Цели урока:
- познакомить учащихся с историей возникновения вышивки лентами;
- научить технике выполнения различных швов.
Задачи урока:
- Развивающая: развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, развитие мелкой моторики рук.
- Обучающая: расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, научить применять полученные знания и умения в практической деятельности.
- Воспитывающая: продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, технологической дисциплины,
Оборудование урока: образцы вышивки, иллюстрации узоров вышивки, схемы швов.
Необходимые материалы и инструменты: канва, ленты, иглы, нитки мулине, ножницы, напёрсток, пяльцы.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала, формирование специальных умений по предмету.
План урока
- Оргмомент (1-2 мин.)
- Определение темы (3 мин.)
- Объяснение нового материала (25 мин.)
- Практическая работа (40 мин.)
- Подведение итогов (5 мин.)
- Домашнее задание (5 мин.)
Конспект урока:
Рассказ учителя (возможны сообщения учащихся):
Вышивание лентами – вид творчества, ещё не получивший широкого применения, но он очень интересный и красивый.С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей.
Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы "оживить" свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями вплетались в волосы в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время.
Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.
В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее в Везли и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы.
К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях
насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч
ткацких станков для выработки лент и триста
семьдесят – для производства позументных
изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века
спрос на эти товары резко возрос, и начался
период бурного распространения роскошных и
красивых лент. Король Франции Людовик XIV
украшал лентами, унизанными драгоценными
камнями, даже свою обувь и призывал двор
одеваться оригинально и с выдумкой.
Наступила эпоха рококо, и стилем французского
двора стало легкомыслие. Король Людовик XV
любил вышивать и часто дарил придворным дамам
милые безделушки, изготовленные им самим. Платья
стали объемными и просторными, богато
украшенными лентами. В моду вошли "летящие
платья" с незастроченными складками (защипами)
на груди и многочисленными лентами.
Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками "а ля рококо", листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание "Поставщики королевского двора" с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру – от Лондона до Претории.
Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганных одеялах, безделушках для дома и шляпах.
После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течении двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!
Шелковые ленты и тесьма применяемые для отделки прочно вошли и в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называются "праздниками с бантиками".
Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты оживляют прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. Наверное большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами!
На Западе принято, готовясь к торжествам украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов в преддверии Рождества и встречи Нового года. У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка.
Особенность этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемность. Изучив различные виды швов, Вы без труда сможете их повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого у Вас появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье. С помощью оригинального объемного рисунка или банта Вы сможете объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба.
Материалы и инструменты для вышивания лентами:
ТКАНИ. Для вышивки шелковой лентой можно
использовать самые разнообразные ткани.
ХЛОПКОВЫЕ ТКАНИ: рогожка, батист, плис, муслин ,
сатин
ЛЬНЯНЫЕ ТКАНИ: суровое полотно, грубая
холстина, льняная ткань с однородной основой.
ШЕЛКОВЫЕ ТКАНИ: шифон, чесуча, шелковый тюль.
ШЕРСТЯНЫЕ ТКАНИ: креп, твид, джерси.
Вышивать можно по любой поверхности, лишь бы ткань была настолько прочной, чтобы на ней надежно удерживались стежки, и настолько эластичной, чтобы сквозь нее легко проходила нитка.
Как заправлять ткань в пяльцы. Обручи, из которых состоят пяльцы, предназначены для того, чтобы во время работы ткань была хорошо натянута. Это гарантирует равномерность стежков. Положите ткань на маленький обруч и наложите сверху второй обруч. Завинтите винт до тех пор, пока ткань не натянется.
ИГЛЫ. В давние времена куски кожи или ткани сшивались не иглами, а продырявленными колючками или рыбьими косточками. С тех пор иглы сильно изменились, для вышивания применяются разные иглы: тонкие – для легких тканей и толстые – для плотных.
При шитье шелковой лентой используются острые иглы. Ведь они должны свободно входить в ткань, не образуя при этом неэстетичных затяжек. Ушко у иглы должно быть удлиненным, чтобы можно было легко вдеть ленту.
Для лент шириной 7, 9, 12 мм. подбирают иглы №18 – 22,
для ленты в 3мм. рекомендуется № 24. Иглы для
шелковых лент (цыганские иглы).
Теперь поговорим о цвете – цветовой гамме.
Все цвета делятся на хроматические и
ахроматические.
Учитель: Какие цвета называют хроматическими?
Ученица: К хроматическим относятся 7 цветов:
красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой,
синий и фиолетовый. Основными считаются –
красный, жёлтый, синий. Смешивая два основных
цвета, можно получить дополнительные цвета.
Хроматические цвета делятся на тёплые и
холодные.
К тёплым – относятся красный, жёлтый,
оранжевый и все цвета этих оттенков.
Холодными считаются голубой, синий, фиолетовый,
зелёный и другие, которые получаются при
смешивании цветов.
Тёплые цвета зрительно воспринимаются ближе, а
холодные дальше.
Ахроматическими цветами считаются белый, черный,
все оттенки серого цвета.
Учитель: Как определяется насыщенность цвета?
Ученица: Чем больше красителя в
краске, тем насыщеннее цвет, и наоборот.
Для вышитых работ немаловажным является фон,
поэтому необходимо учитывать цвет не только
ниток и отделочных материалов, но и основы.
В многоцветных узорах хорошо сочетаются такие цвета:
красный с желтым, серым, коричневым, бежевым и
оранжевым;
зеленый с желтым и темно-желтым, лимонным,
салатным, кремовым, оранжевым и коричневым;
фиолетовый с сиреневым, розовым, желтым, белым;
коричневый со всеми оттенками желтого, зеленым,
красным,
оранжевым, сиреневым и серебристо-белым.
Опыт показывает, что желтый цвет в картине на темном фоне воспринимается как веселый и бодрящий, белый гигиеничен, но относится к числу холодных; красный и оранжевый очень живые, теплые; зеленый и голубой, хотя и относятся к числу холодных, весьма приятны для восприятия; коричневый спокойный, но скучный.
Картина смотрится эффектнее, если в ней есть доминирующий цвет – теплый или холодный, светлый или темный или их разумное сочетание.
Красный, желтый и оранжевый цвета считаются праздничными, по-видимому, не случайно. Давно замечено, что красный цвет увеличивает мускульную активность и скорость реакции человека: увеличивается давление и частота дыхания. Влияние оранжевого цвета несколько мягче. Восприятие черного цвета совершенно обратное: пульс, давление и дыхание замедляются. Человек успокаивается при восприятии оранжевого цвета. Индуизм находит в солнечно-желтом цвете бессмертно-жизненную силу. Синий цвет снижает скорость реакции, пульс, частоту дыхания и мускульную силу. У зеленого цвета аналогичные отрицательные показатели меньше.
Принимая во внимание сказанное, есть основания считать, что сделанная картина сможет благоприятным образом влиять на ваше настроение и на настроение тех, кто проявит к ней интерес.
Самостоятельная работа учащихся:
Учащиеся выполняют практическую работу
самостоятельно под контролем учителя.
Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу
выполнения учащимися практической работы)
С целью предупреждения ошибок учитель:
- проверяет организованность начала работы учащихся;
- проверяет организацию рабочих мест учащихся;
- следит за соблюдением правил ТБ при выполнении задания
Целевые обходы:
- инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
- оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;
- контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
- рациональное использование учебного времени учащимися
Во время практической работы провести физкультминутку.
Все умеем мы считать
Руки за спину положим,
голову поднимем выше
и легко-легко подышим
Раз, два выше голова,
Три-четыре руки шире
пять – присели,
шесть – привстали,
семь – лень отбросим,
восемь – тихо сядем
Технология вышивания лентами:
- Изготовление цветка «лютик» (Приложение 1)
- Изготовление цветка «астра» (Приложение 2)
- Изготовление цветка «роза» (Приложения 3)
- Основные техники (Приложения 4)
- Изготовление бантика (Приложения 5)
Домашнее задание: составить композицию, оформить в рамку.
Заключение. Рефлексия
– Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня мы с
вами проделали очень большую работу.
– Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему
учились? Что понравилось на уроке? Как проявились
творческие способности на уроке? Какое у вас
сейчас настроение?