Внутришкольный контроль – это «внутреннее» установление соответствия состояния и результатов деятельности школы внешним и внутренним требованиям к качеству деятельности школы. Он является частью управленческого труда, представляющего достоверную информацию о результатах образовательной, финансово-хозяйственной, организационной и др. видов деятельности школы.
Т.к. современная общеобразовательная школа –
это сложное высокоорганизованное учреждение, то
для решения задач его функционирования и
развития контроль должен быть, направленных на
изучение различных вопросов жизнедеятельности
школы с применением различных форм и методов.
ВШК организуется в целях:
- координации всей работы в соответствии со стоящими задачами;
- предупреждения возможных ошибок;
- оказания необходимой помощи педагогу при соблюдении принципов.
1) систематичности и планомерности;
2) демократичности;
3) объективности;
4) непрерывности и цикличности;
5) обоснованности;
7) всесторонности.
Контроль выступает в виде основного поставщика необходимой информации, которую мы анализируем, включаем функцию регулирования, а затем планируем и организуем ВШК. Функции анализа и контроля взаимосвязаны и взаимообратны.
В Ш К = Анализ
Анализ деятельности школы за учебный год проводим в летний период с целью получения информации по результатам деятельности и выявления рассогласований в целях и результативности работы, т.е. определяем проблемы школы.
В результате анализа мы определяем для себя:
- что будет объектом диагностики и контроля
- кого мы будем диагностировать и контролировать
- какими формами и методами
- как оформим итоги контроля
- какие управленческие решения примем.
Так, анализируя работу школы за истекший учебный год, мы выявили следующие противоречия, рассогласования и проблемы:
- При высоком квалификационном уровне педагогов применением и владением ими передовыми педагогическими технологиями остается проблемной эффективность уроков, системность использования контроля знаний в новых тестовых формах.
- Наличие сформированных устойчивых знаний основ общеобразовательных дисциплин, стабильное качество знаний, при недостаточной сформированности навыков культуры труда, мотивационной сферы учебной деятельности.
- Имеющиеся в школе условия не в полной мере отвечают личностным интересам и возможностям всех учащихся для их самоопределения и самореализации.
- При актуальности расширения полномочий общественности в управлении школой сложился формальный подход отдельных членов управляющего совета к выполнению возложенных на них обязанностей.
Преодоление этих и других проблем возможно при условии направления усилия всех участников образовательного процесса на решение задач:
Задачи нового учебного года
- В целях дальнейшего повышения качества образования повысить мотивационную сферу обучения, развивать основные компетенции, навыки культуры труда.
- Продолжить работу по созданию условий для самоопределения, самореализации личности, развитию гражданской позиции.
- Обеспечить эффективное внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий, использовать в системе новые формы тестового контроля знаний учащихся.
- Привлечь к управлению школой заинтересованных лиц: родителей, социальных партнеров.
Решение этих задач возможно через планирование работы школы и организаций, ВШК.
При этом мы должны обязательно определить:
- содержание и объём контроля;
- методы, формы организации ВШК;
- распределение управленческих сил с учётом их подготовленности и компетентности;
- установление сроков контроля и др.;
- как будут оформлены результаты контроля;
- где будут рассмотрены и какие приняты управленческие решения
Нами определены объекты и содержания контроля, которые оформляем в виде плана-сетки, где прописаны мероприятия по контролю и циклограммы контроля. Остановимся на этом подробнее. Объектами ВШК являются: учебный процесс, психологическое состояние коллектива, воспитательный процесс, методическая работа, научная и экспериментальная деятельность, обеспеченность необходимыми условиями.
Контролируя организацию учебного процесса мы устанавливаем:
– соответствие выполнения учебных программ,
планов образовательным стандартам;
– определяем уровень знаний, компетенций;
– продуктивность работы учителей;
– качество внеурочной учебной деятельности.
При организации контроля за воспитательным процессом изучаем:
– уровень воспитанности;
– качество работы классного руководителя;
– здоровье и физическую подготовку учащихся;
– качество и количество общешкольных
мероприятий.
Методическая работа контролируется по направлениям работы с учителями в плане повышения профессионального мастерства, квалификации, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта программно-методическим обеспечением организацией экспериментальной и исследовательской деятельности учителя и учащихся.
Важным направлением контроля является
психологический микроклимат в коллективе, его
сплочённость и атмосфера. Качественно
организовать образовательный процесс можно
только при обеспечении и соблюдении условий
охраны труда и ТБ, санитарно-гигиенических норм,
материально-технического обеспечения и др.
Таким образом, проанализировав работу, выделив
блоки и объекты контроля очень важно решать,
каким способом удобнее его осуществлять. А
значит важно определить виды и формы контроля.
Мы знаем, что ВШК – по объёму и охвату может быть: фронтальный, комплексный, тематический.
При организации фронтального контроля | При организации комплексного контроля | осуществляя тематический контроль |
мы проверяем состояние всех объектов контроля. | проверяем состояние одного или нескольких объектов. | проверяем состояние одного из элементов объекта. |
По срокам различают: входной, промежуточный, итоговый, отсроченный контроли
Входной организуется в начале учебного года, учебного периода, в начале подготовки к организации какого-либо мероприятия. |
Целевой по проверке отдельных направлений. |
Итоговый может проводится на промежуточных, рубежных этапах деятельности, ВШК может быть итоговым при подведении итогов учебного года, итогов периода развития школы, когда мы сравниваем достигнутые результаты с намеченными целями. |
Отсроченный проводится с целью определения успешности деятельности на перспективу (успешность выпускников) |
ВШК – по задачам может быть: предупредительный, диагностический, повторный.
Предупредительный | Диагностический | Повторный |
организуя его, мы выявляем состояния для предотвращения нарушения. | способствует изучению и
установлению отклонений в организации деятельности. |
проводится для оценки состояния после коррекции объекта |
Есть группа методов, позволяющая определить способы внутришкольного контроля по статусу проверяющих. Это:
Внешняя экспертиза – проверка осуществляется приглашёнными экспертами. |
Административный контроль – осуществляют представители администрации | Общественно-профессиональный
контроль – проводят комиссии, представленные работниками школы и общественными организациями |
Самоконтроль – это право учителя работать на доверии. В школе такому учителю выдаём «Сертификат доверия». |
Проверяющим необходимо помнить, что справедливость контроля достигается путём введения стандартов (норм, требований), предварительного согласованных с коллективом, обоснованных и аргументированных оценочных суждений в процессе контроля, предоставление проверяемому права анализа и оценки результатов труда, уважительным и доброжелательным отношение к личности. Нормативное обеспечение ВШК определяется Положением о внутришкольном контроле.
В приложении к письму Минобразования России от 11.06.98 г. № 33 п.13 сказано: «Внутришкольный контроль учреждения осуществляет руководитель или по его поручению заместители руководителя, руководители структурных подразделений».
В условиях демократизации школьной жизни администрация не только не освобождается от контроля, но является главным государственным инспектором. А это значит, что руководителю и его заместителям предъявляются требования:
– высокая компетентность;
– достаточный уровень научно-теоретической
подготовки;
– хорошие знания педагогики, методики,
педагогической психологии;
– способности объективно оценивать результаты;
– умение соблюдать педагогический такт.
Ответственность по организации и проведению ВШК лежит на администрации, в связи с чем должны быть чётко прописаны должностные обязанности, которые уточняются и корректируются ежегодно. На начало года приказом директора они закрепляются.
Общественно-профессиональный контроль организуется с привлечением общественности: руководителей методического объединения, кафедр, учителей-предметников, профсоюзного комитета и членов Управляющего совета.
На самоконтроле работают учителя, показывающие
высокий уровень профессионализма и
исключительской дисциплины, т.е. это учителя,
работающие на доверии.
Для организации ВШК нами разработаны локальные
документы:
- Положение о внутришкольном контроле.
- Положение о внутришкольном мониторинге.
- Положение о стимулировании.
- Модель качества образования.
- План внутришкольного контроля.
- Циклограммы контроля.
- Графики ВШК.
- Памятки.
- Инструкции.
Важным фактором обеспечения образовательного процесса является контроль за безопасными условиями его организации.
План работы школы в этом направлении представлен:
– мероприятиями по предупреждению
дорожно-транспортного травматизма.
– противопожарные мероприятия;
– мероприятия по профилактике травматизма и
несчастных случаев;
– мероприятия по охране жизни и здоровья,
техники безопасности;
– организационно-технические мероприятия по
улучшению условий и охраны труда, здоровья
работников школы.
Контроль за безопасностью образовательного процесса осуществляется ежедневно в течение года.
Конечно же, самое пристальное внимание мы уделяем вопросам контроля организации учебно-урочной деятельности учителя и учащихся на предмет соответствия соблюдению требований к реализации условий образования и организации урочных занятий требованиям качества образования. В основе организации контроля лежит сбор достоверной информации о состоянии учебного процесса, диагностическая и аналитическая деятельности.
В условиях модернизации образования школа стала открытой для общества, предъявляющего высокие требования к учителю и его деятельности. А потому в школе стали применяться новые формы контроля как фактора стимулирования педагогов. Нами разработано положение о стимулировании, в котором оговорены условия морального и материального стимулирования работников. В выработке критериев стимулирования принимали участие все работники. В положении о стимулировании чётко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников, определён механизм подведения итогов.
Моральное стимулирование осуществляется по
итогам внутришкольных конкурсов: «Учитель года»,
«Самый «классный» классный», «Лучший урок года»,
«Лучшее внеклассное мероприятие года», «Пчёлка
года», «Сертификат коллективного доверия»
(учитель, работающий на доверии), конкурса планов
и конспектов уроков молодых учителей и др.
В связи с переходом на НСОТ появилась
возможность материального стимулирования, что
способствовало активизации желания учителей
принимать участие в профессиональной внеурочной
деятельности, т.е. повысить качество работы.
Опыт работы показывает, что эффективность внутришкольного контроля возрастает, если он отражает в еженедельных планах работы школы, когда годовой план контроля корректируется, т.к. в него вносятся оперативные изменения, связанные с деятельностью школы. Каждую неделю на планёрке мы анализируем результаты за неделю, планируем работу на следующую неделю, где обязательно прописываем объекты контроля. План вывешивается в учительской в пятницу.
В планировании ВШК можно использовать текстовой вариант и графический (сетки, циклограммы, графики). Мы в практике работы используем и тот и другой.
Осуществляем в следующей последовательности:
- Обоснование проверки.
- Формулировка цели (чаще мы цели контроля планируем заранее).
- Организация сбора информации о состоянии объекта.
- Выводы по результатам. Причины успехов и неудач.
- Определение рекомендаций.
- Принятие управленческих решений.
- Определение сроков последующего контроля.
- Обсуждение итогов в коллективе.
Важным моментом в организации ВШК является умение администрации оформить итоги контроля. Традиционными формами можно назвать:
Формы подведения итогов контроля:
- аналитическая справка;
- приказ;
- методические рекомендации;
- индивидуальные рекомендации.
С документами по итогам контроля проверяемого обязательно знакомим.
Итоги контроля рассматриваем на:
- педсовете;
- совещаниях: административных, производственных, совещании при директоре, при заместителях директора;
- заседаниях МО, кафедр.
- Проводим индивидуальное собеседование.
Современное представление в внутришкольном контроле базируется на мониторинге.
Подводя итог, можно определить условия, которые способствуют успешности внутришкольнего контроля. А именно:
- Система работы с учителями по повышению активности, ответственности и самостоятельности всех участников образовательного процесса за результаты своей деятельности.
- Опора на достижения педагогического менеджмента, технологичность, использование интерактивных приемов, информационных технологий, возможность диссеминации передового опыта.
- Обеспечение контроля на объективном, уважительном, доверительном уровне. Приоритет позитивного характера, успешности.
- Формирование и обязательное наличие банка данных по обеспечению контроля: программы контроля, технологии сбора и обработки информации, параметры оценки результатов контроля и др.
- Широкое участие профессиональных объединений, делегирование некоторых функций контроля, государственно-общественный характер, работа педагогов на самоконтроле и самооценивании, привлечение внешних экспертов, открытость и др.