Цели:
Оборудование:
Оформление доски:
“… И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень”.
Всеволод Рождественский
“В этом букете все цветет, живет и
радуется”.
Петр Петрович Кончаловский
Ход урока
I. Организационный момент.
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
II. Введение.
- Ребята, несколько уроков изобразительного искусства объединяет большая тема “Красота вокруг нас”. Слайд 1. Приложение 1
Живет повсюду красота
Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее,
Она, наверно, неспроста.
- Посмотрите, как всё оживает и тянется к солнышку: появились первые цветы – одуванчики, нарциссы; расцвела черемуха.
- Помните, мы с вами говорили о царстве растений? В нем существует три больших государства.
- Вспомните, как они называются? (Деревья, кустарники и травы)
- Весной цветет всё: и деревья, и кустарники, и травы. То, что мы с вами привыкли называть цветами, - это на самом деле лишь малая часть всего многообразия цветов, которые есть в природе. Цветет каждая травинка, каждое деревце. Просто иногда цветы эти незаметны, не так красочны. Как розы или гвоздики, не так ярки и нарядны, как одуванчики или ромашки. А может быть, они очень маленькие. Поэтому мы их просто не замечаем. Слайд 2. Приложение 1
Живет повсюду красота,
В любом цветке, в любой травинке
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочках листа.
- Но сегодня хочу поговорить о цветах, которые мы все хорошо знаем.
- Отгадайте загадку:
Ветка в гроздья разодета,
Фиолетового цвета.
Это в майский вешний день
Расцвела в саду... (Сирень)
(Показываю букет)
- Узнаете? Конечно же, это сирень. Вот такой замечательный букет мы и будем сегодня рисовать на уроке.
- А к какому государству в царстве растений принадлежит сирень? Правильно, это кустарник, который в конце весны – начале лета замечательно цветет.
(К доске прикрепляется слово сирень)
- Ребята, в “Толковом словаре русского языка” С.И. Ожегова сказано, что сирень – крупный садовый кустарник с белыми, розовыми, лиловыми душистыми соцветиями. На самом деле в настоящее время существует много сортов сирени с цветами самой разной расцветки. Но какого бы цвета не были цветы, сирень всегда прекрасна. Слайд 3-7. Приложение 1
- Вам нравится это растение?
- Давайте внимательно рассмотрим цветки сирени. Какие они – маленькие или большие? Слайд 8. Приложение 1
Вот один цветок – он очень маленький, по форме немного похож на колокольчик, у него четыре лепестка. Но иногда в этих цветочках встречается и по пять лепестков.
У нас с друзьями в детстве была игра: мы искали среди цветков сирени те, у которых было пять лепестков. Считалось, что найти такой цветок – к удаче. Его нужно было съесть, загадав при этом желание. Мы верили, что такое желание непременно сбудется.
- И все эти маленькие цветочки собраны в большие, красивые соцветия – кисти.
- Ребята, скажите, а какие растения имеют кисти? (Черемуха, виноград, смородина, рябина)
- Правильно, у них отдельные ягодки собраны в одну гроздь. Слайд 9-12. Приложение 1
- И еще у сирени есть одна замечательная особенность.
А какая, нам расскажет…
Сидит под сиренью Сима,
Сидит и сидит весь день,
Ведь есть у сирени сила,
Той силой сильна сирень.
- Ребята, как вы думаете, что это за сила? (Ответы детей)
- Это чудесный аромат.
- Послушайте музыкальное произведение С. Рахманинова “Сирень” на слова Ек. Бекетовой.
- О какой сирени здесь поется? (О душистых кистях, зеленых ветвях,..)
III. Рассматривание картин, определение их жанра.
- Многие художники рисовали сирень на своих картинах.
Сегодня я хочу познакомить вас с репродукциями картин Михаила Врубеля “Сирень” и Петра Петровича Кончаловского “Сирень”. Слайд 13-14. Приложение 1
- Посмотрите, как красиво художники изобразили сирень.
- Называются картины одинаково – “Сирень”.
Но все, же они очень разные.
- Подумайте и скажите, чем они отличаются?
- Внимательно рассмотрите картину Врубеля.
- Что здесь изображено?
- Правильно, здесь изображен куст цветущей сирени, рядом с ней стоит девушка, наверное, она о чем-то мечтает, вдыхая аромат сирени, или загадывает желания, отыскав цветок с пятью лепестками.
- Ребята, а к какому жанру принадлежит эта картина?
- Правильно, это пейзаж.
- И, наверное, к этой картине подойдет наш эпиграф:
“…И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень”.
- Какую сирень изобразил Петр Кончаловский? (Срезанную, стоящую в вазе)
- Невольно хочется потрогать руками эти роскошные, свежие, как будто только что срезанные грозди сирени.
“В этом букете все цветет, живет и радуется”, - писал сам Петр Петрович Кончаловский.
- Обратите внимание, отдельных цветов как будто и не видно. Кисти сирени изображены цветовыми пятнами, которые имеют разные оттенки сиреневого цвета. Наверное, если бы художник тщательно вырисовывал каждый цветочек сирени, картина не получилась бы такой выразительной.
- Сорванные цветы долго жить не могут – они увянут, а нарисованные художником будут жить вечно, и доставлять радость людям в любое время года. Они будут дарить радостные воспоминания.
IV. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась.
Два - изящно потянулась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
V. Объяснение приемов работы. Определение последовательности работы.
Сегодня мы с вами будем рисовать натюрморт. Рисование натюрморта начинается с составления композиции – у нас она уже есть – это сирень в вазе.
- На каком фоне сирень будет смотреться выразительно? (На светлом, на голубом)
- Что будем рисовать сначала? (Вазу)
- Посмотрите внимательно на форму вазы. Ее украшают грецкие орехи и, поэтому, она выпуклая.
- Скажите, а что будет центральной частью вашего рисунка? (Цветы). Кисти сирени мы будем изображать цветовыми пятнами при помощи мятой бумаги.
- Какой формы кисти сирени? (Треугольной)
- Какой оттенок сиреневого цвета наносим сначала? (Более темный)
- Следующий этап – наносим краску более светлого оттенка.
- В завершении работы рисуем детали – кистью. Это листья, которые овальной формы, наподобие сердечка.
- Какого цвета листья? (Темно-зеленого)
- Прорисовываем тонкие веточки – стебельки, которые зеленого цвета и очень прочно держат грозди сирени.
VI. Самостоятельная работа.
- Во время работы включается тихая музыка.
- Индивидуальная помощь учащимся.
VII. Подведение итога урока. Выставка работ.
- Ребята, какая работа вам понравилась больше всех?
- А что вас в ней привлекло? (Выслушиваются мнения детей)
А я хочу закончить наш урок такими словами: Слайд 15. Приложение 1
Живет повсюду красота,
Живет не где-нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.