Цель: Развивать интерес детей к национальным играм. Обобщить знания детей о культуре Северных народов. Закрепить навыки выполнения Якутских прыжков. Развивать умение применять полученные знания.
Оздоровительные задачи:
- Формировать у детей жизненно важные двигательные навыки у умения, способствующие укреплению здоровья;
- Развивать двигательную находчивость, умение координировать свои действия при совместном решении двигательных задач;
- Способствовать проявлению волевых качеств, сообразительности и умения двигаться в соответствии с правилами игры
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям коренных народов Севера;
- Воспитывать у детей культуру здоровья, формирование потребности в физическом совершенствовании и привычки к ведению здорового образа жизни;
- Формировать доброжелательные отношения между детьми в совместной деятельности, сознательное поведение и самоконтроль.
Образовательные задачи:
- Закреплять знания о правильном названии и выполнении Якутских прыжков куобах, кылыы, ыстанга, ассоциировать свои движения в прыжках с движениями животных или птиц;
- Прививать интерес к элементам национальных видов спорта с использованием их в свободное время;
- Расширять знания о природных условиях и обитателях Якутии
Предварительная работа: За несколько дней до праздника детям подготовительных групп сообщают, что на стадионе «Северный олень» состоится спортивный праздник.
На занятиях в группе детям читают якутские сказки, дети готовят пригласительные билеты для болельщиков и для Таёжника.
Оформление: Спортивный праздник проводится в спортивном зале. В центре зала укрепляют плакат с надписью «Стадион «Северный олень» ». На стене висят плакаты с названием команд, стоит макет юрты, оленя, женщины в национальной одежде.
Оборудование: снегоступы, нарты, верёвка, 12 гимнастических палок, игрушечное ружьё, мишень.
Ход праздника:
В день праздника у входа на веранду стоят контролеры — дети старшей группы. У них на рукавах повязки с надписью «Северный олень». Контролёры проверяют пригласительные билеты.
Ведущий: Как много в мире неизвестного, ребята!
Это не беда!
Как много в мире интересного
Новое мы можем узнать всегда!
Я приглашаю вас на увлекательную игру. Сегодня у нас веселое познавательное развлечение, где вы узнаете много интересного о вещах знакомых и незнакомых вам ранее.
Наш стадион «Северный олень» готов для проведения спортивной зимниады. Вы, дорогие зрители, станете свидетелями интересных соревнований между командами «Эйдех» (умные) и «Булугас» (находчивые). Сегодня эти команды будут отстаивать первенство в ловкости, силе, сноровке. Итак, соревнование начинается!
Входят команды под «Физкультурный марш» М. Раухвергера.
Дети идут красиво, подтянуто. Команды выстраиваются в две шеренги друг против друга.
Реют знамена над стадионом,
Радостно песни всюду звенят.
Ребята шагают стройной колонной,
Здесь сегодня спортивный парад!
Команды, равняйсь, смирно!
Капитанам команд — шаг вперед!
Приготовиться для приветствия.
По команде капитанов команды приветствуют друг друга.
Ведущий: Капитанам команд приготовиться к первому виду соревнований - физкультурной разминке.
Дружно солнцу улыбнись,
На разминку становись!
Первой начинает разминку команда «Эйдех» Готовы?
Команда: Готовы!
Капитан: Команда «Эйдех», смирно!
Мы зимой болеть не будем
Нас морозы не страшат
И, наверно, скажут люди:
- Это лучший детский сад!
Мы бросаем мяч друг другу
Ну, лови его скорей,
Позабавим всех в округе,
Чтобы было веселей!
Дети берут мячи, по показу капитана выполняют под музыку упражнения с мячами. Ведущий: Команда «Булугас», к разминке готовы?
Дети. Готовы!
Капитан: Команда «Булугас», смирно!
Пусть нам в форточку летят
Все снежинки белые
Не боимся мы мороза
Мы зарядку делаем!
Для занятий, как известно,
Обруч нам необходим.
И красиво, и полезно
Упражненья делать с ним.
Дети берут обручи и под музыку выполняют упражнения с ними. Слышен звон бубенцов. В зал на «оленях» въезжает Таёжник. Он получил приглашение на праздник.
Таёжник: Доробо, оболор! (Здравствуйте, дети) Вы живете на Севере нашей Родины, в красивом городе Нерюнгри. А вокруг вас живет много северных народов. Вы знаете, какие народы живут в Якутии?
Ответы детей: эвены, эвенки, якуты, русские, юкагиры, чукчи…
Я привез вам в подарок: много загадок, игр, в которые играют дети народов Севера. Хотите научиться этим играм?
Дети отвечают утвердительно.
Тогда начинаем подготовку!
Выходи на тренировку!
Игра «Веселое многоборье»Из каждой команды выбирается по 6 игроков. Таёжник объясняет условие:
1) ходить на снегоступах;
Есть такая загадка:
Олень от них убегает –
А они не отстают.
(Hарты)2) перепрыгнуть через трое нарт;
Стройный, быстрый
Рога ветвисты,
Пасется весь день
Кто же это?…
(Oлень таба)
3) метание аркана в цель
Ребята показывают свою сноровку, ловкость, точность движений.
Жюри подводит итоги многоборья.
Олень в Якутии очень ценится. Ведь он не только средство передвижения, из оленьего меха шьют теплую одежду, строят жилища, а ещё… оказывается, употребляют в пищу оленье молоко.
Ведущий: отгадийте загадку:
Добрый молодец
на себе метку имеет,
(Горностай кырынаас)
Не так-то просто поймать быстроногого горностая, для этого используется веревка с петлей на конце, называемая тынзян.
Эстафета «Поймай горностая»
Жюри подводит итоги
Ведущий: Пока наши участники соревновались, зрители, наверное, засиделись. Отгадайте загадку: Гуляет в Тундре, да не олень,
Летает на воле, да не птица
(Метель).
Выходите все на игру.
Игра называется «Метель»
Дети встают в круг и под музыку бегают, высоко поднимая колени, имитируя езду на оленях. По окончании музыки налетает Метель со словами “Выв, выв…” и “наметает” сугробы. Дети должны присесть и сгруппироваться, т.е. “спрятаться” в сугробе.
Метель:
Выв, выв, выв,
Дни пошлю короче.
Выв, выв, выв,
Удлиню я ночи.
Выв, выв, выв,
Небо тьмой укрою.
Выв, выв, выв,
Непогодь устрою.
Игра «Прыжки по кочкам»
Таёжник рассказывает легенду об отважном охотнике, который попал в болото и ему пришлось перепрыгивать с кочки на кочку, чтобы добраться до суши. Для этого он взял две ветку и помогал себе перепрыгивать дальше. Условия игры просты: перепрыгивать, отталкиваясь палками, пройти дистанцию 20 м, дойдя до черты, снять ружье (игрушечное) и попасть в мишень.
Участвуют в игре по 4 человека из каждой команды.
Лесовик знакомит детей со следующей игрой — «Охотники и куропатки»
На полу обозначается несколько кружков диаметром 1—1,5 м — гнезда куропаток. Выбираются 2 охотника и по 5 человек из каждой команды — куропатки. Под музыку куропатки летают, выполняют движения. На сигнал «Охотник» куропатки прячутся в свои гнезда. Охотник ловит ту куропатку, которая пошевелилась. Игра повторяется 2 раза. Побеждает та команда, где меньше пойманных куропаток.
После игры жюри подводит итог.
Ведущий: Лесовик-таёжник, а наши дети ещё знают несколько видов якутских прыжков.
Таёжник: Ой, как интересно! А давайте проверим! Есть такие прыжки под названием «куобах» в переводе на русский язык означает заяц, т.е. заячьи прыжки. Прошу по одному участнику из каждой команды.
Дети делают по 5 прыжков на двух ногах с места или с небольшого разбега, отталкиваясь одновременно обеими ногами.
Жюри подводит итоги, кто дальше прыгнул.
Таёжник: Есть ещё такие прыжки «кылыы» – т.е. скачки на одной ноге, очень похожи на танец журавля. Прошу ещё по одному участнику из каждой команды.
Дети выполняют 5 прыжков (безостановочно) с разбега на одной ноге
Жюри подводит итоги, кто дальше прыгнул.
Таёжник: А попеременные прыжки с ноги на ногу, напоминают бег лося, оленя и называются они «ыстанга». Попрошу по одному самому длинноногому участнику из каждой команды.
Дети выполняют 5 попеременных прыжков с ноги на ногу с разбега.
Жюри подводит итоги, кто дальше прыгнул.
Таёжник: Молодцы, ребята, очень хорошо прыгаете! А теперь отгадайте загадку:
В доме лишь одна стена,
Очень круглая она.
До того она кругла,
Ни единого угла. (Юрта)
Дети отгадывают ее, затем исполняют песню «Юрта» (сл. О. Аксеновой, муз. Л.Н.Тобиас)
Игра «Кто быстрее построит юрту»
Юрта. юрта.Круглый дом.
Печка жарко топится.
Побывайте в доме том!
Угостить торопится.
Гости явятся едва –
Ладушки, ладушки.
В печку прыгают дрова.
Круглые оладушки.
Выбирается по 6 человек от каждой команды. Вначале дети маршируют с гимнастическими палками под музыку первой части песни, под музыку второй части разбегаются и начинают строить чумы. С окончанием музыки каждая команда должна построить свой чум. Выигрывает та команда, которая быстрее и красивее построит чум.
Таёжник задает загадку: Кто по снегу, по траве
Носит лес на голове? (Олень)
Игра «Оседлай оленя»
Играют по 6 человек из команды. Сначала под музыку дети маршируют, затем бегут по кругу, и по сигналу каждый должен сесть на оленя.
Таёжник загадывает загадку: «На заре зарянской катится шар вертянский, никому его не обойти, не объехать». (Солнце.)
Он благодарит детей за ловкость, сноровку в играх и за их старание.
Дарит на память долганский бубен и приглашает в хоровод на танец «Осуохай». Таёжник становится в круг, поёт Якутскую песню «Хейро» («Солнце») и бьёт в бубен. Участники становятся в круг – левая нога и полшага впереди, тяжесть тела распределяется на обе ноги равномерно, руки в локтях согнуты. При этом левая рука ложится сверху на предплечье рядом стоящего партнера, а правая как бы захватывает снизу предплечье другого участника, пальцы рук переплетены. Движение начинается с левой ноги мягко, слегка подседая, обязательно по направлению солнечного вращения. Полусогнутыми руками выполняются короткие взмахи под такт своего шага. Таёжник, прощаясь, уходит. Жюри подводит итоги соревнований.
Ведущий: Ну, ребята, тренировку
Провели вы очень ловко.
Получайте-ка награды...
Поздравляем! Очень рады!
Члены жюри награждают ребят памятными медалями и набором настольных спортивных игр.
Дети: Чтоб расти и закаляться,
Будем спортом заниматься!Ведущий: Закаляйся, детвора!
В добрый час!
Все дети: Физкульт-ура!
Праздник заканчивается шествием под физкультурный марш.