Интегрированный урок изобразительное искусство + литература + музыка на тему "Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий"

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Цель урока.

Образовательная.

  • Отследить выразительные свойства линии, виды и характер линии.
  • Показать условность и образность линейного изображения, роль ритма в создании художественного образа.
  • Сформировать навыки передачи настроения в рисунке с помощью цвета и линий.

Развивающая.

  • Развить эмоциональное восприятие природы через характер линий, показать разнообразие линий в природе.
  • Развивать исследовательские навыки учащихся, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательная.

  • Воспитать у учащихся умение видеть красоту природы, любовь к родной природе.

Оснащение урока.

  • Линейные рисунки А.Матисса, В.Серова, Н.Кузьмина и др.
  • Музыкальный ряд: Чайковский “Времена года”, “Сентиментальный вальс”, Шопен “Ноктюрны”.
  • Литературные произведения: А.Пушкин, С.Есенин, А.Фет, Р.Ролждественский.
  • Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  • Компьютерные слайды природы. Осень.

Материалы: гуашь или акварель, пастель, цветные карандаши, тонированная бумага.

Тип урока: Интегрированный урок (изобразительное искусство, литература, музыка). Урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент.

Организация рабочего места и проверка готовности детей к уроку. (2 мин.)

II. Этап актуализации знаний и мотивации учащихся.

Постановка цели и задач занятия.

Привлечение внимания к красоте родной природы. Выявление ритмов музыки и стихотворений.

О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов, рассказов, слушая музыку, всматриваясь в живописные произведения.

- Послушайте отрывки из музыкальных и стихотворных произведений, прислушайтесь к их ритмам.

Звучит отрывок из произведения Чайковского “Времена года”

А.С.Пушкин очень любил осеннюю пору. Он писал:

… Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

- Сравните, как перекликаются между собой ритмы музыки и стихотворения. (Звуки переливаются, текут быстрее или медленнее, стихи созвучны музыке)

Показ слайдов.

- Вспомните, что такое ритм, его значение в изобразительном искусстве.

- Какие еще средства художественной выразительности вы знаете (ритм пятен, цвета).

- Представьте, что вы находитесь в осеннем лесу.

- Давайте почитаем любимые стихи об осенней поре.

- Что мы видим, что слышим, что представляем в лесу?

III. Этап формирования знаний и умений учащихся.

1. Рассказ учителя о ритме линий и цвета.

Каждый по-своему представляет себе то или иное явление природы. Вот и осень, в зависимости от настроения и погожих дней, всем кажется разной. В солнечные осенние дни “бабьего лета” человек часто думает о природе, с грустью вспоминая уходящее лето, одновременно, радуется последним теплым денечкам. В дождливые дни печалится в ожидании скорой зимы.

Дождевые капли, течение речки - быстрое или плавное движение воды, движение на ветру травы или веток деревьев передается ритмом линий: длинных или коротких, создавая тревожное или радостное настроение, пасмурную или солнечную погоду. Согласование ритма линий и цвета создает настроение. Ритмы могут быть быстрыми и плавными, спокойными и тревожными.

Звучит “Сентиментальный вальс” Чайковского. Под музыку учитель демонстрирует свои зарисовки по теме урока.

2. Практическая работа (подготовительный этап).

Подготовьте подмалевку осеннего неба и земли, используя акварель или гуашь. Сделайте изображение колышущейся на ветру травы, льющегося дождя, протекающей речки.

Педагог делит класс на две части: одна часть рисует осень пасмурную, дождливую, а друга часть - солнечную и сухую, в зависимости от приготовленных подмалевок.

Задание. Сравните ритмичное расположение линий на листе. (Плавные линии – дуновение ветерка, движение воды, прерывистые линии – ураган, стихия, тревожное настроение).

3. Исследовательское задание. Выявление художественных средств в поэзии и изобразительном искусстве.

Вы знаете, что у человека бывает злой и добрый характер, нежный и жесткий. Слушая стихотворение Роберта Рождественского (под чтение стихотворения идет показ слайдов с фотографиями различных деревьев и произведения художников), определите:

  • имеют ли свой характер разные деревья
  • какими художественными средствами изображает это поэт.

В земном пути, меняющем кочевья,
Жилища, встречи, лица и края,
Беседу с вами я веду, деревья.
Ни в чём не изменившие друзья.
И как мне было с вами не сродниться,
Приветившими Родину мою,
Когда живые образы и лица
Я в ваших очертаньях узнаю!
Вот старый дуб – листва из звонкой меди.
Могучий стан в извилинах коры.
Он весь гудит, рокочет о победе,
Как некогда на струнах гусляры.
Вот сосны, прямоствольны и упруги,
Колючие – ветрам не разорвать,
Стоят в своей чешуйчатой кольчуге,
Спокойные, как Игорева рать.
И ёлки неподвижны и суровы,
Роняя низко рукава ветвей,
Ждут, пригорюнясь, матери и вдовы,
Молчальницы в платочках до бровей.
А рядом боязливая осина,
И вовсе простодушная ольха
Глядит поверх кустов, как из-за тына,
На тропку, что тениста и глуха.
Но всех милей мне девушка берёза,
Пришедшая из сказок и былин,
Снегурочка, любимица мороза,
Алёнушка пригорков и равнин.
Ей любы наши зори, сенокосы,
Ромашки в росах, звонкие стрижи,
Зелёные она качает косы
Над волнами бегущей с ветром ржи.

- А как вы считаете, бывает ли характер у веток? Рассмотрите ветки, сравните. (Ветки дуба – толстые, корявые, березы – тонкие, гибкие, нежные, боярышника – колючие, жесткие, ивы – гибкие, плавные, длинные и т.д.)

4. Иллюстрированное объяснение учителя: характер линий.

Итак, вы знаете, что деревья бывают могучими и сильными, а бывают нежными и ласковыми. У деревьев тоже может быть характер. Деревья, в зависимости от породы, климата и места, где они растут, бывают разными. Наблюдая за этим Рисуя деревья, художники используют свои специфические средства - разные линии, штрихи – тонкие и толстые, извилистые и прямые (учитель рисует на доске мелом деревья различных пород, применяя при этом разные линии, можно комментировать рисунок стихами и музыкой).

IV. Этап закрепления знаний и умений учащихся.

1. Закрепление навыков учащихся видеть созвучие музыки, стихов и изображения.

- Слушая музыку и стихи, вообразите картины описываемой природы. - Какими художественными средствами композиторы показывают характер деревьев в осеннем лесу.

- Покажите созвучие музыки, стихов и картин природы.

Звучит один из ноктюрнов Шопена

В.Орлов:

Доброе дерево, старые ветви!
В листьях запутались шумные ветры.
Сколько птенцов под густою листвою
Ты укрывало от стужи и зноя!..

Звучит один из ноктюрнов Шопена.

Ф.Тютчев:

Что ты клонишь над водами
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..

2. Продолжение выполнения практической работы.

Продолжаем работу на этих же рисунках. Используя приобретенные навыки и полученные знания о ритмах и характере линий, добавьте графическое изображение деревьев и кустов с использованием пастели и цветных карандашей.

V. Подведение итогов урока.

Рефлексия.

- Посмотрите, как вам удалось усилить линиями настроение!

- Что сказали ваши линии?

- Какие из работ больше понравились?

Мы с вами увидели красоту ритмов линий в природе, их выразительность. Я считаю, что цель урока достигнута. Мне удалось привлечь ваше внимание к красоте природы осенью. Любить и беречь эту красоту – вот наша задача!

У природы нет плохой погоды…
Всякая погода – благодать:
Снег ли, дождь…
Любое время года
Надо благодарно принимать!

Выставление оценок учащимся.

Домашнее задание.

Понаблюдать за состоянием природы в разное время суток.