Цели:
- закрепление знаний о правописании падежных окончаний существительных единственного числа;
- формирование интереса и увлечённости к изучению предмета русского языка;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память.
Оборудование: интерактивная доска, Приложение 1.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Солнышко льёт на вас тёплые лучики. Под ними вы становитесь умнее, внимательнее, добрее. Пошлите мысленно свои тёплые лучики всем родным и близким, растениям и животным и пожелайте всем любви и добра.
2. Введение в тему урока
– Сегодня мы с вами будем говорить о правописании окончаний имён существительных единственного числа. Но сначала вы на листочках запишите всё, что знаете об имени существительном.
Индивидуальная работа, работа в парах, по партам
- Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? И обозначает предмет, например….
- Имена существительные бывают собственные и нарицательные, например…
- Бывают одушевлённые и неодушевлённые, например …
- Бывают трёх родов: м., ж., ср., например … это постоянные признаки имени существительного
- Изменяются по числам, например … Есть имена существительные, которые имеют только ед. число ,например ПАЛЬТО; мн ч – ЛЫЖИ
- Имена существительные склоняются по падежам
Сколько основных типов склонений в русском языке?
- 3 типа склонения имён существительных: 1, 2, 3,
- К 1 скл. относятся существительные …. , ко 2 …. К 3….
От чего зависят окончания имён существительных?
- От склонения имени существительного и падежа
3. Словарно-орфографическая работа
– Послушайте загадки, запишите отгадки и определите склонение имён существительных.
На жарком солнышке подсох
И рвётся их стручка …
Горох 2 ск
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Капуста 1 ск.
Красна девица росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы
срывали.
Морковь 3 ск.
Лежит меж грядок, зелен и сладок.
Огурец 2 ск.
4. Актуализация знаний
1) – Запишите слова: п.ля, зву., др.ва,
со.нце, св.бода. (интерактивная доска)
– Объясните правописание пропущенных букв.
– Последовательно соедините буквы, которые
являются в данных словах орфограммами.
– Какое слово получилось? (Около)
– Чем является это слово? (Предлог,
употребляемый с существительными в Р.п.)
2) – Составьте предложение, употребив это
слово…
– А запишем все вместе : Около дома растёт
дерево.
– Разберите предложение по членам. Укажите
части речи. Определите склонение, падеж имён
существительных.
А сейчас…
Физминутка
– Вспоминаем. Как проверить безударное окончание имён существительных?
3) Дифференцированное задание
– Сейчас вы будете работать в парах. На столах у вас лежат карточки по уровням. Прочитайте задания. Вы выбираете одно из них и начинаете работать в этих же карточках.
1-й уровень.
Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..
К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.
2-й уровень.
Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падеж имён существительных в ед. ч., дописать окончания.
- Висели, высокой, шишки, на ветк…, ел….
- Белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
- Недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
- Трухлявый, на полянк…, пень, стоял.
3-й уровень.
Задание: По опорным словам составить мини-сочинение “Лес”. У существительных ед. ч. определить склонение и падеж: в лесу, деревья, красиво, снегирь, тихо, ветка, снег, звери, скрипит
– У доски будут работать ... (2 человека
– Дописать окончание, определить падеж и
склонение имён существительных.
Соль.
Соль – важный для жизн… человек… продукт.
Недостаток сол… в организм… может привести к
болезн…. В нашей стран… соль издавна добывают на
Урал…
5. Итог урока
Молодцы! А сейчас тест.
1. Постоянные признаки имени существительного:
– род;
– число;
– падеж;
– склонение.
2. Имена существительные изменяются по:
– родам;
– числам;
– падежам.
3. Окончания имён существительных зависят от:
– рода;
– числа;
– падежа;
– склонения.
4. В русском языке основных типов склонения имён существительных:
– 2;
– 3;
– 6.
5. Склонение имён существительных определяется по:
– начальной форме;
– падежу;
– числу.
6. Рефлексия
Теперь рисуем 3 ступеньки. Поставьте себя на ту ступеньку, на которую себя оцениваешь. … На какую ступеньку себя поставили и почему? (1 ступенька – нужна помощь, 2 – у меня есть вопросы, 3 – я всё знаю)
7. Домашнее задание
Вариант 1.
– Составьте 2-4 предложения на любую тему. Определите склонение и падеж имён существительных.
Вариант 2.
– Попробуйте составить акростих «Зима». Определите склонение и падеж имён существительных.
На этом наш урок окончен. Спасибо. Можете идти на перемену.