Лексическая тема: «Школа»
Цель: активизировать знания обучающихся о словах и предложениях.
Задачи:
- Образовательная: упражнять в правильном построении предложений.
- Коррекционная: развитие логического и образного мышления, памяти, фонематического восприятия, творческого и воссоздающего воображения.
- Развивающая: развитие положительной мотивации к обучению, любознательности, восприятие дружбы и взаимовыручки.
Оборудование: кукла Буратино, костюмы Мальвины, Пьеро, лисы Алисы и кота Базилио, карточки с индивидуальными заданиями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
1. Организационный момент |
|
Дети здороваются и тихо садятся. |
2. Психогимнастика | Вообразите, что мы с вами оказались в
солнечной Италии, в сказке «Золотой ключик, или
приключения Буратино». Представьте, что мы идем
из кукольного театра. Там мы смотрели веселое
представление любимых героев – Мальвины, Пьеро,
Артемона. Куклы уже нашли золотой ключик, сейчас
они занимаются любимым делом – играют в театре. А
после спектакля все идут в школу. Выходят дети в
костюмах Мальвины, Буратины и Пьеро, делают
упражнения вместе с учащимися. Нам легко и радостно, улыбаемся: (Звучит песня лисы Алисы и кота Базилио) Что за звуки слышны из-за деревьев? Это кот и лиса Алиса прячутся за деревьями! (Выходят дети в костюмах лисы Алисы и кота Базилио) Покажите, как вы удивились их появлению. Они хотят помешать куклам и ребятам учиться в школе! Покажите, как вы испугались! А тут и Буратино появился. Он помешает коварным планам Алисы и Базилио! Покажите, как весело смеются Буратино и его друзья. Все вместе они спешат в школу. |
Повторяют движения за логопедом Дети изображают радость удивление испуг |
3. Введение в тему | Наши друзья учатся в третьем классе. Буратино тоже очень старается, но ему приходится очень много трудиться чтобы не отстать от остальных ребят. Давайте поможем Буратино! Сегодня мы будем говорить о слове и предложении. | |
Сопряженная гимнастика | Перед началом работы поиграем в игру. Она называется «Театр пальчиков и языка». Я расскажу вам историю, а вы будете показывать её с помощью своих пальцев и языка, как в кукольном театре | Дети выполняют |
4. Повторение | Мальвина и Пьеро приносят карточки. Мальвина демонстрирует карточку со словами «Учение». Пьеро демонстрирует карточку «Скоро наступят осенние каникулы». У кого из героев на карточке написано предложение? Как вы узнали, что это предложение? Что называется предложением? Назовите признаки предложения
С какой буквы пишется первое слово в предложении? Какие знаки ставятся в конце предложения? Как интонацией показать конец предложения? Из скольких слов может состоять предложение? Итак, предложение – это группа слов, связанных по смыслу и грамматически. А что называется словом? |
Предложение написано на карточке Пьеро Предложение
состоит из слов. Начало предложения пишется с большой буквы Из слов Все слова в предложении пишутся раздельно |
5. Развитие мелкой моторики | Артемон проводит пальчиковую
гимнастику.
|
Дети загибают по одному пальцу на обеих руках |
6. Фонетический разбор слова | Буратино демонстрирует учебник. Без
него в школе не могут учиться дети! Даже Буратино
купил это! Выполним фонетический разбор слова «учебник». Один человек – на доске, остальные – в тетрадях. |
Учебник У (у) – гл. безуд. |
7. Словарная работа | На доске карточка со словами «Учение» Объяснит, что значит это слово? Еще одно
значение слова «учение» – это совокупность
теоретических положений, знаний в какой-либо
области. |
Учение – это обучение чему-либо |
8. Составление предложений | Логопед открывает запись на доске. Я попросила Буратино написать на доске предложение. Посмотрите, что у него получилось: Дети, школу, идут, в. Лежит, учебник, парте, и, тетрадь, на. Оценку, ставит, дневник, учитель в. Эти ряды слов являются предложениями? Вам необходимо составить из слов предложения (устно). Одно из них запишите в тетрадь. |
Нет Дети идут в школу. На парте лежит учебник и тетрадь. Учитель ставит оценку в дневник. |
9. Динамическая пауза |
|
Дети повторяют движения за логопедом |
10. Составление текста | Буратино нес к нам на занятие текст, но
лиса Алиса и кот Базилио перепутали предложения
местами. Прочитайте их внимательно и запишите в
тетрадь в правильном порядке. Все дети спешат в школу получить знания. Закончились летние каникулы. На уроках ученики узнают много нового. |
2, 1, 3 |
11. Профилактика миопии | Логопед демонстрирует маску
Карабаса-Барабаса. Ребята, повторите за Карабасом-Барабасом все упражнения для глаз. |
Ребята повторяют движения глазами |
12. Работа с карточками | Посмотрите, ребята, кот и лиса работали
вместе с нами. Они увлеклись, часто отвечали на
вопросы. Они вместе с вами получают карточки для
работы. Вам нужно исправить ошибки и записать
предложения в тетрадь. Каждому выдается карточка с индивидуальными заданиями (выделить предложение из текста, расставить знаки препинания, исправить ошибки в словах). |
Дети выполняют задания |
13. Итог занятия | Ребята, сегодня вы помогали не только
Буратино, но и лисе Алисе и коту Базилио понять,
как важно учиться и получать знания. Все сказочные герои говорят: «Спасибо!» Буратино, Мальвина и Пьеро будут часто приходить к нам на занятия. Что вам понравилось на занятии? Что запомнилось больше всего? Чему вы научились на занятии? Оценка работы каждого ученика. |