Цель: развивать речь учащихся в процессе знакомства с русским народным промыслом - хохломской росписью.
Задачи:
- познакомить с русским народным промыслом - хохломской росписью;
- упражнять в приемах росписи;
- формировать умение использовать языковые средства для привлечения внимания к предмету высказывания;
- обучать художественному видению окружающего мира;
- обогащать словарь учащихся новыми словами;
- развивать эстетическое восприятие действительности, творческие способности личности.
Оборудование для учителя: предметы хохломской росписи, иллюстрации с хохломской росписью, таблицы с элементами росписи; запись русской народной песни "Выйду на улицу:".
Оборудование для учащихся: альбомы, кисти, акварельные краски, палитры, тряпочки, трафареты посуды.
Ход урока
Ученики в русских народных костюмах приветствуют гостей:
Входит бабушка-Загадушка Она принесла загадочную шкатулку и таинственную коробку. Загадывает загадку:
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой. (Краски и кисти)
(Ребята достают из шкатулки карточки с вопросами, отвечают на них)
Что такое изобразительное искусство?
Чем занимаются на уроках изобразительного искусства?
Какие виды произведений изобразительного искусства вы знаете?
(Архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство)
Что такое архитектура? (искусство проектирования и строения зданий, сооружений - домов, театров)
Что такое скульптура? (вид искусства, когда изображают людей и животных в виде статуй, объемно, из камня, дерева, металла, стекла, обожженной глины)
Графика - это вид изобразительного искусства, когда рисунок выполняется карандашом, углем или краской одного цвета.
Живопись - искусство изображения, когда работы выполняются красками - акварельными, масляными, гуашью и т. д.
Декоративно-прикладное искусство - художественное изготовление бытовых предметов, утвари, служащих для украшения, но имеющих прикладное значение, они применяются в быту. Декоративное - красивое, красиво оформленное. Прикладное - предметы быта, не только красивые, но и полезные, используются людьми.
К какому виду изобразительного искусства можно отнести эти предметы - вышитое полотенце, деревянную ложку, глиняную посуду, шкатулку? (К декоративно- прикладному).
На какие группы можно разделить все эти предметы?
Сделаны из глины - гончарные изделия (керамика), вышивка, резьба по дереву, художественная роспись по дереву, вязание, кружево.
Эти предметы созданы умельцами, мастерами. Много таких умельцев живет в нашем селе. У нас в гостях была мастерица Донскова Е.В., которая вышивает красивые полотенца, мы знакомились с работами мастера - умельца - Ларионова А.С - художника, резчика по дереву, говорили о мастере Шадрухине, который украсил свой дом и дачу резьбой по дереву. Много умельцев живет и в нашей республике.
Вспомните, какими изделиями мастеров Татарстана мы можем гордится?
Золотошвейной вышивкой. Бисером и позолотой вышивают тюбетейки и калфаки. делают Из кожи делают знаменитые сапожки - читек. Очень хорошо развито изготовление предметов из железа, чугуна, их чеканка.
В каждой деревне, почти в каждом доме были мастера. Все умели делать своими руками. И избу поставить, и одежду сшить, и посуду сладить, и орудия труда изготовить. И не просто сделать, а прочно, надежно, красиво. Человек всегда стремился украсить свое жилье, одежду, посуду, игрушки, чтобы было красиво, уютно. Где-то было много глины - там умели делать глиняные предметы; где-то лучше получались изделия из дерева; а где-то умело вышивали, вязали, чеканили. Так появились центры народных промыслов.
Гжель. Гжель расположен недалеко от Москвы, Это - центр народной керамики. Из красной глины здесь лепят кувшины, горшки, посуду. Расписывают цветами, веточками, завиточками. Основные цвета - белый, синий, иногда зеленый и коричневый.
Дымково. Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В Дымково делают такие глиняные игрушки, что не наглядишься. Это свистульки, коняшки, барышни, жар-птицы, индюки, баранчики, олени, козы. Основные элементы в росписи: круги, овалы, точки, полоски. Основные цвета синий, зеленый, красный, желтый,
Городец. Городец - центр народного промысла Нижегородской области. Здесь расписывают мебель, посуду, игрушки. Где цветут такие цветы? Где скачут эти чудо-Кони? В каких садах поют эти жар-птицы? Расписные изделия из дерева: тарелки, миски, доски:Узор из цветов, корней, птиц. Основные элементы - розаны и купавки. Цвета: красный, зеленый, оранжевый, синий.
Полхов Майдан, Семеново, Загорск (Сергиев Посад)- центры по изготовлению матрешек
Полюбуемся изделиями мастеров! Какие они нарядные!
Искусно плетут кружева в Вологде, вышивкой знаменит Торжок, а какие нарядные платки в Павлов Посаде, миниатюрная лаковая живопись в Палехе, в Жостово красиво расписывают жестяные подносы.
А сегодня мы отправимся на Волгу, в центр росписи по дереву - Хохлому. Рассмотрим изделия с хохломской росписью. Вам они нравятся? Чем привлекают наше внимание изделия хохломских мастеров? В чем отличие этой росписи от других? С какой росписью имеет сходство хохломская роспись? Что общего в изделиях городецких и хохломских мастеров? Какие основные цвета присутствуют в хохломской росписи?
Красный цвет символизирует огонь, любовь, преданность; черный - торжественность, золотистый и желтый - свет, солнце. Сочетание красного, черного цветов с золотистым придаёт изделию празднично-торжественный вид. Помимо этих цветов иногда используют темно-зеленый. Посмотрите еще раз на эти предметы.
А какое настроение создают у вас эти цвета? (Яркие краски создают радостное, праздничное настроение) А вы знаете, откуда появилось это удивительное чудо - хохломская роспись?
В селах Новгородской области можно и сейчас услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома", откуда взяла она свои огненные краски. Хотите узнать? (Звучит тихо музыка, учитель рассказывает легенду о Хохломе)
"Жил в давние времена в Москве мастер-иконописец (писал иконы, рисовал их). Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь. Поэтому тайно покинул царский двор, и поселился за Волгой, в лесах, близ села Хохлома. Поставил себе избу, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу, и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке и стала чашка золотой. Так появились у мастера первые чашки, украшенные жар-птицами, пышными золотыми цветами и тонкими веточками.
Слава о мастере быстро разнеслась по всей земле. Люди приезжали сюда полюбоваться на его мастерство. Многие здесь и оставались, заинтересовавшись его работой, им тоже хотелось научиться у мастера его ремеслу. Дошла слава и до царя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести к нему. Но быстрее отряда до мастера добралась людская молва. Узнал мастер о своей беде, собрал людей и рассказал им секреты своего ремесла.
А утром, когда царские посланцы вошли в село, увидели, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Изба сгорела, а мастера не нашли. Остались только на земле его краски, которые словно вобрали в себя жар пламени и черноту пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски. Видно не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей".
Такова легенда, что здесь - правда, что - вымысел, не знаю. Но издавна хохломские мастера из осины и липы выделывают легкую и прочную посуду: миски, чашки, ковши-утки, ковши-петухи, делают мебель и расписывают их вот такой изумительной росписью, которую и по сей день называют "золотой". (Показ изделий на иллюстрациях)
А скажите мне, на самом ли деле посуда золотая? Почему её называют золотой? А может, действительно, покрывали золотом, чтобы сверкала?
Посмотрите внимательно, как рождалась такая посуда (показ хода раскрашивания посуды), вас ничего не удивляет? Нет золотистого цвета.
Сначала изделие вытачивают из дерева - это "белье", затем его сушат, шлифуют, потом обмазывают льняным маслом, натирают раствором глины и порошком алюминия. И только после этого оно поступает в роспись.
Но почему изделие получается золотым, пламенным, будто горит?
Хотите узнать секрет чудо-мастера? Вспомните, кем был мастер, убежавший от царя? Иконописцем. Весь секрет иконописи он перенес на посуду.
В давние, давние времена иконописцы покрывали фон иконы золотым порошком. Для этого требовалось много золота, а золото драгоценный металл, дорогой. Иконописцы были людьми образованными, смекалистыми, экономными, поэтому они стали закрашивать фон серебристым порошком, а после этого покрывали икону лаком, приготовленным из вареного, льняного масла. Потом ставили в печь сушить. Позднее серебро заменили оловом - серебристым металлом или серебристым алюминием.
После того, как художник, украсит изделие орнаментом, на него наносят лак, и опять закаляют в печи. Под влиянием высокой температуры пленка, покрывающая роспись, темнеет и приобретает теплый янтарный оттенок. Просвечивающая сквозь лак поверхность дерева, закрашенная серебристым алюминиевым порошком, становится похожей на золотую. Вот так изделия хохломских мастеров становятся золотыми.
Как вы думаете, для чего делали мастера такие красивые изделия, вкладывали в них столько труда и времени?
Готовые изделия мастера везли на ярмарку продавать. А где ярмарка, там праздник, веселье, песни, пляски. Давайте и мы немного отдохнем и отправимся на старинную ярмарку. (Звучит русская народная песня "Выйду на улицу, гляну на село:", танцевальная группа в русских костюмах исполняет задорный танец)
1. Ярмарка! Ярмарка!
Огневая, яркая,
Плясовая, жаркая!2. Подходите, подходите
На товары поглядите.
Покупайте для души
Расчудесные ковши! (показ на картине)3. Кто желает ковш-братину?
Утка, а на ней висят 20 ковшиков - утят!4. Привезли издалека мы не ситцы, не шелка,
И не кольца, и не брошки -
Расписные чудо - ложки!
Ай да ложки! Хороши!
Веселят всех от души.
Вот мы и на старинной ярмарке побывали. Скажите, какая по характеру музыка звучала (веселая, задорная, заводная)? Созвучно ли настроение, переданное в песне, хохломским мотивам?
Настало время, ближе познакомиться нам с Хохломой. Посмотрите на хохломские изделия и скажите, что изображают художники на них? Ягоды землянички, малинки, смородинки, рябинки, травки, завиточки. Это растительные орнаменты (узоры, в котором ритмически чередуются элементы).
В хохломской росписи несколько видов орнаментов, и называются они также ласково, как и элементы.
"Травка" - на золотом фоне стелется, плывет, круглится и вьется травка-былинка, то красная, то черная.
"Травка" - это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по 5 и больше - кустиком. "Травка" отдаленно напоминает осоку.
"Кудрина" - травки превращаются в крупные кудри-завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной птицы, загораются они на черном или красном фоне. Эти причудливые завитки напоминают еще и золотые кудри доброго молодца.
"Пряник" - узор, состоящий из ромбика с розеткой и похож на старинный, узорный, печатный пряник. Вокруг ромба, как вихри, травки, и, как будто огненное колесо катится по дну чашки.
"Дождевик" - частые звездочки-ромашки, расположенные по кругу, наносятся трафаретом. Таким узором обычно украшают ложки изнутри. Мастер не срисовывает узор, а придумывает его сам, каждый раз, по-новому располагая цветы, листья, ягоды. Роспись выполняется кистевыми приемами без предварительного нанесения контура рисунка, то есть рисуют сразу кистью. Нужно большое мастерство, точность руки и глаза.
Появляется снова Бабушка - Загадушка (Достает телеграмму и посылочку)
Текст телеграммы: "Посылаем вам заказ на изготовление изделий. Раскрасьте их хохломской росписью. Хохломские мастера". (Вырезанные из бумаги трафареты различной посуды для раскрашивания раздаются детям.)
Сегодня вы становитесь мастерами, и от вас зависит, заиграют ли они золотыми красками Хохломы. Приступайте к работе, не теряя времени. Работаем аккуратно, краску сначала разводим на палитре.
Практическая работа по раскрашиванию изделий хохломской росписью.
Звучит спокойная музыка. Дети работают. По мере окончания, работы выставляются на доску. Работы оцениваются. За лучшие работы Загадушка дарит ребятам кисточки. Благодарит их за работу.
Подведение итогов урока. Что нового узнали? С чем познакомились?Чем занимались на уроке? Понравилось ли вам быть мастерами?
Я хотела бы, чтобы в будущем, кем бы вы ни были, становитесь, хоть на время мастерами, творите, создавайте вокруг себя прекрасное.
Вы послушайте совета
Побывайте в царстве этом,
В царстве сказок и мечты,
В царстве дивной красоты.
Работы учащихся дарятся на память гостям.