Концепция модернизации российского образования, Приоритетный национальный проект «Образование» и проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» предполагают разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества.
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. О неблагополучии здоровья подрастающего поколения стали говорить открыто, и на всех уровнях. Ухудшение здоровья школьников стало и серьезной педагогической проблемой, так как это осложняет процесс обучения, снижает качество знаний, замедляет психическое и физическое развитие детей, вызывает отклонения в их социальном поведении.
Именно поэтому педагоги нашей школы обратились к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
С 2005 года в школе реализовывался проект «Забота о здоровье учащихся – дело каждого педагога», который был защищен на районном фестивале педагогических проектов. Работали в рамках школьного эксперимента. В настоящее время экспериментальная работа приобретает большое значение в практической педагогике. Эксперименты позволяют выявить и своевременно устранить, скорректировать многие недостатки учебно-воспитательного процесса.
Цель проекта: создание комплекса мер психолого-медико-педагогической защиты, оздоровления и развития учащихся.
Задачи:
- создание мониторинга здоровья учащихся;
- формирование потребности у учащихся, родителей и педагогов в сохранении и укреплении здоровья;
- освоение и использование в работе педагогов здоровьесберегающих технологий;
- разработка комплекса мер по повышению защитных сил организма.
Для достижения поставленной цели решались следующие вопросы:
- теоретические (нормативная литература по здоровьесберегающим технологиям, по организации учебно-воспитательного процесса в школе с детьми, имеющими отклонения в здоровье, психолого-педагогические семинары);
- методические (внутриклассная дифференциация, использование оздоровительных методик, щадящий режим для детей-инвалидов и детей, имеющих хронические заболевания, выполнение санитарных норм и требований в учебной и воспитательной деятельности);
- организационные (повышение квалификации по вопросам укрепления здоровья учащихся, выращивание на пришкольном участке в достаточном количестве овощей для обеспечения полноценного питания учащихся, необходимая учебная литература по вопросам охраны здоровья детей, оздоровительные программы).
Педагогический коллектив обобщил накопленный опыт и представил его в общедоступной форме в виде программ, разработок уроков, методических материалов, сценариев и т.д.
В начале 2006 года в школе разработаны программы:
- для летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Остров здоровья»;
- программа курса «Уроки здоровья в начальной школе»;
- разработаны и утверждены на школьном методическом совете методические материалы к курсу «Уроки здоровья в начальной школе»;
Все эти материалы были представлены в 2006 году на районном конкурсе педагогических программ и проектов, а программа «Остров здоровья» была представлена на областном конкурсе программ для оздоровительных лагерей.
Педагоги школы стали активнее внедрять в работу разнообразные мероприятия и праздники: Уроки здоровья, Дни здоровья, спортивные мероприятия, конкурсы, соревнования. В проведении этих мероприятий все активнее стали участвовать родители школьников.
Учителями начальных классов в 2007 году разработаны сценарии для проведения Дня здоровья. Сценарий «День здоровья в сельской школе» опубликован в районном сборнике «Учимся быть здоровыми». Эти разработки были направлены для участия в областном заочном конкурсе методических разработок.
В 2008 году педагогами школы разработана новая программа для оздоровительного лагеря «Забота о здоровье начинается с детства», которая была представлена на районном фестивале педагогических проектов и отмечена Дипломом лауреата.
Разработана комплексно-целевая программа на 2009 -2011 гг. «Формирование здоровьесберегающей среды в школе».
Цель программы: создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию ценностей и навыков здорового образа жизни.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья находят отражение в работах обучающихся, представленных на районных и областных мероприятиях. 2008 год - 3 место в областном конкурсе сочинений обучающихся «Я выбираю спорт» (Шильке Андрей, ученик 10 класса), участие ученицы 3 класса Модиновой Александры с работой «Шоколад: за или против» в работе областной конференции НОУ «Поиск», участие учащихся в работе районной конференции НОУ «Радуга».
В 2009 году работы учащиеся 4 и 6 классов (Модинова А. «Школьный рюкзак», Бондаренко С. «Минеральная вода: кому польза, кому вред».) направлены на областную конференцию НОУ «Поиск». Учащимися 8 класса разработан проект по обновлению спортивно-игровой зоны возле школы «Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка». Проект защищен на районной конференции «Я гражданин России» и был реализован летом 2009 года.
В ходе работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с педагогическим коллективом проводились совещания по экспериментальной работе, занятия по составлению методических разработок и применению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, консультации со специалистами районной поликлиники. Приобретены методические и учебно-наглядные пособия по вопросам здоровья обучающихся. В школе складывается система работы в направлении сохранения и укрепления здоровья детей.
Опыт работы школы по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся был представлен в апреле 2008 года на III областной научно-практической конференции «Опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений как фактор развития региональной системы образования». В сентябре 2008 года школа участвовала во Всероссийском конкурсе «Школьный дизайн» в номинации «Рекреации», в котором описывался опыт озеленения школы (учебные кабинеты, рекреации, фойе школы).
В сентябре 2009 года программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей при школе направлена на конкурс методических разработок «Сто друзей».
Вопрос об организации учебно-воспитательного процесса, укреплении и сохранении здоровья школьников не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий и мероприятий, использование дифференцированного и индивидуального подходов в обучении создают условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей и разным уровнем здоровья. При этом не следует забывать, что здоровье ученика во многом зависит и от здоровья педагога, от его психологического состояния. Поэтому создание в коллективе благоприятного психологического микроклимата, а также формирование сознательного и грамотного отношения к своему здоровью у педагогов является одной из основных задач в организации образовательного процесса.