Урок обучения грамоте и письму в 1-м классе "Звук [ы] и бува ы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить со звуком (ы), с буквой ы.
  2. Дать понятие о словах в ед. числе, во мн. числе.
  3. Упражняться в чтении слогов, слов с буквой ы.
  4. Учить писать букву ы.
  5. Развивать речь, интерес к уроку.
  6. Воспитывать коммуникативные отношения к друг другу.

1. Организация класса.

Нас сегодня ждёт дорога.
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся скорей за работу,
Чтобы новое что-то узнать.

2. Актуализация знаний.

- Мы отправляемся на поиски новых знаний по лесной дорожке.

- Посмотрите, дорожку завалило “камнями”. (На доске слоги)

- Расчистим, а “звуковички” нам помогут.

- Какие звуки обозначают эти “звуковички”? (И, а, о)

- Что общего? (Гласные звуки)

- Что знаете о гласных звуках?

- Сложим “камни” в пирамидки.

- Читаем слоги.

- Повторили гласные звуки, почитали слоги.

- Путь свободен.

- Идём по дорожке.

3. Новая тема.

- И снова на пути “камень”. Что-то написано. Читаем.

Налево пойдёшь - букву новую найдёшь.

Направо пойдёшь - ты её напишешь.

Прямо пойдёшь - число в словах найдёшь.

- Чем же заниматься будем на уроке?

- На уроке узнаем новую букву, будем учиться её писать.

- По какой дорожке пойдём?

- Давайте по всем дорожкам по порядку пойдём.

- Что нас ждёт на первой дорожке?

- Познакомимся с новой буквой. Самые обычные предметы нас встречают на пути. Назовите их (картинки рыси, тыквы, рыбы, весов, бус).

- Что их объединяет? (Звук (ы))

- Какое слово может быть лишним? (Рысь)

- Почему? (1 слог)

- Составить схему этого слова. Назовите 2 звук (ы). Характеристика.

- А много ли слов знаете со звуком (ы)? Игра “Кто больше?”

- Определили гласный звук (ы).

Физминутка.

По дорожке прыг-прыг
Под кусточек шмыг-шмыг.

Называю слова с ы – прыгаете, без ы – приседаете. (Мышь, кит, рыси, белка, тигр, тигры)

- Нашли букву? (Нет). Посмотрите на алфавит, найдите букву, которой обозначим звук (ы) Ну вот и буква ы.

- Оденьте звуковичка. На что похожа буква ы?

Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква ы.
Все мы знать её должны.

- Почему должны знать букву ы? (Читать)

- Учимся читать слоги. (Чтение в азбуке)

- Прочитали слоги с буквой ы. Мы прошли одну дорожку. Что узнали?

- Познакомились с новой буквой. Вернёмся к камню.

Физминутка.

Мы листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И опять на землю сели.
Ну а мы за парты сели.

- Что нас ждёт на следующей дорожке? Что писать будем? )

- Учимся писать букву ы.

- Сравните печатную и письменную букву ы. Из каких элементов она состоит? (Объяснение, письмо в воздухе, на табло в прописи, в “тетради успехов”)

- Учились писать букву ы. Для чего учились? А как пишем в слогах?

- Игра “Найди пару”. (В группах соединить печатные и письменные слоги)

- Мы прошли по второй дорожке. Учились писать ы. Вернёмся к камню.

- Пойдём по 3 дорожке. Что узнаем? Интересно, о каком числе узнаем, у нас же не урок математики?

- Слова стоят на нашем пути. Прочитаем. ИГРА, ГИТАРА, ПАРТА, ТОРТ

- Чем-то они опечалены, им одиноко. Сколько предметов обозначает каждое слово? (1) Каждое слово обозначает 1 предмет. Один или единица. Слова стоят в ед. числе. Вот о каком числе говорится в надписи на камне. Это ед. число.

- Как бы избавить слова от одиночества? Вам приходилось скучать в одиночестве? Как спасались от одиночества?

- Когда ты один – скучно, когда нас много – скучать некогда.

- Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Прочитать.

- Сколько предметов обозначает каждое слово? Такие слова стоят во мн. числе.

- Какое число имеют слова? (Ед. и мн. число). Какая буква помогла изменить слова? (ы)

- Пройдена 3 дорожка. Какое число могут иметь слова? Сколько предметов называет ед. число и мн. число? Вернёмся к камню.

4. Итог урока.

- Какие новые знания получили на каждой дорожке?

Урок закончен.