Цели урока: систематизировать знания по элементам этикета, совершенствовать умения и навыки по способам подготовки салфеток для сервировки стола; систематизировать знания учащихся о столовых приборах и повторить правила пользования ими; обучить сервировке стильного стола; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда и аккуратности; развивать трудовые навыки и исполнительские умения; прививать чувство коллективизма, толерантности; ответственность за порученное дело, развивать творческие способности, передавать знания, накопленные ученицами 9 класса младшим школьникам.
Оборудование: плакаты, столовый сервиз, салфетки, вазочки с цветами, мультимедийная установка.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Приветствие (учитель начальных классов)
-Здравствуйте, дорогие ребята! На сегодняшнем занятии мы поговорим о праздниках.
-Что мы называем праздником? (Праздник- день торжества, радости в честь или в память о человеке или событии в жизни людей)
-Какие же дни остались в вашей памяти в минувшем году?(ответы детей)
Молодцы!
Учитель технологии.
В праздники и дни приема гостей каждая хозяйка, даже самая юная, стремится создать в своем доме и за своим столом особо красивую обстановку, понимая, что ее труд не будет оценен по достоинству, если какая- то даже самая маленькая деталь не будет гармонична. Так будем учиться правилам сервировки не просто праздничного стола, а стильного стола. И тогда подготовка к празднику, приему гостей будет не такой трудной и утомительной.
3. Повторение ранее изученного материала.
А)1. Рассказать, что вы знаете о салфетках.
Выступают с презентацией ученицы 9 класса. Презентация "Салфетки". (Приложение 1)
(Обращаются к ученицам 3 класса)
-Что же необычного вы заметили в салфетках?
-Для чего они нам нужны?
-Правильно, они помогают нам быстро привести себя в порядок, так как во время еды мы можем испачкать руки и лицо.
Б) 1. Рассказать о что вы знаете о сервировке стола, о предметах для сервировки стола. (на плакатах представлены варианты сервировки стола: завтрак ,обед, ужин.)Задание для учащихся 3 класса
1) Указать вид сервировки стола.
2) Назвать предметы сервировки стола.
Учитель технологии:
В) О столовых приборах и правилах пользования ими расскажет ученица 9 класса, в своей презентации "Столовые приборы и правила пользования ими". (Приложение 2)
Учитель начальных классов:
У каждого праздника есть свои особенности в проведении, но есть для праздников и общие правила.
Послушайте стихи "Веселый этикет" и скажите, какие ошибки допустили ребята.
1 ученик:
Придумал Антон, как друзей удивить,
Решил повести он на речку гостей
На свой день рождения - рыбу ловить.
Червей накопал. Заготовил снастей.
Про планы свои не сказал никому,
А гости явились на праздник к нему
Одетые так, что до слез было жалко
Наряды испачкать во время рыбалки.
2 ученик:
Тимофей к Егору в гости
Шел в отличном настроенье,
По дороге встретил Костю,
Петю и Максима с Женей,
Гришу, Игоря с Мухтаром:
Всех с собою он позвал,
Хоть Егор им приглашений,
Вроде, не передавал.
Дверь гостям открыл Егор
И ужасно растерялся:
На пороге целый двор,
А Мухтара он боялся:
(ответы детей: не забудь в приглашении указать, как ты намерен проводить праздник и какую одежду лучше выбрать; не принято являться в гости с компанией, если пригласили тебя одного)
В современной жизни этикет имеет немаловажное значение. Важно знать, что и как принято делать по этикету, чтобы выглядеть в глазах других уважительно и поучительно, быть примером для окружающих.
Вы уже многое знаете. Теперь давайте рассмотрим требования, которые предъявляются к сервировке стола. Сервировка должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать мероприятию - завтраку, обеду, ужину, чаю, банкету, фуршету и т. д.;
- строго сочетаться с меню подаваемых закусок, блюд и напитков;
- быть эстетичной - гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками (формой их свертывания, цветом), интерьером;
- отражать тематическую направленность застолья, например, торжество по поводу дня рождения или Нового года и т. д.
- все предметы сервировки должны быть расположены в соответствии с принятыми правилами.
Мы с вами сейчас рассмотрели требования к сервировке стола, но я думаю этого не достаточно, чтобы ваш стол выглядел особенно эффектно, стильно. Предлагаю посмотреть сейчас презентацию "Стильный стол". Обратите внимание на те новинки, которые вам будут предложены и постарайтесь их применить при выполнении практической работы.
Презентация "Стильный стол". (Приложение 3).
5. Практическая работа.
Мы с вами рассмотрели правила сервировки стола, просмотрели слайды по оформлению стильного стола. А сейчас вы приступите к практической части урока.
Разделимся на группы (группы состоят из старших и младших школьников):
1 группа - выполняет сервировку праздничного стола в соответствии меню.
2 группа - готовит салфетки для стола простым способом. Старшие девочки готовят показ более сложных способов складывания салфеток. Просмотр группой слайдов презентации "Способы складывания салфеток". (Приложение 4).
3 группа - готовит украшения для стола (несколько вариантов) из принесенных заготовок для букетов.
6. Оценка работ, аргументация. И так работа окончена. Давайте проанализируем работу и оценим ее.
Стол.
Букет.
Салфетки.
7. Закрепление.
1. Что такое сервировка стола? (Это подготовка и оформление стола для приема пищи).
2. Как оформить стол, чтобы он выглядел стильно? (чтобы все сочеталось и посуда, и скатерть, и украшения, и салфетки, и интерьер)
3. Какие салфетки применяются для оформления праздничного стола?
8. Заключительное слово учителя технологии:
Как вы убедились, красиво накрытый стол радует, поднимает настроение. И, как, оказалось, достигается все это не такими уж сложными и дорогими путями. Достаточно только знать основные правила сервировки и проявить фантазию. Применяйте свои знания и умения дома, и тогда вы увидите, как красота меняет окружающий мир - все становятся добрее, отзывчивее.
Существует даже высказывание: "Красота спасет мир".
Учитель начальных классов: Все торжественные семейные праздники исстари отмечаются за праздничным столом. Но нельзя сводить весь праздник только к застолью. Гораздо важнее общение с друзьями, родными и близкими и интересными людьми. Пусть ваш дом всегда будет приветливым, радушным. От всей души желаем вам быть гостеприимными хозяевами!
Дорогие ребята, мы благодарим вас за хорошую активность, инициативность, творчество! Сейчас наша совместная работа заканчивается, но наше сотрудничество продолжается.
Всем спасибо за работу на уроке!
Рефлексия. Поделитесь своими впечатлениями о нашем занятии.