Цель урока: Показать, что человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду, отрицательно воздействуя на природные процессы, что привело мир к экологическому кризису.
Обучающая: сформировать представление о воздействии человека на природу.
Развивающая: развить навыки работы с различными источниками знаний, развить умения работы в группах, учить учащихся публично высказывать свое мнение.
Воспитательная: воспитание гуманности и гуманизма, толерантности, а также ответственности каждого за причастность к мировым проблемам в контексте угроз современному обществу.
Тип урока
: интегрированный экологии и обществознания.Вид урока: Систематизация и обобщение знаний, формирование ключевых компетенций в предметах социогуманитарной направленности:
Учебные компетенции: Связывать воедино и использовать отдельные компоненты знания.
Социально-личностные компетентности:
- Находить связи между настоящими и прошлыми событиями.
- Вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение.
Исследовательские компетентности:
- находить и обрабатывать информацию;
- использовать альтернативные источники данных;
- представлять и обсуждать материалы разного вида и типа в аудиториях, работать с документами.
Коммуникативные компетентности:
- выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
- дискутировать и защищать свою точку зрения;
- выступать публично, вступать в дискуссию;
- читать карту, графики, диаграммы, таблицы данных;
- литературно выражать свои мысли.
Организаторская деятельность и сотрудничество:
- организовывать личную работу;
- принимать решения, нести ответственность;
- устанавливать и поддерживать контакты;
- справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры;
- сотрудничать в команде и находить рациональные пути решения проблем.
Термины урока:
- Экологический кризис.
- Экосистема.
- Модернизация.
- Экологическое равновесие.
- Здоровый образ жизни.
- Здоровье.
- Красная книга.
- Биосфера.
- Толерантность.
- Антропогенные факторы.
Материалы к уроку:
Оборудование:
Зрительный ряд:
- Книжная выставка по глобальным проблемам человечества.
- Журнал “Экология” и газеты “Экология”.
Плаката и высказывания.
“Люди гибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира”.
Надпись на пирамиде Хеопса
“Жить счастливо и жить согласно с природой одно и тоже”.
Сенека
“Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значимо для всех”.
И.В. Гете - немецкий поэт, ученый
“Природа побеждается только подчинением ей...”.
Ф. Бэкон - английский философ
“Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность”.
М.Ганди - индийский политический деятель
“Экономическое развития общества в отрыве от экологии ведет к превращению Земли в пустыню”.
РИО 92
“Необходим переход человеческого общества от экономической к эколого-экономической системе”.
М.Стронг
- Музыкальный слайд-фильм “Разговор с Богом”.
- Слайды презентации по глобальным проблемам.
- Презентация “Влияние человека на природу” (показывается под песню “Расскажите птицы” А.Пугачевой, автор слов и композитор И.Николаев).
Подготовительный этап урока:
- Определение темы для проведения интегрированного урока.
- Разработка программы и плана работы, подготовка тем для выступлений учащихся, необходимый наглядный материал, слайд-фильмы.
- Формирование и определение круга проблем для дискуссии. Проведение консультационных занятий учащихся с педагогами.
- Разработка правил выступлений и доведение их до сведения учащихся.
- Назначение выступающихся.
Ход урока
Организационный момент:
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель экологии: Здравствуйте, уважаемые гости, учителя, ребята. Сегодня у нас необычный урок: опираясь на знания, полученные на уроках биологии, обществознания, экологии рассмотрим глобальные проблемы человечества и найдем пути их решения. Показ слайдов “Влияние человека на природу”
Учитель истории: Много о себе возомнил человек с тех пор, как начал свое наступление на природу. Он даже назвал себя царем Природы. Провозгласил лозунг: “Нельзя ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача”
Постановка проблемы: Что же, руководствуясь этим лозунгом, натворил “царь Природы” на Земле?
Учитель экологии: Давайте попробуем узнать, что же он натворил и как исправить его ошибки. Тема нашего урока “Взаимоотношения человека с природой”. Вы работаете в группах, каждая группа получает свое индивидуальное задание- исследование, результаты, которых вы представите публично на ораторской трибуне. На вашу работу отводится 20 минут. Оценивание работ будет проводиться по рабочим листам группы - учителем, капитаном и самооценкой.
Работа групп по направлениям:
Лингвисты – найти и дать определения терминам, которые появились с связи с влиянием человека на природу и составить глоссарий на доске. Приложение №1
Историки – изучить информационный материал, обсудить и проанализировать полученную информацию, составить логическую цепочку по слайдам о влиянии человека на природу. Публично представить результаты работы в виде презентации. Приложение №2
Экологи – выявить влияние человека на природу на разных этапах развития человечества и экологические проблемы современности и наметить пути их решения. Приложение №3
Учитель экологии: Подведение итогов проведем афишированием работ групп, вспомнив требования к выступлению. (Показ слайда-требования к выступлению)
Итог урока:
Мы пришли к выводу, что человечество находится у роковой черты. Давайте вместе найдем пути выхода из экологического кризиса. Свои предложения выхода из экологического кризиса оформим записью на плодах яблока. Напишите на них свои предложения и повести их на дерево познания, при своих ответах используете термины глоссария группы лингвистов. Предполагаемые ответы: (Принятие законов, позволяющих защитить окружающую среду, Международное сотрудничество, ответственность каждого за причастность к экологии окружающего мира, модернизация производства, экологическое равновесие, экологическая культура)
Решение каждой группы озвучиваются учащимися.
Учитель истории: По сути речь идет о необходимости управления, но не природой, а взаимодействием общества и природы, взаимодействием человека с человеком.
По словам Н.Ф. Реймерса “управлять люди будут на природой, а прежде всего собой”. Необходимо создать общество, характеризуемое совокупностью системы знаний и умений, рациональной природопользовательской деятельностью, а также уважительным, гуманистическим отношением ко всему земному, к человеку и к окружающей среде.
Завершение урока – просмотр музыкального слайда “Интервью с Богом”
Рефлексия и озвучивание оценок по работе групп. Задание на дом.
Приложение №1. Рабочий лист группы лингвистов.
Найдите в справочной литературе, учебниках определения терминам, которые появились в связи с влиянием человека на природу и составить глоссарий на доске.
Термины | Ф.И. уч-ся, которые работали | Самооценка | Оценка капитана | Оценка учителя. |
Толерантность | ||||
Антропогенные факторы | ||||
Биосфера | ||||
Красная книга | ||||
Здоровый образ жизни | ||||
Здоровье | ||||
Экологическое равновесие | ||||
Экологический кризис | ||||
Экосистема | ||||
Модернизация |
Приложение №2. Рабочий лист группы историков.
Изучите информационный материал о влиянии человека на природу по приготовленным слайдам, обсудите и проанализируйте полученную информацию. Составьте логическую цепочку слайдов, обратив внимание на основные открытия в области науки, техники, цивилизации. Публично представьте результаты работы в виде презентации. Дайте к ней краткое пояснение.
Приложение №3. Рабочий лист группы экологов.
Работая с текстом учебников и дополнительной литературой, выявите влияние человека на природу на разных этапах развития человечества и экологические проблемы современности. Наметить пути их решения.
Периоды | Характеристика влияние человека на природу. |
Ф.И.учащихся, которые работали по вопросам |
Cамооценка | Оценка капитана | Оценка учителя |
Античность | |||||
Средние века | |||||
Настоящее время |
Ответьте на вопросы
1. Перечислите основные экологические проблемы современности?
2. Каковы основные пути решения экологических проблем?