Цель: расширить знания по теме: “Славяне - наши предки”.
Задачи:
обучающая: обобщить знания учащихся о доме славян-язычников, являющемся отражением их представлений о духовном и материальном мире;
развивающая: развить мотивацию к дальнейшему изучению славянской культуры;
воспитательная: вызвать у учащихся уважение к национальной духовной культуре русского народа.
Оформление:
1. Музыка Свитковского “Русь изначальная”.
2. На выставочном столе детские поделки: обереги, скульптуры идолов языческих богов, рисунки детей по теме урока.
3. Карта “Киевская Русь в 9–12 в.”.
Учитель истории приветствует присутствующих, называет тему урока, объявляет задание на урок.
Задание классу:
1. Рассказ какой группы был более интересным, увлекательным
2. Выскажите ваше мнение о жизни древних славян
Свои мысли можно записывать в таблицу (выдаётся каждому ученику).
Что интересного вы узнали? | Рассказ какой группы понравился | Мнение о жизни славян |
Учитель истории: “Вы, ребята, знакомились с жизнью наших предков-славян. А где они жили?”. (Учащиеся используют свои презентации при отчёте)
Отчёт первой группы.
Учащиеся показывают на карте месторасположение древних славян, прикалывают таблички с названием племен и объясняют почему они так названы (по “Повести временных лет”.
Отчёт второй группы. Имена наших предков.
До принятия христианства имя родившемуся ребёнку придумывали сами односельчане. Славяне имели разные имена. Кто был Заика, кто Умник, кто Любим, кто Миляй. Среди них были такие, как Сорока, Волк, Молчан и Кудряш. Единственного сына в семье называли Одинец, а родившегося весной-Весняком. Девочек именовали: Забава, Красава, Снежана. Чтобы предохранить ребёнка от злых чар, старались обмануть духов и специально давали имена с “хитринкой”, такие, как Неудача, Захворай.
Строительство дома.
А) Хорошо известно, что для древних славян деревья были не просто строительным материалом. Наши языческие пращуры видели в них таких же, как и они сами, детей Земли и неба, притом обладающих ничуть не меньшим правом на жизнь. Из дерева, согласно некоторым легендам. Были сотворены самые первые люди, - значит, деревья древнее и мудрее людей. Срубить дерево - всё равно что убить человека. Но ведь и избу надо строить! Как поступить?
Конечно, даже и речи не шло о том, чтобы поднять руку на дерево “священное”. Такими могли считаться целые рощи (их называли “заповедными”, то есть “запретными”). Как правило, с такими деревьями были связаны местные легенды. До нас дошли сказания о праведных стариках, на закате дней превращённых Богами в деревья. Мыслимо ли на них замахнуться топором? Не решился бы древний человек срубить дерево, выросшее на могиле. А в скрипучем дереве, согласно поверьям, плакали души замученных людей. Тот, кто лишит их пристанища, будет наказан: поплатиться здоровьем, а то и жизнью. В разных областях существовали и запреты на рубку некоторых пород. Это относится к таким деревьям как осина и ель. Они “выкачивают” из человека жизненную энергию. Не рубили дерево на перекрёстке лесных дорог. Дорога, уходящая в даль, по мнению предков, уводила в конечном итоге на тот свет.
Ещё много существует разных легенд о том, как выбирали наши предки материал для строительства дома. В отличие от большинства современных людей, древние славяне твёрдо знали: когда дерево рубят, оно плачет о боли. Стало быть, рассуждали наши предки, следует объяснить дереву, что ты не скуки ради замахнулся топором. Надо снять перед ним шапку, поклониться земным поклоном и рассказать о нужде, заставившей покуситься на его зелёную жизнь. А ещё - положить рядом с деревом угощение (например, кусочек хлеба с маслом), чтобы древесная душа выбежала из ствола полакомиться и не испытала лишних страданий.
Б) Место для дома не должно затапливаться паводком, должно быть солнечным, холодные ветры не должны задувать. Не годился участок, где далее проходила дорога, стояла баня или дом, сожжённый молнией. Приглядев место, хозяин приносил с четырёх разных полей по камешку (нёс под шапкой на голове, либо за пазухой) и раскладывал их по четырём углам, вставал в центре и просил благословения у предков. Через 3 дня приходил смотреть камни, и, если они оказывались не потревоженными, дом строился. “Добрым” считалось место, где спокойно уляжется корова. Гадали по хлебу. Сажая хлебы в печь, “назначали” один из них на будущий дом. Если этот хлеб выходил высоким и пышным, стало быть, Боги благословляли строительство. Если же он поднимался плохо и вовсе разваливался - затея грозила бедой.
В) Перед строительством дома, славяне приносили в жертву человека или животное. При обычном строительстве довольствовались животным. Археологи чаще находят черепа коней, быков. Так что “коньки” на крышах русских изб отнюдь не случайны и первоначально ставились вовсе не для красоты. В старину к задней части конька прикрепляли ещё и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух. Достаточно вспомнить “петушков” как украшение крыши. А также повсеместно распространённое убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха.
Отчёт третьей группы. В доме славян.
Вот полуземлянка или изба, наконец, выстроена. Следовало обязательно испытать “доброй” ли получилась изба, можно ли в ней вообще жить? Или завелось всё-таки какое-то зло. На 1-ю ночь в новом доме закрывали кота с кошкой.
На вторую - петуха с курицей.
На третью - поросёнка. На четвёртую - овцу. На 5-ю - корову. На 6-ю - лошадь.
И только на 7-ю ночь в дом решался войти и заночевать человек.
В доме - “красный угол” располагался в южной или юго-восточной части помещения. Восток и юг для наших предков символизировали солнечный восход, “красную” весну, полдень, “красное” лето, жизнь, тепло. Запад и север ассоциировались с “гибелью” солнца, смертью, холодом, мраком, лютой зимой, темными Богами. Понятно, всякий разумный человек стремился расположить и обустроить своё жилище таким образом, чтобы силам зла, смерти и холоду было как можно труднее проникнуть вовнутрь. И наоборот, чтобы двери были настежь распахнуты навстречу добру, жизни, свету.
Далее учащиеся смотрят видеосюжет о “красном угле” в доме славян.
Стол занимал важное место в мифологическом осмыслении внутреннего пространства избы. Категорически запрещалось бить по нему кулаком. Не давали и влезать на стол домашним животным и “глупым” младенцам, которые его, чего доброго еще осквернят.
Печь. Это второе место в доме по ритуальной значимости. Восточных славян зима не баловала, печь была необходима. Это были печи – каменки вроде тех, какие по сию пору можно встретить в деревенских банях. Нижняя часть складывалась из крупных камней, верхняя – из камней помельче. Камни связывали глиной и черепками битого горшка. Существовали и глиняные печи, в которых пекли хлеб. Печи ставили в дальнем углу от входа. Дым выходил высоко вверх так, что можно было свободно дышать. Также подвешивали кверху продукты (коптили), сушили сети и верхнюю одежду. Дрова готовили зимой - жарче горят и в поленнице не преют. Выдерживали один год, чтобы они хорошо высохли. Самые лучшие дрова - березовые, дубовые и ольховые. Плохие – осиновые.
С огнем славяне связывали и возникновение людей. По некоторым сказаниям Боги – язычники сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми возгорелся Огонь - самое первое пламя любви. Огонь защищал дом от всего плохого.
Учитель истории далее ведёт рассказ:
“Наши предки не умели объяснить явления природы. Они не понимали, отчего гремит гром, отчего туча застилает небо, отчего из неё идёт дождь; они только замечали, что некоторые явления природы были благоприятны для человека, другие_- приносили вред. Вся природа, как им казалось, была населена духами добрыми и злыми, во многом напоминали людей. С ними следовало сохранять хорошие отношения, задабривать, уговаривать. Необходимо было знать разного рода молитвы, заговоры, заклятия- всё это знал старейшина. Он был не только распорядителем хозяйственной жизни своего рода, но и посредником между божествами и сородичами. Нашим предкам казалось, что и в природе всё устроено так же, как и у людей. Как в человеческом обществе, так и у леса, воды, поля есть свои старейшины, свои “деды”.
Отчёт четвёртой группы. “Низшие духи”.
Славяне верили, что в каждом доме живёт домовой, что он друг семьи, её покровитель. Обычно представляли его в образе маленького старичка, обросшего шерстью, с большими ушами. Думали, что домовой живёт за печкой, греется у огня. Считалось, что ему следует угождать. Ведь он помогает по хозяйству, смотрит за домом, огородом, бережёт и охраняет скот. Домового “кормили”, оставляя на ночь ужин. Ведь если его не накормить, то он рассердится. Тогда по ночам в доме не станет покоя, шум помешает отдыху, начнёт гибнуть скот. Если семья переселялась на новое место, то домового брали с собой. Считалось, что для этого следует сгрести из старого очага горячие угли и перенести на новое место, где и разжечь от них огонь.
По представлениям славян, свой хозяин был не только в доме, но и в лесу. Здесь жил леший: косматый, зелёный, с остроконечной головой, увенчанной рожками. Ноги его подобны козлиным, а на пальцах рук длинные когти. Чем не чёрт! Леший любит качаться на деревьях. Он свищет, ухает, хохочет, пугая людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все лесные обитатели. Да и сам он может обернуться любым зверем или птицей. Леший может сбить путника с дороги, завести его в болото. Он угоняет скот у пастуха, лишает охотника добычи. Но лешего, как и домового, можно задобрить: отдать ему овцу или корову, пообещать первую добычу на охоте, положить для него на пень хлеб, пирог. Осенью леший бушует в лесу, ломает деревья, гонит зверей. На зиму же прячется под землёй, где и ждёт наступления весны.
Хозяином рек, озёр, болот был водяной. Голова у него косматая, вся в тине, с выпуклыми зелёными глазами, лицо опухшее, живот толстый. Чтобы его умилостивить, топили славяне в реке, озере, болоте то овцу, то корову, то лошадь. Водяной. Как и леший, зимой спит, а к весне просыпается. Тогда ломается лёд на реке и её воды широко разливаются по лугам.
Домовой, леший, водяной - это не люди, а духи.
Далее проводится физминутка.
Учитель изо знакомит учеников с оберегами наших предков-славян. Оберег - предмет оберегающий, охраняющий от чего- либо (от порчи, дурного глаза, неудач и т.д.).
Виды оберегов: Подкова-символ счастья, изобилия и удачи
Маленький веник выметал из дома всякую нечисть
Кукурузный початок символизирует большую здоровую семью.
Далее дети вместе с учителем делают Птицу - солнце (является оберегом) для своего дома, класса и т.д. (Заготовки для работы готовятся заранее)
Отчёт пятой группы. Звериные божества.
В далёкую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что дикие животные — их прародители. Славяне считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого племени было своё священное животное, которому племя поклонялось. Несколько племён своим предком считали Волка и почитали его как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить вслух, поэтому вместо “волк” говорили “лютый”, а себя называли “лютичи”. Во время зимнего солнцестояния мужчины этих племён надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых духов. С принятием христианства отношение к языческим верованиям изменилось. Словом “волкодлак” (т.е. облачённый в длаку - волчью шкуру) стали называть злого оборотня. Позднее “волкодлак” превратилось в “вурдалак”.
Хозяином языческого леса был медведь — самый сильный зверь.
Он считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия- именно с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Вплоть до20 века многие крестьяне хранили в домах медвежью лапу как талисман-оберег, который должен защищать своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед.
Миф о медведе - хозяине леса и могущественном божестве сохранился в русских сказках. Истинное название этого зверя было столь священным, что не
произносилось вслух и поэтому не дошло до нас. Медведь – это прозвище зверя, означающее “Медоед”, в слове “берлога” сохранился корень – “бер”, т.е. “бурый”.
Отчёт шестой группы. Человекоподобные божества.
Учащимся предлагаются карточки.
Язычество – вера во многих богов, олицетворяющих силы природы или какие – либо занятия человека.
Перун – бог грозы и войны.
Сварог – небесный отец.
Велес – бог скота.
Лада – богиня любви.
Хорс – бог солнца.
Стрибог – бог ветра.
Макошь – покровительница женщин.
Морена – богиня смерти.
Сценка “Боги славян”.
Человек | Недавно весть прислали нам, Что надо верить всем богам. |
Человек | Зачем же всем? Вот мой сосед В кого - верит, в кого-то нет. А если честно говоря, То всех богов не знаю я. |
Человек | Эх, ты! Даже все сороки Знают, какие у славян есть Боги |
Перун | И о чём же наш народ Здесь беседушку ведёт? Приём как в сказке…Чудеса. |
Человек: (Машет) |
И откуда он взялся? Пошли оттуда наблюдать. И не будем всем мешать. (Уходят) |
Перун: | Я – Перун, И не трус и не врун, Я – Бог грома и грозы. Я – Бог мира и войны. А короче говоря Главный Бог на свете я. У меня есть лук и стрелы, И топор. Он так сиял… Но сегодня так несмело По пути всё растерял. У меня есть враг злодейший - Змей, из всех чертей сильнейший. С ним воюю много лет, А войне конца всё нет. Ой, заболтался с вами я, А у меня ведь есть друзья. Вот Ярило к нам пришёл Ну и Мать – Сыра – Земля. (Уходит) |
Ярило | Ой, ну здравствуйте, народ! Кто и как у вас живёт? Всем ли весело сейчас? Кому радостно из нас? Я – Ярило – Бог весны, Бог веселья, красоты. Одарю вас всех цветами И природными дарами! Ну а вот моя жена- Матушка - Сыра-Земля. |
Матушка | Всё! Пойдём, пойдём, пойдём, А то на пир не попадём! Мы прощаемся со всеми И желаем всем веселья. (Уходят) |
Даждьбог | Кажется у вас темно? Станет сразу же светло, Потому, что я - Жаждьбог - Света солнечного Бог. Я даю тепло и лето, Много, много, много света. Я Бог щедрый, добродушный И весёлый и не скучный. А вот и Бог Солнца - это Хорс. |
Хорс | Моё имя значит “круг” Или “солнце”, в общем друг. В честь меня ведь хороводы Водят люди на природе. В честь меня пекут блины, Что как круг отражены. А ещё я тебе расскажу…. (Уходят) |
Появляются ЛАДА, ЛЕЛЯ | |
Лада | Я - Лада, Богиня цветущего сада. Богиня изобилия, брака Ну и другого. Однако У меня есть дочь, И она рассказать о себе не прочь. |
Леля: | Богиней Лелею меня Называет вся страна. Я Богиня есть весны, Первой зелени красы. В честь меня справлял народ Весенний праздник у ворот! |
Макоша: | А я Макоша, Богиня земли, Урожая, женской судьбы. Из меня пряха чудесная И хозяюшка в доме прелестная. (Уходит) |
Велес: | Я – Велес. Я силён, как в Риме Зевс. Бог торговли и зверей. Бог бесчисленных полей. Символ мой – зерно, Связанное в узел. Но Защитить могу зверей И, конечно же людей. |
Отчёт седьмой группы. Языческие праздники: Масленица.
Учитель истории.
К языческим праздникам относится Масленица.
В конце февраля - начале марта (за 50 дней до Пасхи) праздновали проводы зимы - Масленицу. Это торжество длилось целую неделю.
На Масленицу пекли блины, катали зажжённые колёса, жгли костры – всё это символизировало солнце, набирающее силу. На Масленицу молодожёны катались по селу в расписных санях, целовались на глазах у всех – их молодая и горячая любовь должна была наполнить жизненной силой всю природу. В последний день праздника устраивали проводы Масленицы - соломенной куклы в женском костюме, которую сначала величали, потом разрывали и разбрасывали по полям, чтобы урожай был богатым.
Представляем вашему вниманию сцену из обряда широкая Масленица!
Далее идёт сцена, которую подготовили учащиеся под руководством педагога музыкальной школы.
Учитель истории.
Вот и подошло к концу наше путешествие в прошлое наших предков – славян.
Беседа по заданиям урока, подведение итогов.
Если урок проходит в дни Масленицы, то можно пригласить всех к столу, где будут представлены блины, мёд, различный чай и т.д.