Пояснение для учителя. Данный марафон лучше проводить в конце учебного года с учениками 5 класса. Класс делится на две команды. Для проведения занятия требуется мультимедийный проектор или интерактивная доска; в зависимости от количества участников каждой команды – 2-4 компьютера на команду с файлами – заготовками. Работать за компьютерами дети будут по 2-4 человека, приготовить листы с заготовками на каждую команду. Весь этот материал и презентация для работы представлены в приложении к марафоны. Время проведения – 45 минут.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Вот
и заканчивается учебный год, скоро мы будем
подводить итоги обучения в 5 классе. За этот год
вы много узнали, многому научились. Сегодня мы
проведём интеллектуальный марафон. И
так, мы начинаем!
Сейчас мы разделимся на 2 команды. Каждая
команда выберет своего капитана. А оценивать
знания будет жюри. В процессе игры мы побываем на
различных станциях.
ИСТОРИЯ
Вам будут предложены различные вопросы и варианты ответов. Из них нужно выбрать один правильный ответ. Команды отвечают по-очереди. Если одна команда не сможет найти правильный ответ, ход игры передаётся второй команде. За правильный ответ команды получают жетон, за подсказку и ошибки – штрафное очко.
Выбери правильный ответ:
1. Потомки древнейших жителей Рима назывались:
а) аристократы;
б) патриции;
в) плебеи.
2. Римом до V века новой эры управляли:
а) сенаторы;
б) стратеги;
в) царь и сенат.
3. Римляне изгнали царя в…
а) 508 г. до новой эры;
б) 509 г. до новой эры;
в) 510 г. до новой эры.
4. Народное собрание избирало:
а) двух консулов;
б) трёх консулов;
в) пять консулов.
ИНФОРМАТИКА
Каждой команде предстоит разгадать ребус,
связанный с информатикой. Вам даётся 3 минуты.
Первая команда получает 2 балла за ответ, а вторая
– 1 балл. (Ответы: курсор, компьютер)
На улицах Мурманска ещё холодно, но скоро придёт
весна, наступит лето, и вы увидите на юге таких
же замечательных бабочек. А сегодня вам
предстоит их изобразить на компьютере.
(Команды занимают компьютеры, выполняют задание).
Теперь мы подводим итоги и выбираем победителей.
В следующем задании вам нужно дорисовать
фигуру. Команды выполняют это без компьютера, за
партой. Перед вами вот такое изображение,
попробуйте пофантазировать и дорисовать
рисунок. (Каждая команда получает по 2 эскиза,
дорисовывает их и рассказывает, что у них
получилось). Теперь подведём итоги и посмотрим,
кто победил. Вот что получилось у меня!
В следующем задании вы опять будете работать за
компьютерами. Вам предстоит выполнить такое
задание (Задание на экране, ребята садятся за
компьютеры и конструируют светофор). Подводим
итоги. Выбираем лучшую работу.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Переходим к заданиям по русскому языку.
Найдите «четвёртое лишнее»: (обоснуйте свой
ответ!)
1. Носок, мозоль, георгин, помидор; (мозоль
– ж.р., остальные – м.р.)
2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль; (гроздь
– ж. р., остальные – м.р.)
3. Магистраль, вестибюль, бандероль,
лазурь; (вестибюль – м.р., остальные – ж. р.)
4. Озимь, цитадель, фланель, панцирь; (панцирь
– м.р., остальные – ж.р.)
5. Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки;
(башмаки – есть ед. число, у остальных – только
множественное!)
6. Брюки, хлопоты, дверцы, вилы; (башмаки
– есть ед. число, у остальных – только
множественное!)
МАТЕМАТИКА.
А теперь предлагаю вам занимательные задачки по математике. Команды решают их по-очереди. Начинает та команда, у которой меньше всего очков.
Занимательные задачи.
1. Пассажир такси ехал в село. По дороге он
встретил 5 грузовых и 3 легковых машины. Сколько
всего машин шло в село? (Ни одной!)
2. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка.
Против каждой кошки сидит по три кошки. Сколько
всего кошек в комнате? (4 кошки)
3. У Пончика на комбинезоне 17 карманов. 10 карманов
спереди, остальные сзади. В каждом кармане
спереди по 2 пончика, а сзади – по 3 пончика.
Сколько всего пончиков у Пончика? (41 пончик)
4. Два отца и два сына купили 3 апельсина. Каждому
из них досталось по апельсину. Как это могло
случиться? (Сын, отец и дед)
5. Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени
варится 5 яиц? (3 минуты)
На какой угол поворачивается солдат по команде
«кругом»? (180 градусов)
6. Сколько дней в летних каникулах? (92 дня)
7. Какую часть часа составляет 20 минут? (1/3)
8. Назовите наименьшее натуральное число. (Один)
9. Самолёт летит из города А в город В за 1 час 20
минут. Однако обратно он летит за 80 минут. Как это
объяснить? (Это одно и тоже время)
Подведение итогов игры, награждение победителей.
Список использованной литературы:
1. Разумовская М.М., Москва, Русский язык, 5
класс, Дрофа, 2008.
2. А.А. Вигасин и др., Москва, История Древнего
мира, Просвещение, 2003.
3. Л.Л. Босова Информатика, 5 класс, Москва,
БИНОМ, 2006.
4. Сборник. Занимательные задачи по математике.
Москва, 1978.