Тема: Насекомые. Муравей
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- Знать общее строение тела насекомых.
- Уметь использовать в речи слова отражающие тему урока.
- Знать отличия в строении тела мухи и муравья.
- Знать о значении насекомых в природе и жизни человека.
Коррекционно-развивающие:
- Уметь отвечать полными грамматически структурированными фразами.
- Уметь концентрировать внимание на выполнении заданий требующих активной работы слухового и зрительного анализаторов.
- Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
- Уметь выбирать из предложенных понятий те, которые относятся к изображаемому предмету
Воспитательные:
- Иметь представление о необходимости охраны полезных насекомых.
- Знать правила охраны полезных насекомых.
Оборудование:
Раздаточный материал: карточки с изображением муравья, карточки с изображением схемы “Животные”, клей.
Демонстрационный материал: мультимедиа – презентация. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Речевой материал: муравейник, муравей-древоточец.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
.Приветствие.
– Ребята посмотрите в окно и на картину (Приложение – Слайд 2).
– Скажите какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны.
– Назовите месяцы весны.
– Какой сейчас месяц весны?
– Какой урок?
II. Актуализация опорных знаний.
– Ребята, чтобы узнать над какой темой мы сегодня будем работать мы должны разгадать кроссворд. (Приложение – Слад 3)
Учитель читает загадки, дети отгадывают постепенно заполняя кроссворд.
Загадки
1. На лугу живёт скрипач, |
5.Летит пищит, ножки
длинные тащит, |
2.Шевелились у цветка все
четыре лепестка |
6.Голубой аэропланчик |
3.Я поменьше чем пчела |
7.Кто над нами вверх
ногами? |
4.Домовитая хозяйка
пролетает над лужайкой |
8.Без работы хоть убей |
– Итак, ребята прочитайте слово по вертикали. О ком мы сегодня будем говорить? (о насекомых)
– Верно, сегодня мы продолжим наш разговор о насекомых. О каком насекомом мы говорили на прошлом уроке? (о мухе)
– А сегодня поговорим о муравьях.
– Давайте запишем в тетрадь число и тему “Насекомые. Муравей.
III. Сообщение нового материала
– Ребята муравьи бывают разных видов: мураве садовый, муравей-древоточец, рыжий лесной муравей. (Приложение – Слайд 4).
– Они различаются по месту жительства, питанию и многому другому.
– Но у всех видов муравьёв есть и общие черты: строение тела. Ребята посмотрите на экран и на карточки с изображением муравья у вас на партах. (Приложение – Слайд 5).
– Вклейте карточки в тетрадь, и сейчас мы подпишем части тела муравья.
– Тело муравья делится на 3 части: голова, грудь, брюшко. От груди муравья отходят 3 пары ног, как и у мухи и у всех других насекомых. (Подписывают)
– В зависимости от вида муравьи живут разных в жилищах: (Приложение – Слайд 6)
- чёрный садовый муравей живёт не подалёку от человека, строит небольшие муравейники в садах или даже устраивает свои гнёзда в щелях асфальта;
- муравьи-древоточцы устраивают свои гнёзда внутри старых деревьев;
- а рыжий лесной муравей строит муравейники в лесу.
Муравейник рыжего лесного муравья это самое уникальное жильё в мире животных. Это сооружение рассчитано на многие годы. Муравейник можно назвать не просто домом, а целым городом. В котором есть множество тайных ходов тоннелей, кладовые, места для отдыха и ночёвки, погреба и даже “детский сад”, где ухаживают за личинками и молодыми муравьями.
Муравейник состоит из двух частей, почти равных по размеру: подземной и надземной.
В подземной части множество ходов и камер. Там располагаются запасы корма, проходит зимовье муравьёв.
Верхняя часть, которую мы видим сложена из веточек и хвоинок. Она служит местом отдыха рабочих муравьёв, для развития и роста личинок.
Итак, муравейник рыжих лесных муравьёв это уникальный город, в котором проживает многомиллионная семья муравьёв. Только глупый или очень злой человек может развалить такой дом или воткнуть в него палку.
– А теперь поговорим о муравьиной семье.
Самая главная в муравейнике это царица-матка. (Приложение – Слайд 7). Она только откладывает яйца и тем самым увеличивает семью муравьёв. За это её все берегут, ухаживают, кормят, защищают.
Яйца, которые откладывает царица-матка хранятся в специальных камерах, где из них появляются личинки, а затем и муравьи (Приложение – Слайд 8).
Есть в муравьиной семье, муравьи-няньки (Приложение – Слайд 9). Они берегут яйца, ухаживают за личинками, кормят молодых муравьёв.
Также в муравейнике есть муравьи строители и рабочие-муравьи, они постоянно обновляют и строят крышу муравейника. (Приложение – Слайд 10).
Для поиска пищи есть муравьи разведчики, которые могут уйти на большое расстояние, найти пищу и сообщить об этом своим родным специальным запахом. Затем муравьи-добыдчики спешат к этому месту и доставляют пищу в муравейник. (Приложение – Слайд 11).
Для охраны муравейника есть муравьи-стражники, которые при опасности сообщают своим сородичам об угрозе нападения, а сами вступают в схватку с врагом, даже если тот больше его и сильнее (Приложение – Слайд 12).
Рыжие лесные муравьи приносят очень много пользы лесу. (Приложение – Слайд 13). Они питаются вредными насекомыми, и за сутки одна муравьиная семья уничтожает от 10 до 30 тысяч вредных насекомых, тем самым поддерживает в чистоте почти 1 га леса. Если в лесу муравейники исчезают, то лес начинает засорятся и погибать.
В некоторых областях нашей страны рыжие лесные муравьи занесены в красную книгу и их охраняют. Люди давно заметили пользу этих насекомых и научились переселять муравейники в те леса, которые гибнут от нашествия вредителей. (Приложение – Слайд 14).
– Ребята мы с вами многое узнали о муравьях, а теперь давайте отдохнём. А поможет нам ещё одно насекомое – стрекоза (Приложение – Слайд 15).
Динамическая пауза
Летит, летит стрекоза
Вот такие вот глаза,
А сама как вертолёт
В лево, в право,
Назад, вперёд.
IV. Закрепление знаний
– Ребята мы отдохнули и теперь посмотрим, как хорошо вы усвоили знания прошлого урока и сегодняшние.
– Возьмите таблицы, которые лежат у вас на столе и определите в какую колонку нужно отнести насекомое муравья и муху, запишите. (Приложение – Слайд 16).
– А теперь проверим. Молодцы! А почему именно так вы выполнили задание.
– Следующее задание: посмотрите на экран (Приложение – Слайд 17), прочитайте все определения и запишите в тетрадь номера тех определений, которые относятся к муравью.
– Выполнили, а теперь проверим. Молодцы!
– А теперь давайте подберём к слову муравей слова признаки, которые характеризовали бы его. (Приложение – Слайд 18).
V. Подведение итогов, оценивание.
– Какая тема урока?
– Какие задания выполняли?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Как должны относится к муравьям? Почему? (Приложение – Слайд 19).