Цели:
- закреплять навыки учащихся, полученные при работе с бумагой;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, любовь к своему краю;
- формировать эмоционально-оценочное отношение в обсуждении творческих работ учащихся.
Оборудование:
- образец готового изделия;
- цветная бумага и картон;
- коробка из-под конфет; самоклеющаяся клеёнка;
- шаблоны и трафареты животных;
- клей ПВА, кисточка для клея, ножницы.
ХОД УРОКА
1 этап: Организация начала урока
– Урок труда. Человек начинает трудиться с
малых лет и трудится всю свою жизнь. Какие
пословицы о труде вы знаете?
– «Без труда ничего не даётся»,– гласит народная
мудрость.
– Какое у вас настроение в начале урока? (Я
думаю, что в конце урока, когда вы увидите
результат своего труда, настроение изменится.
Желаю всем успеха.)
2 этап: Сообщение темы и цели урока
– Тему урока попробуйте определить сами. Среди данных букв найдите слово.
КНАЯЧСТПРВХ
ЦИНДРИЪЫЬЯЮ
АППЛИКАЦИЯЩ
ЦУХЧВЮППВОЖ
ДРЫЖЗЕНЫИБЬЮ
– Сегодня на уроке вы в своих группах
изготовите аппликацию.
Ваша задача – быть внимательными, аккуратно
выполнять работу, помогать друг другу в своей
группе.
3 этап: Актуализация знаний
– Чему будет посвящена аппликация, вы узнаете, если правильно ответите на вопросы и соберёте разрезанную картинку.
1. Аппликация – это… | 2. Виды аппликаций по содержанию | 3. Виды аппликаций по цвету… |
4. Аппликации по виду выполнения бывают… | 5. Способы присоединения деталей | 6. Технология изготовления аппликации… |
1.Аппликация – способ оформления изделий путём
изготовления рисунков из кусочков плоских
материалов.
Знаете ли вы, что слово «аппликация» происходит
от латинского «application», что означает –
прикладывание
2. По содержанию:
- предметная (отдельное изображение)
- сюжетная (определённое событие)
- декоративная (включает орнаменты, узоры)
3. Какие виды аппликаций бывают по цвету? (Монохромные
– одноцветные и полихромные – многоцветные)
4. Какие аппликации бывают по виду выполнения? (Плоские
и объёмные)
5. Назовите способы присоединения деталей
аппликации. (При помощи клея – приклеены,
пришиты, присоединены с помощью термической
обработки)
6. Вспомните технологию изготовления аппликации:
- Наложить кальку на рисунок и мягким карандашом перенести контуры деталей аппликации на кальку
- Разметить детали на листах бумаги выбранных цветов
- Вырезать детали аппликации
- Собрать картинку на заготовке картона
- Приклеить детали
- Высушить под прессом
– Мы собрали картину правильно.
– Какие ассоциации возникают у вас, когда вы
смотрите на неё? (природа нашего края…)
4 этап: Анализ конструкции образца и технологии изготовления.
– Посмотрите на образец изделия (показ образца под мелодию «Одинокий пастух»).
Согрелись косматые ели
И с плеч своих сбросили снег.
Упрямо трезвонят капели
О гостье желанной – Весне.
Грохочут ручьи, будорожа
Зимы уходящей покой.
Всегда молчаливый овражек
Сегодня стал шумной рекой.
И дышится легче осинам,
И пахнет смолою сосна,
И в небе высоком и синем
Повесила солнце Весна.
– Эти строки из стихотворения Мурманского
поэта В. Матеева «Апрель в Заполярье».
– Посмотрите на образец.
– Давайте проанализируем изделие.
– Что скажите?
– Из какого материала выполнена аппликация?
– Что интересного заметили в изделии? (Деревья
с симметричным строением)
– Как показаны ручьи? (Вверху узкие, в том месте
откуда берут начало, внизу – широкие).
– Какие по размеру деревья? (Вдали – меньшего,
вблизи – большего размера).
– Чем скреплены детали? (Клеем)
– Чем можно дополнить картину?
– Каких зверей и птиц можно встретить в нашем
крае весной?
– Какие виды работ с бумагой можно применить?
(Оригами – в переводе с японского
языка означает «сложенная бумага».
Мозаика – необходимо нарвать или
нарезать кусочки бумаги нужного цвета и
приклеить их на основу.
Витая спираль – нарезать полоски
шириной 0,5 – 1 см, произвольной длины. Каждую
полоску из бумаги накрутить на карандаш или
стержень ручки плавно друг к другу, аккуратно
вынуть карандаш из спирали.
Детали в осевой симметрии размечают на
материале, сложив его вдвое. Центральную осевую
линию совмещают с линией сгиба материала и
обводят контур. Затем по линии контура вырезают
деталь одновременно из двух слоёв материала.)
Составим план нашей работы. Поставьте карточки с пунктами плана в правильном порядке (карточки стоят не по порядку):
- Подобрать бумагу по цветной гамме
- На изнаночной стороне бумаги разместить по шаблонам детали аппликации.
- Вырезать детали аппликации
- Собрать детали аппликации заготовки из картона
- Детали смазать клеем и приклеить на свои места
- Изделие положить под пресс.
– Ещё раз прочитайте, пожалуйста, план работы.
5 этап: Организация рабочего места
– Какие правила по технике безопасности при работе с ножницами вы знаете?
- Не держи ножницы концами вверх
- Не оставляй ножницы в открытом виде
- Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами в сторону товарища
- При работе следи за пальцами правой руки
- Не работай ножницами с ослабленным креплением
6 этап: Практическая работа учащихся
– Ребята, подумайте какую работу с бумагой вы
хотите выполнять?
– Командиры, распределите, пожалуйста,
обязанности.
(Под звуки мелодии, командиры распределяют
работу, проводится самостоятельная работа детей,
время работы 30-35мин)
7 этап: Оценка деятельности
Каждый командир представляет коллективное творчество, даёт оценку работе и всей команде.
– Ребята, дайте оценку своей работе.
– Подумайте, кому вы хотите подарить своё
творчество, свою работу?
(Выставка работ учащихся, оцениваются
работы).
– Все поделки выполнены аккуратно. Получились
очень красивые картины.
– Ребята, любите свой родной край, охраняйте
природу нашего края.
8 этап: Итог урока
– Какую технологию мы сегодня вспомнили?
– Самостоятельно ответьте на вопросы теста.
(На партах – тесты для самостоятельной работы)
1. Укажите цифрами в прямоугольниках виды
бумаги в порядке уменьшения их
прочности: …
калька
…писчая
…обойная
2. Зачеркни лишнее: линейка, угольник, клей,
трафарет.
3. Отметь правильное утверждение: «При
разметке следует…»
– Материал размечать с изнаночной стороны
– Материал размечать с лицевой стороны
– Детали раскладывать на бумаге произвольно и
свободно
– Разметку деталей выполнять как можно ближе к
краю листа
– Детали класть плотно друг к другу
– Разметку деталей выполнять как можно ближе к
середине листа
– Какое у вас настроение в конце урока?
Уборка рабочего места.
– Чья команда быстрее и аккуратнее уберёт своё рабочее место?