Цели урока:
Образовательные.
- Продолжить изучение событий Столетней войны, показать героическую роль в ней Жанны д'Арк.
- Подвести к пониманию, что только героизм народа способен освободить страну от захватчиков (народно-освободительная война).
Развивающие.
- Создавать условия для формирования у школьников исследовательских навыков.
- Умения анализировать исторический документ.
- Давать характеристику историческим деятелям .
- Определять своё отношение к их действиям.
Воспитательные.
- Воспитывать любознательность, интерес к истории Средних веков.
- Способствовать формированию чувства сопереживания, сочувствия народной героине.
Оборудование урока:
- Карта “Столетняя война”.
- Учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского История Средних веков. (М.: Просвещение).
- Иллюстрации к уроку, динамическая схема.
Организационный момент урока:
Ребята, мне передали свиток с печатью, и сказали, что только вы можете расшифровать эту тайну.
А. г. ия Ф. а. ция 14 .7 – 1. 53 гг. |
Ответ учащихся: Столетняя война. 1437–1453 гг.
Сегодня мы вновь отправимся во Францию времен Столетней войны, побываем в крепости Орлеан и познакомимся с удивительной девушкой, о которой сами французы говорили, что она спасла Францию.
Итак, продолжалась самая долгая война в истории, на самом деле она велась не сто, а даже дольше – 116 лет. В то время когда в Англии проходило восстание Уота Тайлера, во Франции вспыхнула война 2-х феодальных групп.
Схема на доске:
Оба приходились родственниками королю, оба имели огромные владения. 25 лет длилась междоусобица.
Вопрос классу: Какие последствия для народа Франции несла с собой феодальная война?
Предполагаемый ответ учащихся: воюют феодалы, а страдают крестьяне, их скот угоняют, разоряют дома.
Работа по карте: Наступил 1415 г. англичане высадились в устье реки Сена, и направились к городу Кале. Навстречу им выступил король Франции, его армия была намного больше, а вот сильнее ли?
Вспомним, как была организованы армии англичан и французов? Из кого состояли? В чьей армии была строже дисциплина?
Предполагаемые ответы учащихся: англичане: рыцарская конница, пехота – свободные крестьяне. Один главнокомандующий.
Французы: рыцарская конница, наемная пехота, подчинялись только своему сеньору.
Армии встретились у деревни Азенкур, всего в 60 километров от Кале, предположите, зная организацию армии в Англии и Франции, каков будет исход битвы?
Предполагаемый ответ учащихся: победу должны одержать англичане, т.к. в английской армии лучше дисциплина.
Французы бежали с поля боя. “Большой позор Французского королевства” скажет современник об этой битве.
Вскоре, герцог Бургундский (схема), союзник Англии захватил Париж. В плен попал король Франции, теперь герцог от имени короля правил страной. Англичане чувствовали себя хозяевами станы.
Вопрос классу: В чем это проявлялось?
Работа с учебником: с. 145 абзац 2.
Найдите в тексте, кто становиться королем Франции?
Ответ учащихся: Английский король – младенец.
- Дайте оценку этому факту: фактически это означало присоединение Франции к Англии.
Вопрос классу: Кто имел больше прав на престол Франции?
Ответ учащихся: законный наследник Карл VII - 15 лет.
Карл бежит из Парижа, объявляет себя королем, укрылся он в замке Шинон на берегу Луары. Народ был возмущен поступкам матери Карла, королевы Изабеллы Баварской, она предала интересы сына, подписав договор с Англией. Во Франции ходило пророчество: “Женщина погубила Францию, дева её спасет”.
- Что бы вы посоветовали Карлу VII? Как вернуть трон? Как спасти независимость Франции? Армии у него нет! К кому обратиться за помощью?
Предполагаемый ответ учащихся: К простым крестьянам, народу Франции.
Запись в тетрадь: во Франции уже шла ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА – задание: к следующему уроку, найти в дополнительной литературе определение этого понятия, записать определение.
Англичане уверенно продвигались на юг, их цель, взять город Орлеан (работа с картой учебника) с. 137 падет Орлеан – путь на юг открыт. Уже 200 дней обороняют свой город жители Орлеана, силы на исходе, но снять осаду, заставить англичан отойти от стен города не могут. Спасти Францию могло только чудо! И чудо произошло!
Жанна д'Арк (родилась 6 января 1412 г. в селении Домреми на границе Шампани и Лотарингии).
Крестьянская девочка с детства видела вокруг страшные картины войны, просыпалась по ночам от звуков набата, криков и плача женщин. Очень набожная, она молилась Богу о спасении Франции. С 12 лет Жанну стали посещать видения: ей явился св. Михаил Архангел убеждая идти к законному королю Карлу VII и спасти страну.
Индивидуальная работа:
Карточка № 1
При первой встрече с Жанной д'Арк, рыцарь Жан из Меца, ставший её преданным другом, услышал от неё слова: “Нужно, чтобы в урочный час я была у короля, даже если бы мне пришлось ради этого стереть ноги до колен. Потому что никто на свете – ни король, ни герцоги – не могут спасти Французское королевство. Никто, кроме меня”.
Вопрос классу: Какие черты характера Жанны проявились в этом высказывании?
Предполагаемый ответ: упорство, вера в себя.
Её вера была так сильна, что она сделала невозможное. Добравшись до замка Шинон, она убедила короля и придворных, что избрана Богом, чтобы снять осаду Орлеана, привести короля в Реймс (город, где короновались все короли Франции). Карл дал ей отряд рыцарей, ремесленники выковали Жанне доспехи. К тому времени как войско подошло к Орлеану, молва в народе о деве пришедшей спасти страну разнеслась по всей Франции. Народ ликовал! Через 10 дней осада Орлеана была снята!
Запись: 8 мая 1429 г. – Снятие осады Орлеана
Сколько лет было Жанне?
Ответ учащихся: 17 лет.
Свидетельство современника: “Маленькой девочкой была Жанна во всем, кроме военного дела: она умела не только отлично сражаться, но и располагать войска, готовить их к бою, особенно артиллерию. Жанна ездит верхом и бьется копьем, как лучший из рыцарей, этому все ратные люди удивляются!”
Как могла 17 летняя девочка управляться с оружием? Какие качества были нужны?
- Сила!
Учитель: А вы сильные? Сейчас проверим.
Физкультминутка:
Гордиться рыцарь силой, | руки к плечам, кулаки сжали, |
Победой над врагом, | руки вверх |
Гордится своим замком, | руки в стороны |
И чаши серебром, | кистями рук делаем чашу |
Стреляет он из лука, | натягиваем тетиву |
Пирует за столом. | сели на место. |
А через месяц в Реймсе короновался Карл VII, во время церемонии Жанна стояла позади и держала знамя над королем.
Индивидуальная работа:
Карточка № 2
После коронования в Реймсе король решил наградить Жанну д'Арк. Она попросила короля в награду освободить жителей её родной деревни от налогов и повинностей, не требуя ничего лично для себя.
Вопрос: Как этот факт характеризует Жанну д'Арк?
Итак, 1429 год – перелом в войне: в этот год во французском войске появилась храбрая девушка, современники считали её чудом: французы приписывали победы вмешательству Бога, англичане – проискам дьявола.
Вопрос: А как думаете вы? В чем истинный смысл этого чуда?
Подсказка в учебнике – с. 127 4 абзац.
Ответ: Жанна вселила уверенность в войска, в армию вливались простые люди.
Запись в тетрадь: Характер войны - Народная освободительная война.
У русской поэтессы Марины Цветаевой есть стихотворение, посвященное Жанне.
РУАН
И я вошла, и я сказала: - Здравствуй!
Пора, король, во Францию, домой!
И я опять веду тебя на царство,
И ты опять обманешь. Карл Седьмой!
О каком обмане идет речь? П. 4 абзац 2, 3.
Чем можно объяснить, что король ничего не предпринял, что бы выкупить Жанну из плена? Или обменять на пленных англичан?
Ответ: Король завидовал славе Жанны.
Работа с историческими источниками.
Протоколы обвинительного процесса Жанны д'Арк
а) Запрещение выходить из тюрьмы.
...Мы, упомянутый епископ, запретили той же Жанне без нашего разрешения выходить из места заключения, ей предназначенного в руанской крепости, под страхом уличения в ереси. Она же ответила, что не принимает этого запрещения... Затем стала жаловаться на то, что ее содержат в железных цепях и кандалах. Тогда мы ей сказали, что прежде она много раз пыталась уйти из тюрьмы и поэтому для более надежной и верной ее охраны было приказано надеть на нее железные цепи...
б) 1 марта. Пятое заседание.
VIII. На вопрос, какой знак она дала своему королю в подтверждение того, что она пришла от бога, она ответила: “Я всегда вам отвечала, что вы не вырвете у меня этого признания. Идите узнавать у него самого”
Анализ документа:
— В каких условиях содержали Жанну д'Арк? (Ее держали в руанской крепости, в железных цепях и кандалах.)
— Чем угрожал Жанне епископ в случае нарушения ею правил заключения? (Ее могли обвинить в ереси, а это самое страшное наказание.)
— Какие выводы о поведении Жанны на допросах можно сделать? (Она вела себя мужественно и стойко. Никакой информации о короле она не выдала.)
9 января 1431 г. Жанна предстала пред судом инквизиции. Её обвинили в колдовстве и ереси. Два дня спустя её заживо сожгли на рыночной площади Руана.
А в 1920 г. католическая церковь причислит Жанну к лику святых.
Инструктаж по домашней работе:
Прочитать п. 5 § 30 стр. 149 А-Д.
Задание: выписать в тетрадь главные итоги Столетней войны.
Подготовить устный развернутый рассказ о подвиге Жанны д'Арк.
Закрепление: На доске динамическая наглядность: Игра “Исключи лишнее”.
Жанна д'Арк | Карл VII |
гордая | храбрый |
смелая | обманщик |
решительная | честный |
честная | коварный |
расчетливая | благородный |
коварная | справедливый |
властолюбивая | трусливый |
знатная | вероломный |
Какие качества не подходят Жанне? Какие качества не подходят Карлу VII?
Подведение итогов урока, материал для поощрения участников – дипломы с оценками.