Пояснительная записка.
Программа предназначена для реализации коррекционно-развивающего процесса, направленного на преодоление недостатков внимания у учащихся 1-х классов в условиях общеобразовательного учреждения.
Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при развитии достаточно высокого уровня внимания, который предполагает определенную степень сформированности таких его свойств, как объем внимания, устойчивость, концентрация, распределение и переключение.
Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в психическом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения.
Одним из важных условий успешности обучения ребенка в школе является достаточный уровень сформированности свойств внимания. Тем не менее проводимые совместные психолого-логопедические обследования детей выявляют большое количество первоклассников с недостатками развития внимания. По результатам долгосрочного наблюдения педагогов, психолога и логопеда наиболее часто несформированность свойств внимания проявляется на уроках чтения и письма. Поэтому и была создана совместная психолого-логопедическая программа по развитию внимания на основе единых лексических тем.
Цель программы – оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии внимания, препятствующие освоению общеобразовательной программы (в частности по чтению и письму).
Основными задачами психолога и логопеда при реализации данной программы являются:
- Коррекция нарушений в развитии внимания первоклассников (на основе единых лексических тем).
- Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
Исполнители программы – педагог-психолог и учитель-логопед.
Адресат программы – учащиеся 1-х классов, имеющие недостатки в развитии внимания.
Ожидаемые результаты программы:
- Развитие свойств внимания на материале лексических тем.
- Коррекция письменной речи у учащихся с нарушениями письма, обусловленного недостаточной сформированностью внимания.
Тематическое планирование.
Рекомендуемое количество занятий – 40-50. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Лексическая тема рассчитана на неделю.
№ | Раздел программы | Примерное количество занятий | |
Логопедический блок | Психологический блок | ||
1 | Речь | Развитие объема внимания | 1 |
2 | Предложение | 4-5 | |
3 | Слово | Развитие устойчивости внимания | 4-5 |
4 | Слог | 3-4 | |
5 | Звуки и буквы | 1 | |
6 | Гласные звуки и буквы | Развитие концентрации внимания | 3-4 |
7 | Согласные звуки и буквы | 3-4 | |
8 | Согласные твердые и мягкие | Развитие распределения внимания | 5-7 |
9 | Согласные звонкие и глухие | 5-7 | |
10 | Звукобуквенный анализ и синтез слов | Развитие переключения внимания | 8-10 |
Примерные лексические темы.
- Школа
- Осень
- Одежда, обувь, головные уборы
- Мебель, электроприборы, посуда
- Зима, зимние забавы
- Транспорт
- Профессии
- Инструменты
- Животные
- Птицы
- Насекомые
- Рыбы
- Деревья и кустарники
- Цветы и травы
- Грибы
- Природные явления
- Весна
- Наш город
- Россия
- Лето, каникулы