Интеллектуальный марафон для учеников 5-го класса

Разделы: Внеклассная работа


Пояснение для учителя. Данный марафон лучше проводить в конце учебного года с учениками 5 класса. Класс делится на две команды.  Для проведения занятия требуется мультимедийный проектор или интерактивная  доска; в зависимости от количества участников каждой команды – 2-4 компьютера на команду с файлами – заготовками. Работать за компьютерами дети будут по 2-4 человека, приготовить листы с заготовками на каждую команду. Весь этот материал и презентация для работы представлены в приложении к марафоны. Время проведения – 45 минут.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Вот и заканчивается  учебный год, скоро мы будем подводить итоги обучения в 5 классе. За этот год вы много узнали, многому научились. Сегодня мы проведём интеллектуальный марафон. И так, мы начинаем!
Сейчас мы разделимся на 2  команды. Каждая команда выберет своего капитана.  А оценивать знания будет жюри. В процессе игры мы побываем на различных станциях.

ИСТОРИЯ

Вам будут предложены различные вопросы и варианты ответов. Из них нужно выбрать один правильный ответ. Команды отвечают по-очереди. Если одна команда не сможет найти правильный ответ, ход игры передаётся второй команде. За правильный ответ команды получают жетон, за подсказку и ошибки – штрафное очко.

Выбери правильный ответ:

1. Потомки древнейших жителей Рима назывались:

а) аристократы;
б) патриции;
в) плебеи.

2. Римом до V века новой эры управляли:

а) сенаторы;
б) стратеги;
в) царь и сенат.

3. Римляне изгнали царя в…

а) 508 г. до новой эры;
б) 509 г. до новой эры;
в) 510 г. до новой эры.

4. Народное собрание избирало:

а) двух консулов;
б) трёх  консулов;
в) пять консулов.

ИНФОРМАТИКА

Каждой команде предстоит разгадать ребус, связанный с информатикой. Вам даётся 3 минуты. Первая команда получает 2 балла за ответ, а вторая   – 1 балл. (Ответы: курсор, компьютер)
На улицах Мурманска ещё холодно, но скоро придёт весна, наступит лето,  и вы увидите на юге таких же замечательных бабочек. А сегодня вам предстоит их изобразить  на компьютере. (Команды занимают компьютеры, выполняют задание). Теперь мы подводим итоги и выбираем победителей.
В следующем задании  вам нужно дорисовать фигуру. Команды выполняют это без компьютера, за партой. Перед вами вот такое изображение, попробуйте пофантазировать и дорисовать рисунок. (Каждая команда получает по 2 эскиза, дорисовывает их и рассказывает, что у них получилось). Теперь подведём итоги и посмотрим, кто победил. Вот что получилось у меня!
В следующем задании вы опять будете работать за компьютерами. Вам предстоит выполнить такое задание (Задание на экране, ребята садятся за компьютеры и конструируют светофор). Подводим итоги. Выбираем лучшую работу.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Переходим к заданиям по русскому языку.
Найдите «четвёртое лишнее»: (обоснуйте свой ответ!)
1. Носок, мозоль, георгин, помидор; (мозоль – ж.р., остальные – м.р.)
2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль; (гроздь – ж. р., остальные – м.р.)
3. Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь; (вестибюль – м.р., остальные – ж. р.)
4. Озимь, цитадель, фланель, панцирь; (панцирь – м.р., остальные – ж.р.)
5. Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки; (башмаки – есть ед. число, у остальных – только множественное!)
6. Брюки, хлопоты, дверцы, вилы; (башмаки – есть ед. число, у остальных – только множественное!)

МАТЕМАТИКА.

А теперь предлагаю вам занимательные задачки по математике. Команды решают их по-очереди. Начинает та команда, у которой меньше всего очков.

Занимательные задачи.

1. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовых и 3 легковых машины. Сколько всего машин шло в село? (Ни одной!)
2. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по три кошки. Сколько всего кошек в комнате? (4 кошки)
3. У Пончика на комбинезоне 17 карманов. 10 карманов спереди, остальные сзади. В каждом кармане спереди по 2 пончика, а сзади – по 3 пончика. Сколько всего пончиков у Пончика? (41  пончик)
4. Два отца и два сына купили 3 апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться? (Сын, отец и дед)
5. Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени варится 5 яиц? (3 минуты)
На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»? (180 градусов)
6. Сколько дней в летних каникулах? (92 дня)
7. Какую часть часа составляет 20 минут? (1/3)
8. Назовите наименьшее натуральное число. (Один)
9. Самолёт летит из города А в город В за 1 час 20 минут. Однако обратно он летит за 80 минут. Как это объяснить? (Это одно и тоже время)

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Список использованной литературы:

1. Разумовская М.М., Москва, Русский язык, 5 класс, Дрофа, 2008.
2. А.А. Вигасин и др., Москва, История Древнего мира, Просвещение, 2003.
3. Л.Л. Босова Информатика, 5 класс, Москва, БИНОМ, 2006.
4. Сборник. Занимательные задачи по математике. Москва, 1978.

Приложение 1

Приложение 2