Цели:
- Познакомить со звуком (ы), с буквой ы.
- Дать понятие о словах в ед. числе, во мн. числе.
- Упражняться в чтении слогов, слов с буквой ы.
- Учить писать букву ы.
- Развивать речь, интерес к уроку.
- Воспитывать коммуникативные отношения к друг другу.
1. Организация класса.
Нас сегодня ждёт дорога.
И узнать нам надо много.
Так возьмёмся скорей за работу,
Чтобы новое что-то узнать.
2. Актуализация знаний.
- Мы отправляемся на поиски новых знаний по лесной дорожке.
- Посмотрите, дорожку завалило “камнями”. (На доске слоги)
- Расчистим, а “звуковички” нам помогут.
- Какие звуки обозначают эти “звуковички”? (И, а, о)
- Что общего? (Гласные звуки)
- Что знаете о гласных звуках?
- Сложим “камни” в пирамидки.
- Читаем слоги.
- Повторили гласные звуки, почитали слоги.
- Путь свободен.
- Идём по дорожке.
3. Новая тема.
- И снова на пути “камень”. Что-то написано. Читаем.
Налево пойдёшь - букву новую найдёшь.
Направо пойдёшь - ты её напишешь.
Прямо пойдёшь - число в словах найдёшь.
- Чем же заниматься будем на уроке?
- На уроке узнаем новую букву, будем учиться её писать.
- По какой дорожке пойдём?
- Давайте по всем дорожкам по порядку пойдём.
- Что нас ждёт на первой дорожке?
- Познакомимся с новой буквой. Самые обычные предметы нас встречают на пути. Назовите их (картинки рыси, тыквы, рыбы, весов, бус).
- Что их объединяет? (Звук (ы))
- Какое слово может быть лишним? (Рысь)
- Почему? (1 слог)
- Составить схему этого слова. Назовите 2 звук (ы). Характеристика.
- А много ли слов знаете со звуком (ы)? Игра “Кто больше?”
- Определили гласный звук (ы).
Физминутка.
По дорожке прыг-прыг
Под кусточек шмыг-шмыг.
Называю слова с ы – прыгаете, без ы – приседаете. (Мышь, кит, рыси, белка, тигр, тигры)
- Нашли букву? (Нет). Посмотрите на алфавит, найдите букву, которой обозначим звук (ы) Ну вот и буква ы.
- Оденьте звуковичка. На что похожа буква ы?
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква ы.
Все мы знать её должны.
- Почему должны знать букву ы? (Читать)
- Учимся читать слоги. (Чтение в азбуке)
- Прочитали слоги с буквой ы. Мы прошли одну дорожку. Что узнали?
- Познакомились с новой буквой. Вернёмся к камню.
Физминутка.
Мы листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И опять на землю сели.
Ну а мы за парты сели.
- Что нас ждёт на следующей дорожке? Что писать будем? (ы)
- Учимся писать букву ы.
- Сравните печатную и письменную букву ы. Из каких элементов она состоит? (Объяснение, письмо в воздухе, на табло в прописи, в “тетради успехов”)
- Учились писать букву ы. Для чего учились? А как пишем в слогах?
- Игра “Найди пару”. (В группах соединить печатные и письменные слоги)
- Мы прошли по второй дорожке. Учились писать ы. Вернёмся к камню.
- Пойдём по 3 дорожке. Что узнаем? Интересно, о каком числе узнаем, у нас же не урок математики?
- Слова стоят на нашем пути. Прочитаем. ИГРА, ГИТАРА, ПАРТА, ТОРТ
- Чем-то они опечалены, им одиноко. Сколько предметов обозначает каждое слово? (1) Каждое слово обозначает 1 предмет. Один или единица. Слова стоят в ед. числе. Вот о каком числе говорится в надписи на камне. Это ед. число.
- Как бы избавить слова от одиночества? Вам приходилось скучать в одиночестве? Как спасались от одиночества?
- Когда ты один – скучно, когда нас много – скучать некогда.
- Измените слова так, чтобы они обозначали много предметов. Прочитать.
- Сколько предметов обозначает каждое слово? Такие слова стоят во мн. числе.
- Какое число имеют слова? (Ед. и мн. число). Какая буква помогла изменить слова? (ы)
- Пройдена 3 дорожка. Какое число могут иметь слова? Сколько предметов называет ед. число и мн. число? Вернёмся к камню.
4. Итог урока.
- Какие новые знания получили на каждой дорожке?
Урок закончен.