Стресс - это аромат жизни, и избежать
его может лишь тот, кто
ничего не делает… Мы не должны, да и не в
состоянии избегать стресса.
Полная свобода от стресса означала бы смерть.
Ганс Селье
Цели мероприятия:
1. Знакомство с понятием “стресс его проявлением и способами борьбы.
2. Формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности, обучение методам релаксации.
3. Формирование культуры общения, воспитание активности учеников, норм и правил поведения в различных жизненных ситуациях.
Необходимые материалы: ватман, цветные карандаши и фломастеры, релаксационная музыка, пластиковый стаканчик.
Оборудование кабинета: столы и стулья выставлены полукругом; в центре большой куб, или журнальный стол, на котором лист ватмана краски, карандаши, фломастеры и фигурки стилизованных человечков.
Ход мероприятия
Внеклассное мероприятие (классный час) начинается с известного упражнения “Стаканчик”, которое способно вызвать эмоциональную реакцию практически у всех учеников. В создаваемой ситуации важно суметь разговорить учеников, и дать высказаться практически каждому ребенку.
Ведущий ставит на ладонь пластиковый стаканчик и говорит ученикам следующее “Представьте, что этот стаканчик – сосуд для самых ваших потаенных чувств, желаний и мыслей (выдерживается пауза). В него вы можете мысленно поместить то, что для вас действительно важно и ценно (выдерживается пауза) то, что вы любите и чем дорожите больше всего на свете”.
На протяжении нескольких минут в комнате царит молчание, и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик.
Слова ведущего: “Что вы почувствовали? Как изменилось ваше состояние?” Затем проводится работа с эмоциональными реакциями, возникшими у ребят.
Когда и почему возникают такие же чувства?
Кто ими управляет?
Исчезают ли потом? Куда?
В заключение слова ведущего: “То, что вы сейчас пережили - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе и в общении с другими людьми”.
Далее к обсуждению проблемы подключаются учащиеся с небольшими сообщениями по теме.
Сообщение учащегося. (Приложение № 1)
Ведущий. Ускоряющийся ритм нашей жизни все увеличивает нагрузку на нашу нервную систему. И она все чаще начинает проявлять себя в раздражительности, вспыльчивости, нервозности... Как же мы справляемся с повседневными раздражителями? Насколько нам удается овладеть собой в важный, критический момент? Хотя бы примерный ответ на этот вопрос, быть может, даст этот тест. (Приложение № 2)
Сообщение учащегося. (Приложение № 3)
Обсуждение сообщения по вопросам:
Какие признаки стресса вы отмечаете у себя?
Какие из них оказывают на вас большее влияние?
“Заедаете” ли вы неприятные ситуации?
Испытываете ли вы информационные перегрузки?
Ведущий: Знакомит с терминами “стресс”, “эустресс”, “дистресс”. Приводит учеников к мысли, что в жизни стрессовых ситуаций избежать невозможно, поэтому необходимо знать и уметь применять разные способы выхода из стрессовых ситуаций.
Вся наша жизнь – это периодические стрессовые напряжения и разрядки. Стрессовых ситуаций много, и все они разнообразны. Впервые поднял вопрос о стрессе канадский физиолог Ганс Селье. Стресс – это не то, что с нами случается, а то, как мы это воспринимаем. Стресс может быть не опасным и полезным. А в некоторых случаях стресс даже защищает нас.
Представьте себе, что вы переходите улицу и вдруг... Из-за поворота вылетает огромный самосвал. Вы дернулись и замерли как вкопанный. И прекрасно. Самосвал пролетел мимо вас. А если бы у вас не возникло стресса? Вы вполне могли бы оказаться под колесами этого страшного чудовища. Благодарите стресс, он спас вам жизнь и здоровье.
Небольшой уровень стресса делает нас собранным на экзамене, позволяет спортсмену на соревнованиях выступить лучше, чем на тренировках. В такие моменты ощущаешь подъем, внутреннюю мобилизацию, многое получается лучше, чем обычно. Такое состояние называют эустресс. Другое дело, когда напряжение становиться слишком большим. Оно затрудняет эффективное выполнение деятельности. Возникает или заторможенность, или чрезмерная суетливость. На пользу делу и здоровью это не идет. Такой чрезмерный разрушительный, дезорганизующий, демобилизующий стресс называют дистресс. Именно он опасен. Сильнейшим стрессом является неуспех, неудача, позор, обида. Все это очень неприятно. К сожалению, мы нередко склонны переоценивать отрицательные результаты наших действий, сгущать краски, преувеличивать свои неудачи. Отсюда слишком сильные, слишком резкие слова – “крах”, “трагедия”, “провал”, “кошмар”, “ужас”.
Каждый человек имеет свой “порог чувствительности к стрессу” – тот индивидуальный уровень напряженности, до которого эффективность деятельности повышается. Но если воздействие стрессогенного фактора усиливается и становиться выше порога чувствительности, у человека повышается внутренняя напряженность, а эффективность его деятельности снижается вплоть до полного её разрушения. Следовательно, жить и работать вообще без стресса невозможно, да и вредно: психофизиологическая и интеллектуальная системы человека дряхлеют без необходимости предпринимать определенные усилия. Может наступить депрессия, безразличие, ощущение скуки и тоски. Однако, перешагнув индивидуальный порог, по силе воздействия стресс становится губительным. Имеет значение и фактор стрессового времени. Особенно опасно длительное воздействие стресса. Замечено, например, что за 10-15 лет работы в экстремальных условиях организм человека изнашивается так, словно он пережил тяжелейший инфаркт. И, наоборот, кратковременный сильный стресс активизирует человека, как бы “встряхивает” его. Парадоксально, но факт: чем больше вы будете стараться жить и работать всегда размеренно и спокойно, тем в большей степени вас будет разрушать стресс.
“Вопреки расхожему мнению, мы не должны – да и не в состоянии – избегать стресса. – писал Г.Селье. – Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни”.
Необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу, то есть знать, до какого уровня силы человек может испытывать воздействие стрессогенного фактора, не снижая своей успешности и даже ее повышая, и какие по силе воздействия факторы губительны, выводят из нормального состояния настолько, что человек не может сосредоточиться, не может ничего делать.
Рассмотрим динамику протекания стрессового состояния. Приложение № 4
Выделяются 3 основные стадии развития стрессового состояния у человека:
нарастание напряженности (АВ)
собственно стресс (ВС)
снижение внутренней напряженности (СД)
АД – показывает уровень фоновой активности человека, находящегося в спокойном бодрствующем состоянии.
По своей продолжительности 1 стадия строго индивидуальна. Один человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего в стресс, меняется на “противоположный знак”. На первой стадии исчезает психологический контакт в общении. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (типа “ты сам такой”). Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.
Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля. “Стихия” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Вторая стадия, как и первая, по своей продолжительности строго индивидуальна – от нескольких минут и часов – до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.
На третьей стадии человек останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины, и дает себе слово, что этот “кошмар” больше никогда не повторится. Увы, через некоторое время стресс повторяется.
Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения “по частоте и форме проявления”. Чаще всего этот сценарий усваивается в детстве, когда родители на глазах у ребенка конфликтуют, вовлекая его в свои проблемы. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя. Усвоенный в детстве стрессовый сценарий “запускается” почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как включается стрессовый механизм и начинает “раскручиваться” практически против воли человека, как “маховик” какого-то мощного и убийственного оружия.
Ведущий предлагает определить, какая позиция, на взгляд учеников, окажется продуктивной для выхода из стрессовой ситуации:
• “пуганая ворона куста боится”;
• “пришла беда – отворяй ворота”;
• “глаза боятся, а руки делают”.
Ведущий. Проанализируйте вашу жизненную позицию, является ли она продуктивной.
Далее зачитывается отрывок из рассказа китайского писателя Сюй Дишаня о сне своей героини предлагается найти объяснение происшедшему.
“Я стояла в стороне и смотрела, как она разбрасывает жемчуг. И вот что интересно: жемчужины, падая на цветы и листья, превращались в разноцветные росинки”.
После обсуждения зачитывается объяснение автора: “Я не удержалась и спросила девушку, почему это так получается. Она ответила: “Вещь все та же, она не изменилась. Но сначала ты считала, что это жемчуг, так как думала, что в моей корзине не может быть росы. Потом ты решила, что это росинки, так как подумала, что на цветах и листьях жемчужинки удержаться не могут. То, как мы воспринимаем вещь, зависит не от самой вещи, а от того, кто и когда соприкасается с ней”.
Рассмотренный пример ярко показывает, что в оценке события сплавлено множество взаимодействующих составляющих: сиюминутное состояние, предварительные знания о событии, степень совпадения события с ожиданием и т.д.
Ведущий: Можно ли научиться владеть собой?
Существует много способов, помогающих справляться со стрессовыми ситуациями, вопрос в том насколько действенными они окажутся на самом деле.
Сообщение учащегося. (Приложение № 4)
Затем проводиться обсуждение проблемы затронутой в сообщении.
Действительно ли шопинг помогает в стрессовых ситуациях?
Так ли стрессоопасны компьютеры и сотовые телефоны?
Какие вам известны способы борьбы со стрессами? (Учащиеся предлагают свои варианты)
Гимнастика для хорошего настроения (по Е.Тарасову)
1. Утром перед зеркалом наморщите лоб, чтобы кожа собралась в “гармошку”, а затем расслабьте мышцы. Повторяйте 10–15 раз до появления приятного ощущения легкого утомления в мышцах лба. Постарайтесь подольше удерживать в памяти ощущение приятной расслабленности мышц.
2. Закройте глаза. Сначала как можно сильнее сожмите веки, а затем, не открывая глаз, ослабьте напряжение и как бы растягивайте кожу на скулах в стороны. Чтобы проверить, насколько эффективны ваши усилия, положите на виски пальцы. Выполняя это упражнение несколько раз в день, вы отвыкнете щуриться и хмурить брови, что обычно делают при эмоциональном напряжении. Глаза при этом упражнении отдыхают.
Ведущий. Есть такая притча. Пришел к мудрецу мужчина, глава семейства, с жалобой: дома жить невозможно, потому что очень тесно и все друг другу мешают. Мудрец посоветовал завести дома козла. Человек удивился совету мудреца, но послушался. Через некоторое время он опять пришел за советом и со слезами стал жаловаться, что жить стало еще труднее. И так было мало места, да еще козел мешает. Мудрец посоветовал продать козла. На другой день человек пришел к мудрецу счастливым. Как после продажи животного в доме стало просторно.
Вывод - научитесь жить вместе с проблемами.
Достаточно часто источником стресса является наше собственное воображение или предубеждение, а не реальные события или отношения. Будьте мудрыми, не торопитесь с оценкой.
В заключение мероприятия ведущий предлагает поработать с карандашами и фломастерами и выразить свое настроение в цвете.
Ведущий. Мы с вами живем в разноцветном мире и знаем, что каждый цвет несет в себе какое-то состояние, настроение. Попробуйте почувствовать и запомнить свои цвета и раскрасить своих человечков в такой цветовой гамме, которую на данный момент чувствуете в себе.
(Учащиеся берут заготовки стилизованных человечков и выражают свои ощущения в цвете, раскрашивая фигурки.) Во время работы звучит релаксационная музыка.
Ведущий комментирует результаты работы в соответствии значения цветов по М. Люшеру. (Приложение № 5, 6)
Далее обмен впечатлениями от мероприятия.
Ученикам предлагается закончить следующие предложения:
Во время мероприятия я понял (а), что…
Самым полезным для меня было…
На месте ведущего я…
Подведение итогов работы.
Ведущий просит высказаться всех участников мероприятия.
Литература
1. Шелдон Левис, Шейла Левис .Ребенок и стресс. - СПб: Питер Пресс, 1996.
2. М.Люшер. Значение восьми цветов.
3. Г.Селье. Стресс жизни.
4. Стресс жизни: Сборник. Составители: Л.М. Попова, И.В. Соколов. Спб, ТОО “Лейла”: 1994. -384 с.