Самое драгоценное у человека – здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны.
Здоровье, нельзя купить ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый, если выберет раз и навсегда здоровый образ жизни – одно из основных условий укрепления физического, психического, духовного и социального здоровья.
В наше время чрезвычайно актуальны такие проблемы, как рост числа семей и детей, находящихся в социально опасном положении: социальное сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания, алкоголизм, ухудшение здоровья среди детей и подростков.
Школе приходится иметь дело с различными нарушениями в поведении учащихся, которые требуют решения преимущественно воспитательно-педагогическими мерами. Профилактика вредных привычек у школьников представляет непростую задачу, так как среди современной молодежи падает фактор субъективной цены собственного здоровья, претерпели существенные изменения жизненные ценности и ориентиры.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как физическую, социальную, психологическую гармонию человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и с самим собой. Высокий уровень здоровья является основополагающим в жизни каждого человека и во многом обусловливает возможность освоения всех общечеловеческих ценностей, без которых сам процесс становления личности малоэффективен.
Здоровье обучающихся рассматривается как элемент единой системы во взаимосвязи с учебной деятельностью, воспитанием и развитием ребенка. Чтобы влиять на процессы воспитания и развития, необходимо знать исходные данные организма растущего человека, окружающую среду, дефекты развития личности и их закономерности.
Анализ итогов медицинского осмотра учащихся за три года (2002-2005) показал, что физическое здоровье детей ухудшилось. Процентное соотношение детей III и IV групп здоровья увеличивается. Если в 2002-2005 учебном году IV группа составляла 0,3 %, то в 2004-2005 – 0,4 %, а III группа в 2003-2004 году составляла 19 %, то в 2004-2005 – 18,2 %.
Анализ процентного соотношения учащихся, составляющих физкультурные группы, показал, что количество учащихся, входящих в состав специальной группы и освобожденных от занятий по физической культуре по состоянию здоровья увеличилось на 0,4 %, количество учащихся, входящих в подготовительную группу в 2002-2003 учебном году составляло 6,9 %, а в 2004-2005 – 12,3 %. Сокращение состава учащихся, входящих в основную физкультурную группу: в 2002-2003 учебном году это составляло 91,7 %, а в 2004–2005 - 86,5 %. Увеличилось число хронических заболеваний.
При анализе результатов медицинского осмотра юношей допризывного возраста за 2004 и 2005 года выявлено, что увеличилось число юношей, имеющих дефицит массы тела. В 2005 году он составил 23,3 %, что на 14 % больше, чем в 2004 году.
Для решения этих проблем в школе была разработана подпрограмма “Ключи здоровья” комплексной программы развития школы, основополагающими идеями которой являются:
- создание комфортной образовательной среды для учащихся;
- просветительская работа посредством системы консультирования родителей;
- развитие детского движения;
- организация кружковой работы.
Масштаб проблем, связанных с охраной здоровья, диктует необходимость концентрации и координации усилий по их решению всех субъектов образовательной среды. В этих целях в школе создана и действует служба психолого-педагогического, медико-социального сопровождения учащихся. Служба психолого-педагогического медико-социального сопровождения учащихся выполняет функции научно-организационного управления состоянием здоровья обучающихся.
Вся работа по реализации программы ведется по пяти направлениям (пяти ключам) это:
1 ключ. “Истоки здоровья” - мониторинг состояний учащихся.
2 ключ. “Мы вместе” - расширение сети социального партнерства. В рамках данного направления проводится работа с различными организациями города, создание клуба “Здоровье и профессия”.
3 ключ. “Солнце вокруг” - формирование архитектоники школьной среды были организованы следующие мероприятия “Уютный дворик”, “Посади дерево”, “Литературная гостиная”, зона отдыха для учащихся начальной школы, акция “Чистые руки”. Творческая группа учителей–предметников “Школа успеха” работает над созданием “Ресурсной комнаты”.
4 ключ. “СемьЯ” - формирование культуры общения, через организацию клуба общения “Дерево жизни” - составить родословное дерево жизни семьи и класса, проведение конкурсов “Это мы”, “Спортивная семья”, “Секреты бабушкиного сундука”
5 ключ. “Путешествие в страну витаминию” - формирование культуры питания.
Проведение круглого стола “Мой дневной рацион”, приглашение медицинских работников для проведение конференций, семинаров. Разработка проекта “Что я ем”.
Анализ результатов первого этапа реализации программы “Ключи здоровья” показал общее улучшение психологического климата в классных коллективах. Увеличилось, число учащихся, входящих в группу “Предпочитаемые” на 18,3 %. Соответственно уменьшился процент учащихся, предпочитающих узкий круг общения и учащихся, требующих повышенного внимания со стороны взрослых на 4,7 %.
Учащиеся стали более уверенными в себе. По результатам диагностики возрастную норму составляет 65,1 % от общего количества учащихся, а повышенную и высокую школьную тревожность составляют 34,8 %. И все-таки процент школьной тревожности оказался высок.
Анализируя результаты медицинского осмотра, можно сказать, что основные показатели здоровья стабильны. Процент количества учащихся с хроническими заболеваниями не увеличивается.
В декабре месяце состоялся городской семинар “Реализация программы “Ключи здоровья”, на котором были подведены итоги первого этапа. Учителя школы, специалисты службы сопровождения вели разговор, о том, что еще необходимо сделать, для того чтобы запланированное в программе было реализовано в полной мере.