Цель урока:
Закрепить умения и навыки в вычислении периметра многоугольника, познакомить с формулой вычисления периметра прямоугольника, научить пользоваться этой формулой. Оборудование: раздаточный материал (модели треугольника, квадрата, прямоугольника, плакаты с изображением старинных мер длины).
1. Постановка цели урока
Тема урока «Периметр прямоугольника». Наша задача повторить, что называется периметром, как вычисляется периметр многоугольника, вывести формулу вычисления периметра прямоугольника, научиться пользоваться формулой.
2. Математическая разминка. Вычислить:
1) 4% от 300;
2) 6% от 200:
3) 3/8 от 24;
4) 0,18:2*100;
5) 6,4*0,1 + 0,6*5
6) число 63000 уменьшить в 100 раз, число 77000 увеличить в 10 раз.
Объяснение учителя.
В каждом доме есть измерительные приборы: это сантиметровая лента, линейка, счетчики электрической энергии и другие. Измерение-это важнейшее дело в современной жизни. И, конечно, не могли обойтись без измерений древние строители пирамид, храмов и дворцов. Для измерения больших расстояний в Древнем Риме служила миля – 1000 двойных (и правой и левой ногой) шагов. На Руси были сажени. От пальцев ноги до кончиков пальцев поднятой вверх руки. Маховая сажень- расстояние между кончиками пальцев разведенных в сторону рук. Для измерения малых длин существовала ладонь. Еще меньшей единицей был дюйм. В русский быт дюйм и фут ввел Петр-1. В 18 веке Петр 1 Указом ввел систему мер (таблица записана на доске).
Миля – семи верстам = 7 км 47 метрам.
Верста =500 саженей =1 км 7 м.
Сажень =3 аршинам семи футам и 2 метрам 13 см.
Аршин=16 вершкам =28 дюймам=71 см 2мм
Фут = 12 дюймов = 30 см. 5 мм.
Дюйм = 10 линиям = 2 см 5 мм.
Линия = 10 точкам = 2,5 мм (просмотр презентации Приложение 1).
Некоторые из этих единиц используются и сейчас. Например, в Англии: фут и дюйм; у нас в России дюйм. Вы знаете сказку Андерсена «Дюймовочка» и теперь можете объяснить, откуда девочка получила свое имя. Сегодня мы с вами повторим единицы длины, которые нам понадобятся при решении по теме урока (Рисунок 1)
3. Повторение.
1. Вспомним, что называется периметром многоугольника.
2. Выполним упражнения на вычисление периметра (работа по карточкам).
а)Ртреуг =19+16+24=59 (см.)
б)Р квадрата =15*4 = 60 см.
в) Р многоугольника = 8+11+10+15+17=61 см.
Как вычислить Р треугольника, что надо сделать сначала (измерить стороны) А затем? (сложить полученные числа)
Учитель : как называется треугольник, у которого все стороны равны?
Чему равен Р треугольника со сторонами по 25 см.? Как можно вычислить его периметр?
25+25+25=75 см.
25*3= 75 см.
Находим периметр квадрата двумя способами , длину квадрата выразим в миллиметрах. Записать на доске а=14 см. 5 мм.= 145 мм.
145+145+145+ 145=580 (мм)
145*4=580 (мм)
Переходим к вычислению периметра прямоугольника. Что вы знаете о сторонах прямоугольника (противоположные стороны равны)
Сколькими способами можно вычислить периметр прямоугольника?
- способ:40+40+25+25=130 см.
- способ: 40*2+25*2= 130 см.
- способ (40 + 25)* 2 =130 см.
4. Самостоятельная работа.
Начертите прямоугольник, у которого длина 8 см., ширина на 2 см. короче. Вычислите периметр прямоугольника тремя способами.
Проверка: Учитель записывает на доске:
1) 8+8+6+6=28 см. а + а + в +в;
2) 8*2+6*2=28 см. 2*а+2*в;
3) (8+6)*2=28 см. (а + в)*2.
5. Новый материал
Запишем периметры для наших фигур:
Рравностор.треуг =3а, Рквадрата =4а
Периметр прямоугольника Р = (а+в)*2
6. Закрепление нового материала:
1) Заполните таблицу
а | 23 см | 35 см. | 7 см. | 12 см | 50 мм. |
в | 11 см | 70 мм | 5 дм. | 4 см. | 6 дм |
Р | ? | ? | ? | ? | ? |
2) Решение и оформление задачи:
Вычислите длину стороны квадрата, периметр которого равен 84 см
Ркв = 84 см. Р=4* а
а -? а=Р:4 = 84:4 = 21 (см.)
Ответ 21 см.
3) Решение практических задач
а) найти периметр класса (а = 6м.; в = 4 м., Р = (6 + 4)*2 = 20 м). Ответ 20 м.
б) Сколько штук штакетника необходимо для забора на дачном участке, если его длина а=45м., ширина в =25 м. и на каждый метр длины идет 10 штук.
а=45 м. Р = (а + в) *2 = ( 45+25)*2= 140 (м)
в = 25 м. N = 140 *10 = 1400 (штук)
n= 10 шт.
Ответ: 1400 штук.
N - ?
В заключение урока проведем самостоятельную работу по вариантам.
1 Вариант
- Длина прямоугольника 9 см., ширина 5 см. Найти периметр
- Длина прямоугольника 69 см., ширина в 3 раза короче. Найти периметр.
- Сторона треугольника 14 см., 3 дм, 20 см. Найти периметр.
- Найти сторону треугольника, у которого все они равны, а периметр равен 51 см.
2. Вариант
- Сторона квадрата16 см. Найти периметр.
- Периметр квадрата 64 см. Найти сторону квадрата.
- Ширина прямоугольника15 см, длина в 3 раза короче. Найти периметр.
- Периметр прямоугольника 44 см., длина его 3 дм. Найти ширину.
7. Итог урока. Повторить формулы периметров. Выставление оценок за урок.
8.Задание на дом параграф 2 п.6; № 207; 208; 209; №210.