Цели:
- изучить назначение и состав индивидуальной аптечки;
- познакомить с морфологическим строением и свойствами лекарственных растений;
- закрепление умений работы с дополнительной литературой;
- формировать знания о бережном отношении к природе
Оборудование: компьютер, медиапроектор, гербарный материал "Лекарственные растения"
Ход урока
Организационный момент. Знакомство с темой, целями и планом урока (Используется презентация)
Вступительное слово учителя:
Поранил ты в походе ногу,
Усталость не даёт идти -
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути. (Подорожник) Слайд №1
Сегодня мы с вами поговорим о лекарственных растениях и индивидуальной аптечке, которые могут пригодиться вам при экстремальных ситуациях во время похода, прогулки, экскурсии или дальних поездках на разнообразных видах транспорта.
Работа над новым материалом.
Прежде всего познакомимся с помощью энциклопедии, что обозначают слова "Фармация - от греч. pharmakeia - лекарство, аптека- от греч. apotheke -склад, учреждение, осуществляющее изготовление и отпуск лекарств" Первая аптека открыта в 754 в Багдаде; в России - в 1581 (царева аптека). Слайд №2 В аптеке мы можем приобрести лекарственные препараты необходимые нам и нашим близким. Набор лекарственных средств, перевязочного материала называют аптечкой. Во всех А. имеются описи-инструкции с указанием способа применения вложенных средств и их количества. А. следует хранить в отапливаемом помещении. Различают общегражданские и военные аптечки. Мы с вами поговорим об индивидуальной аптечке, которую необходимо постоянно проверять и добавлять нужные лекарственные средства при очередном путешествии.
Мини-тест Слайд №3
Каждый путешественник должен заранее приготовить себе небольшую по объёму индивидуальную аптечку. В ней должен находиться необходимый минимум средств для оказания первой медицинской помощи, а может даже самопомощи. (Лекарственные средства могут быть заменены на другие, но идентичного действия)
Список препаратов для аптечки: Слайд№4
Обязательно проверяйте срок годности каждого лекарственного препарата Слайд №5
Группы препаратов, не входящие в аптечку, принимаются только по назначению врача. Слайд №6
Самостоятельная работа с учебником. Познакомьтесь с текстом первого абзаца и сделайте назначение больному, у которого
1 группа - высокая температура и головная боль;
2 группа - "желудочный дискомфорт";
3 группа - порез руки.
Мини - тест "Окажи помощь, если:": Слайд№7
- Аллергическое состояние - димедрол, диазолин,
- Боль или жар - анальгин, парацетамол,
- Проблемы с пищеварением - фестал,
- Обморок - нашатырный спирт,
- Инфицированная рана - синтомицинованная мазь,
- Ушиб, растяжение связок - вазелин, гель, например троксевазин.
Однако экстремальная ситуация характерна тем, что невозможно предугадать, когда она произойдёт. Поэтому чаще всего человек оказывается не подготовленным к таким ситуациям и не имеет при себе индивидуальную аптечку. В этом случае вам помогут лекарственные растения.
Слайд №8
В степях родных, лесах.
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех умеющих их тайну разгадать.
(Вс. Рождественский)
Мы отправляемся с вами собирать лекарственные растения. Для этого поставьте в круг свои стульчики и по "кочкам", "пенькам", " чурочкам" (стульчикам) идём в "лесную аптеку" за дикорастущими лекарственными средствами. (По мере продвижения по кругу, учащиеся получают задание в конвертике). Обучающиеся, получив задания, находят рисунок и лекарственные способности своего растения по учебнику, электронному носителю "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", справочникам "Лекарственные растения", изучают внешний вид растения по картинкам и гербарию. Познакомившись по дополнительным источникам с необходимым материалом, обучающиеся делятся своими знаниями. Слайд №9.
Вы прослушали и запомнили, в каких случаях помогут растения, поэтому попытайтесь помочь в беде своему товарищу, отгадывая загадки.
Семена как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает (Календула)Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь.
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства -
Сердечное средство. (Боярышник)Тысячи листиков на нём,
Пахнет как полынка.
Попадается везде - в поле, на тропинке.
Лечит от желудка, об этом не забудь-ка! (Тысячелистник)
Вы познакомились с малым количеством дикорастущих лекарственных растений, которые помогут вам в аварийных ситуациях. Поэтому, для того чтобы больше знать о "лесной аптеке", необходимо изучать и любить природу. Будьте здоровы!
Рефлексия:
Высказывание суждений о собственных достижениях.
На уроке мне понравилось...
На уроке мне запомнилось...
Я была удивлена, когда...
На уроке я научился...
Я предлагаю вам стать участниками конкурса народных целителей. Создайте сами или найдите готовый рецепт лечения различных заболеваний с помощью лекарственных растений болота. Лучшие рецепты мы отошлём в газету "Айболит".
Литература:
- Учебники "Основы безопасности жизнедеятельности" Авторы: М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Картинки, анимации, gif-рисунки - Интернет-ресурсы.
- Справочники "Лекарственные растения".