Урок "Живой мир" в 3-м классе. Тема "Насекомые. Муравей"

Разделы: Начальная школа


Тема: Насекомые. Муравей

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о насекомых.

Задачи:

Образовательные:

  1. Знать общее строение тела насекомых.
  2. Уметь использовать в речи слова отражающие тему урока.
  3. Знать отличия в строении тела мухи и муравья.
  4. Знать о значении насекомых в природе и жизни человека.

Коррекционно-развивающие:

  1. Уметь отвечать полными грамматически структурированными фразами.
  2. Уметь концентрировать внимание на выполнении заданий требующих активной работы слухового и зрительного анализаторов.
  3. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
  4. Уметь выбирать из предложенных понятий те, которые относятся к изображаемому предмету

Воспитательные:

  1. Иметь представление о необходимости охраны полезных насекомых.
  2. Знать правила охраны полезных насекомых.

Оборудование:

Раздаточный материал: карточки с изображением муравья, карточки с изображением схемы “Животные”, клей.

Демонстрационный материал: мультимедиа – презентация. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Речевой материал: муравейник, муравей-древоточец.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие.

– Ребята посмотрите в окно и на картину (Приложение – Слайд 2).

– Скажите какое сейчас время года? (Весна)

– Назовите признаки весны.

– Назовите месяцы весны.

– Какой сейчас месяц весны?

– Какой урок?

II. Актуализация опорных знаний.

– Ребята, чтобы узнать над какой темой мы сегодня будем работать мы должны разгадать кроссворд. (Приложение – Слад 3)

Учитель читает загадки, дети отгадывают постепенно заполняя кроссворд.

Загадки

1. На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (Кузнечик)

5.Летит пищит, ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит (Комар).

2.Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел (Бабочка)

6.Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик (Стрекоза).

3.Я поменьше чем пчела
А зовут меня …(Оса)

7.Кто над нами вверх ногами?
Ходит – не страшится,
Упасть не боится? (Муха)

4.Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. (Пчела)

8.Без работы хоть убей
Жить не может…. (Муравей)

– Итак, ребята прочитайте слово по вертикали. О ком мы сегодня будем говорить? (о насекомых)

– Верно, сегодня мы продолжим наш разговор о насекомых. О каком насекомом мы говорили на прошлом уроке? (о мухе)

– А сегодня поговорим о муравьях.

– Давайте запишем в тетрадь число и тему “Насекомые. Муравей.

III. Сообщение нового материала

– Ребята муравьи бывают разных видов: мураве садовый, муравей-древоточец, рыжий лесной муравей. (Приложение – Слайд 4).

– Они различаются по месту жительства, питанию и многому другому.

– Но у всех видов муравьёв есть и общие черты: строение тела. Ребята посмотрите на экран и на карточки с изображением муравья у вас на партах. (Приложение – Слайд 5).

– Вклейте карточки в тетрадь, и сейчас мы подпишем части тела муравья.

– Тело муравья делится на 3 части: голова, грудь, брюшко. От груди муравья отходят 3 пары ног, как и у мухи и у всех других насекомых. (Подписывают)

– В зависимости от вида муравьи живут разных в жилищах: (Приложение – Слайд 6)

  • чёрный садовый муравей живёт не подалёку от человека, строит небольшие муравейники в садах или даже устраивает свои гнёзда в щелях асфальта;
  • муравьи-древоточцы устраивают свои гнёзда внутри старых деревьев;
  • а рыжий лесной муравей строит муравейники в лесу.

Муравейник рыжего лесного муравья это самое уникальное жильё в мире животных. Это сооружение рассчитано на многие годы. Муравейник можно назвать не просто домом, а целым городом. В котором есть множество тайных ходов тоннелей, кладовые, места для отдыха и ночёвки, погреба и даже “детский сад”, где ухаживают за личинками и молодыми муравьями.

Муравейник состоит из двух частей, почти равных по размеру: подземной и надземной.

В подземной части множество ходов и камер. Там располагаются запасы корма, проходит зимовье муравьёв.

Верхняя часть, которую мы видим сложена из веточек и хвоинок. Она служит местом отдыха рабочих муравьёв, для развития и роста личинок.

Итак, муравейник рыжих лесных муравьёв это уникальный город, в котором проживает многомиллионная семья муравьёв. Только глупый или очень злой человек может развалить такой дом или воткнуть в него палку.

– А теперь поговорим о муравьиной семье.

Самая главная в муравейнике это царица-матка. (Приложение – Слайд 7). Она только откладывает яйца и тем самым увеличивает семью муравьёв. За это её все берегут, ухаживают, кормят, защищают.

Яйца, которые откладывает царица-матка хранятся в специальных камерах, где из них появляются личинки, а затем и муравьи (Приложение – Слайд 8).

Есть в муравьиной семье, муравьи-няньки (Приложение – Слайд 9). Они берегут яйца, ухаживают за личинками, кормят молодых муравьёв.

Также в муравейнике есть муравьи строители и рабочие-муравьи, они постоянно обновляют и строят крышу муравейника. (Приложение – Слайд 10).

Для поиска пищи есть муравьи разведчики, которые могут уйти на большое расстояние, найти пищу и сообщить об этом своим родным специальным запахом. Затем муравьи-добыдчики спешат к этому месту и доставляют пищу в муравейник. (Приложение – Слайд 11).

Для охраны муравейника есть муравьи-стражники, которые при опасности сообщают своим сородичам об угрозе нападения, а сами вступают в схватку с врагом, даже если тот больше его и сильнее (Приложение – Слайд 12).

Рыжие лесные муравьи приносят очень много пользы лесу. (Приложение – Слайд 13). Они питаются вредными насекомыми, и за сутки одна муравьиная семья уничтожает от 10 до 30 тысяч вредных насекомых, тем самым поддерживает в чистоте почти 1 га леса. Если в лесу муравейники исчезают, то лес начинает засорятся и погибать.

В некоторых областях нашей страны рыжие лесные муравьи занесены в красную книгу и их охраняют. Люди давно заметили пользу этих насекомых и научились переселять муравейники в те леса, которые гибнут от нашествия вредителей. (Приложение – Слайд 14).

– Ребята мы с вами многое узнали о муравьях, а теперь давайте отдохнём. А поможет нам ещё одно насекомое – стрекоза (Приложение – Слайд 15).

Динамическая пауза
Летит, летит стрекоза
Вот такие вот глаза,
А сама как вертолёт
В лево, в право,
Назад, вперёд.

IV. Закрепление знаний

– Ребята мы отдохнули и теперь посмотрим, как хорошо вы усвоили знания прошлого урока и сегодняшние.

– Возьмите таблицы, которые лежат у вас на столе и определите в какую колонку нужно отнести насекомое муравья и муху, запишите. (Приложение – Слайд 16).

– А теперь проверим. Молодцы! А почему именно так вы выполнили задание.

– Следующее задание: посмотрите на экран (Приложение – Слайд 17), прочитайте все определения и запишите в тетрадь номера тех определений, которые относятся к муравью.

– Выполнили, а теперь проверим. Молодцы!

– А теперь давайте подберём к слову муравей слова признаки, которые характеризовали бы его. (Приложение – Слайд 18).

V. Подведение итогов, оценивание.

– Какая тема урока?

– Какие задания выполняли?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Как должны относится к муравьям? Почему? (Приложение – Слайд 19).

Презентация