Правописание окончаний имен прилагательных единственного числа. Закрепление

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепление знаний о правописании падежных окончаний      существительных единственного числа;
  • формирование интереса и увлечённости к изучению предмета русского языка;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память.

Оборудование: интерактивная доска, Приложение 1.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Солнышко льёт на вас тёплые лучики. Под ними вы становитесь умнее, внимательнее, добрее. Пошлите мысленно свои тёплые лучики всем родным и близким, растениям и животным и пожелайте всем любви и добра.

2. Введение в тему урока

Сегодня мы с вами будем говорить о правописании окончаний имён существительных единственного числа. Но сначала вы на листочках запишите всё, что знаете об имени существительном. 

Индивидуальная работа, работа в парах, по партам

  • Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? И обозначает предмет, например….
  • Имена существительные бывают собственные и нарицательные, например…
  • Бывают одушевлённые и неодушевлённые, например …
  • Бывают трёх родов: м., ж., ср., например … это постоянные признаки имени существительного
  • Изменяются по числам, например … Есть имена существительные, которые имеют только ед. число ,например ПАЛЬТО; мн ч – ЛЫЖИ
  • Имена существительные склоняются по падежам

Сколько основных типов склонений в русском языке?

  • 3 типа склонения имён существительных: 1, 2, 3,
  • К 1 скл. относятся существительные ….  , ко 2 …. К 3….

От чего зависят окончания имён существительных?

  • От склонения имени существительного и падежа   

3. Словарно-орфографическая работа

– Послушайте загадки, запишите отгадки и определите склонение имён существительных.  

На жарком солнышке подсох
И рвётся их стручка …                                     Горох 2 ск 
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка.                              Капуста 1 ск.
Красна девица росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы срывали.                                                  Морковь 3 ск.
Лежит меж грядок, зелен и сладок.                Огурец 2 ск.

4. Актуализация знаний

1) – Запишите слова: п.ля, зву., др.ва, со.нце, св.бода. (интерактивная доска)
– Объясните правописание пропущенных букв.
– Последовательно соедините буквы, которые являются в данных словах   орфограммами.
– Какое слово получилось?   (Около)  
– Чем является это слово? (Предлог, употребляемый с существительными в Р.п.)

2)  – Составьте предложение, употребив это слово…
– А запишем все вместе : Около дома растёт дерево.      
– Разберите предложение по членам. Укажите  части речи. Определите  склонение, падеж имён существительных.
А сейчас…       

Физминутка

– Вспоминаем. Как проверить безударное окончание имён существительных?

3) Дифференцированное задание

Сейчас вы будете работать в парах. На столах у вас лежат карточки по уровням. Прочитайте задания.  Вы выбираете одно из них и начинаете работать в этих же карточках.     

1-й уровень.

Задание: Списать текст, дописать пропущенные окончания существительных. Определить склонение и падеж у существительных в ед. ч..

К околиц… деревн… по тропинк… бежит хохлатый жаворонок. Весь день жаворонок проводит в поисках пищ… на окраин… деревн… На мороз… жаворонок не зябнет.

2-й уровень.

Задание: Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падеж имён существительных в ед. ч., дописать окончания.

  • Висели, высокой, шишки, на ветк…, ел….
  • Белка, с ветк…, прыгала, на ветк…;
  • Недалеко, от, остановились, дети, полянк…;
  • Трухлявый, на полянк…, пень, стоял.

3-й уровень.

Задание: По опорным словам составить мини-сочинение “Лес”. У существительных ед. ч. определить склонение и падеж: в лесу, деревья, красиво, снегирь, тихо, ветка, снег, звери, скрипит

У доски будут работать ...  (2 человека
– Дописать окончание, определить падеж и склонение имён существительных.
Соль.
Соль – важный для жизн… человек… продукт. Недостаток сол… в организм… может привести к болезн…. В нашей стран… соль издавна добывают на Урал…

5. Итог урока

Молодцы! А сейчас тест.

1. Постоянные признаки имени существительного:

– род; 
– число;
– падеж;
– склонение.

2. Имена существительные изменяются по:

– родам; 
– числам;
– падежам.

3. Окончания имён существительных зависят от:

– рода;
– числа;
– падежа;
– склонения.

4. В русском языке основных типов склонения имён существительных:

– 2;
– 3;
– 6.

5. Склонение имён существительных определяется по:

– начальной форме;
– падежу;
– числу.

6.  Рефлексия

Теперь рисуем 3 ступеньки. Поставьте себя на ту ступеньку, на которую себя оцениваешь.  …    На какую ступеньку себя поставили и почему? (1 ступенька – нужна помощь, 2 – у меня есть вопросы, 3 – я всё знаю)

7. Домашнее задание

Вариант 1.

–   Составьте 2-4 предложения на любую тему. Определите склонение и падеж имён существительных.

Вариант 2.

–  Попробуйте составить акростих «Зима». Определите склонение и падеж имён существительных.

На этом наш урок окончен. Спасибо. Можете идти на перемену.