Совместная коррекционно-развивающая программа педагога-психолога и учителя-логопеда "Развитие внимания у учащихся 1-х классов на основе лексических тем"

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия


Пояснительная записка.

Программа предназначена для реализации коррекционно-развивающего процесса, направленного на преодоление недостатков внимания у учащихся 1-х классов в условиях общеобразовательного учреждения.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при развитии достаточно высокого уровня внимания, который предполагает определенную степень сформированности таких его свойств, как объем внимания, устойчивость, концентрация, распределение и переключение.

Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в психическом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения.

Одним из важных условий успешности обучения ребенка в школе является достаточный уровень сформированности свойств внимания. Тем не менее проводимые совместные психолого-логопедические обследования детей выявляют большое количество первоклассников с недостатками развития внимания. По результатам долгосрочного наблюдения педагогов, психолога и логопеда наиболее часто несформированность свойств внимания проявляется на уроках чтения и письма. Поэтому и была создана совместная психолого-логопедическая программа по развитию внимания на основе единых лексических тем.

Цель программы – оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии внимания, препятствующие освоению общеобразовательной программы (в частности по чтению и письму).

Основными задачами психолога и логопеда при реализации данной программы являются:

  • Коррекция нарушений в развитии внимания первоклассников (на основе единых лексических тем).
  • Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.

Исполнители программы – педагог-психолог и учитель-логопед.

Адресат программы – учащиеся 1-х классов, имеющие недостатки в развитии внимания.

Ожидаемые результаты программы:

  • Развитие свойств внимания на материале лексических тем.
  • Коррекция письменной речи у учащихся с нарушениями письма, обусловленного недостаточной сформированностью внимания.

Тематическое планирование.

Рекомендуемое количество занятий – 40-50. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Лексическая тема рассчитана на неделю.

Раздел программы Примерное количество занятий
Логопедический блок Психологический блок
1 Речь Развитие объема внимания 1
2 Предложение 4-5
3 Слово Развитие устойчивости внимания 4-5
4 Слог 3-4
5 Звуки и буквы 1
6 Гласные звуки и буквы Развитие концентрации внимания 3-4
7 Согласные звуки и буквы 3-4
8 Согласные твердые и мягкие Развитие распределения внимания 5-7
9 Согласные звонкие и глухие 5-7
10 Звукобуквенный анализ и синтез слов Развитие переключения внимания 8-10

Примерные лексические темы.

  • Школа
  • Осень
  • Одежда, обувь, головные уборы
  • Мебель, электроприборы, посуда
  • Зима, зимние забавы
  • Транспорт
  • Профессии
  • Инструменты
  • Животные
  • Птицы
  • Насекомые
  • Рыбы
  • Деревья и кустарники
  • Цветы и травы
  • Грибы
  • Природные явления
  • Весна
  • Наш город
  • Россия
  • Лето, каникулы