Торбокова является главным, центральным?

Ученик:

Ученик: читает наизусть стихотворение "Люблю мой край" (Презентация слайд 22)

Учитель: А какое место на земле считает Торбоков Родиной?

Ученик:

Учитель: Найдите строки в стихотворениях, посвященных родному краю, Родине.

Ученик:

Учитель: Да вы правы, Шория в стихотворениях Торбокова "широка", она обрела географический простор и лирический герой свободен, волен. Но, несмотря на это он хочет путешествовать и познавать только свою Родину - Шорию, жить и дышать только ею. И для лирического героя Шория - это, прежде всего природа с множеством живых существ и обитателей.

Учитель: Послушайте стихотворение "Душа зовет"

Ученик: Выразительно читает наизусть стихотворение "Душа зовет" (Презентация слайд 23)

Учитель: К чему зовет родная земля?

Учитель: А встречается ли еще в каких-нибудь стихотворениях призыв Родины к чему-либо?

Учитель: У С.С.Торбокова кроме стихотворений о природе, есть стихотворения о человеке.

Ученик: Выразительно читает наизусть стихотворение "Люди разные" (Презентация слайд 24)

Учитель: Чтобы вы хотели сказать о стихотворениях "Люди разные", "Рабочий люд", них.

Ученик:

Учитель: Степан Семенович Торбоков сочинял свои стихи на родном шорском языке и именно поэтому он был вынужден делать русские подстрочники своих стихотворений, чтобы донести до нас черты национальной самобытности.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, что такое подстрочник (Презентация слайд 25). А где вы встречались с подстрочниками?

Ученик:

Учитель: Значит, подстрочник - это дословный перевод, но не стихотворение, поэтому некоторые русские поэты обращались к творчеству Торбокова и создавали на основе его подстрочников стихотворения, свои собственные версии. И, к сожалению не всегда поэтам удавалось передать в своих творениях черты национальной самобытности характерные для подстрочника Торбокова. Сейчас мы с вами посмотрим (Презентация слайд 26)на подстрочник и стихотворение в переводе М.Небогатова и ответим на вопрос: Удалось ли М.Небогатову передать в своем творении черты национальной самобытности, которые характерны для подстрочника Торбокова?

Ученик: выразительно читает подстрочник С.С.Торбокова,

Ученик: выразительно читает перевод М.Небогатова.

Учитель: Ребята, какова основная мысль подстрочника и перевода?

Учитель: (Презентация На слайде 27 отрывок подстрочника и перевода )

Ребята, давайте, сравним эти отрывки? Одинаков ли их смысл?

Учитель: А какое (Презентация слайд 28) отношение у Торбокова и Небогатова к шорцам? Подтвердите строчками.

Ученик:

Учитель: (Презентация слайд 29) Чему искренне радуется шорский народ в этих строчках

Ученик:

Учитель: Ребята, (Презентация слайд 30) кому приписывается заслуга в освобождении шорского народа у Торбокова и Небогатова?

Ученик:

Учитель: Молодцы ребята, а теперь вновь обратимся к подстрочнику, и, скажем, есть ли здесь вывод?

Ученик:

Учитель: А есть, ли вывод у Небогатова

Ученик:

Учитель: А к чему возвращается Небогатов в своем стихотворении?

Ученик:

Учитель: Ребята, в двух стихотворениях говорится о "соседе". А каково значение слова "сосед" в подстрочнике и у Небогатова?

Ученик:

Учитель: А что мы можем сказать о прошлом, читая эти строки: (Презентация слайд 31)

Ученик:

Учитель: Скажите, пожалуйста, перевод Небогатова соответствует смыслу, идейному содержанию, то есть тому, о чем в своем стихотворении говорит Торбоков?

Ученик:

Учитель: (Презентация слайд 32) А теперь представьте ребята, себе, что кто-то из шорских поэтов, не читая стихотворения Торбокова, перевел бы перевод Небогатова , получилось бы у него сохранить ту историческую значимость, которую передал Торбоков С.С.?

Учитель: А сейчас давайте поговорим о художественных особенностях стихотворения Небогатова.(Презентация слайд 33)

Ученик:

Учитель: проверка индивидуального задания (т.е. ребенок заранее получил строчки

Этот сказ бытует много лет:
"Если ты надумал строить дом,
Разузнай, кто будет твой сосед,
А уж после действуй топором".

Ему необходимо было придумать продолжение стихотворения

Учитель: Молодцы ребята, вы сегодня замечательно поработали на занятии. Давайте посмотрим, что у вас получилось в создании синквейна, тема которого "С.С.Торбоков"

Ученик: читается несколько вариантов синквейна

Учитель: дома вам предстоит поработать над подстрочником Торбокова "Раненая береза" и переводом М. Небогатова ст-ие "Раненная береза"). Наше занятие я хочу закончить словами Малышевой (Презентация слайд 34)

А как вы думаете, почему именно эти строки я взяла эпиграфом к нашему уроку.

Ученик:

Учитель: Да ребята, пока живет человек на земле, он будет обращаться к поэзии, в частности к стихам С. Торбокова, потому что поэтическое слово имеет над нами особую власть. (Презентация слайд 26)

Спасибо за занятие.