Цели.
1) Познакомить детей с согласными звуками п, п.
2) Развивать фонематический слух, связную речь, логическое мышление, интерес к истории России.
3) Познакомить с образом печатной и прописной буквы П, п.
4) Знакомство с профессиями.
5) Обогащать словарный запас.
6) Тренироваться в чтении слогов, слиянии букв, слов, предложений.
7) Воспитывать культуру поведения на уроках, чувство патриотизма.
Оборудование: буква П, алфавит, палочки у каждого, почтальон Печкин, слоги, картинки (для физминутки), плакат для игры “ Кто лишний?”, картинки для загадок, конверт, коробка – посылка, лента букв.
Ход урока
1. Организационный момент.
Внимание! Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книга, карандаш, тетрадка?
2. Повторение изученного.
- Какие гласные буквы вы уже изучили? (Лента букв)
- А какая из них отличается от других гласных букв, в чём её особенность? (Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласной буквы)
- Что мы знаем о букве Е?
- Какая ещё гласная буква обозначает мягкость согласного звука? (Буква И)
3. Постановка темы и целей урока.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всё понятно.
4. Фонетическая зарядка.
Море шумит – (ш-ш-ш)
Чайки кричат – (а-а-а)
Мухи звенят – (з-з-з)
Ветер воет – (у-у-у)
Каша кипит – (п-п-п)
Птенец пищит – (пи-пи-пи).
5. Работа с чистоговорками.
- Уп-уп-уп – какой же вкусный суп;
- Пу-пу-пу – мы включили лампу;
- Па-па-па – раздавил щенок клопа.
- Какой звук чаще всего мы произносили? (П)
- Сегодня на уроке мы познакомимся со звуком и буквой П. А также расширим знания о нашей родине – России, её истории.
6. Работа над новым материалом.
1) Выделение звука (п) из слова и его характеристика.
- Назовите слова с этими звуками? Какой здесь звук твёрдый или мягкий? Где стоит в начале слова, в середине или в конце?
- Найдите одинаковый звук в словах:
Плот
Плут
Липка
Лапка
Пилка. (П)
- Этот звук гласный или согласный? Докажите. (Согласный. Его нельзя пропеть. Воздух встречает преграду)
- Каким может быть этот звук? (Тв., мяг)
- Когда согласный твёрдый? Мягкий?
- Давайте проверим звук (п) звонкий или глухой? (Глухой). Почему?
- Звук (п), (пь) обозначается буквой П п. (Вывешиваю)
2) Знакомство с буквой П п.
А) На что похожа буква П? (Ворота, турник)
- Влез на букву озорник
Он решил, что П – турник.
- На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
- Подходящие ворота.
Проходи кому охота!
Дома букву П найдём,
Заглянув в дверной проём.
Б) Где живёт буква П ? (Показ на ленте букв)
В) Развитие мелкой моторики.
- Составьте букву П из палочек.
Физминутка.
3) Чтение слогов с новой буквой.
- Сегодня к нам в гости пришёл почтальон Печкин. (Вывешиваю). И принёс для вас посылку! Посмотрим что там? (В коробке слоги).
- Я показываю, вы читаете. Сначала один, потом хором.
ап ып пе
Па пы поп
Пап ип пып
Пал еп пип
Оп пу пел
По пи пил
Пыл пол пул
- В каких слогах звук (п) мягкий? (Пи, пе)
- Твёрдый? (Па, по, пы, пу)
4) Работа в “Прописи” на с. 3.
- Сегодня мы учимся писать прописную букву П.
Показ на доске. В воздухе с подсчётом. Положение тетради, ручки, посадка, ноги.
7. Игра “ Не попадись в ловушку”.
- Почтальон Печкин принёс для вас, в своей большой сумке, ещё одно задание. (Достаю конверт). Он очень хочет проверить, какие вы внимательные.
- Итак, я говорю слова, если в слове звук (п) твёрдый – топаем, если (п) мягкий – хлопаем.
Плот, плут, липка, лапка, пилка, повар, пила, пух, пела, папа, пилот, пыль, песня, полка, пудель, письмо.
- Обобщите всё, что мы говорили об этих звуках. (Звук может быть мягким и твёрдым, он согласный, глухой)
Физминутка.
Развешиваю картинки по кабинету. Называю, дети должны посмотреть на неё, найти глазами, повернуть голову. (Пуговица, пластилин, пила, топор, пенал)
8. Логическое упражнение “ Кто лишний?”
На доске плакат.
- Прочитайте про себя.
пил | пила | Петя |
пел | папка | кисть |
поле | купи | плот |
Полина | туман | пилот |
- Прочитайте слова из одного слога (пил, пел).
- Как определили количество слогов?
- Прочитайте слова второго столбика. Что такое папка? Найдите лишнее слово (туман). Почему?
- Прочитайте третий столбик. Что такое плот? Пилот? Найдите лишнее слово (кисть).
- Зачитайте имена собственные. (Петя, Полина)
9. Работа с учебником “ Русская азбука”.
А) С. 82-83. Беседа по иллюстрации.
- Вы видите иллюстрацию фрагмента истории Российского государства трёхсотлетней давности.
- Кто знает как звали этого русского царя?
- Что вы знаете о русском царе Петре I? (Рассказ учителя о царе Петре I).
Б) Составление рассказа по иллюстрации.
Словарь: Бояре, вельможи, простолюдины.
В) Чтение учителем отрывка из стихотворения А. С. Пушкина (с. 82).
Г) с. 83. Чтение слогов детьми (сначала про себя, потом в слух).
- Назовите профессии начинающиеся на эту букву. (Плотник, повар,пилот, капитан)
10. Пополнение словарного запаса.
На доске слова с пометами:
Пи-ла
Пи-лит
Пил-ка
- Что общего во всех этих словах? (Общая часть пил)
- Эти слова имеют общее значение и называются радственниками.
Физминутка.
11. Закрепление нового материала.
- Почтальон Печкин принёс ещё одну посылку. Чтобы узнать, что в ней лежит, надо отгадать загадки. (Отгадки – картинки находятся в посылке – ребёнок отгадывает слово, берёт картинку и садится на место)
Загадки:
От цветка к цветку летает,
Мёд душистый собирает. (Пчела)
Раньше всех встаёт
“ Ку-ка-ре-ку!” поёт. (Петух)
Посадим зёрнышко,
Вырастит солнышко. (Подсолнух).
Хвост крючком,
Нос пятачком. (Поросёнок)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (Помидор)
Новый дом несу в руке
Дверцы дома на замке.
Там лежат в порядке
Книжки и тетрадки. (Портфель)
6. Итог урока.
- С чем мы сегодня познакомились? (Звук и буква П)
- На что похожа буква П?
- Молодцы! Мне сегодня понравились…
- И Печкин говорит нам всем “ До Свидания! До Встречи в Простоквашино!”