Цели урока:
- расширение знаний обучающихся о птицах;
воспитание заботливого отношения к птицам; воспитание любви к природе.
Задачи урока:
- формирование понятия “зимующие птицы”;
- знакомство с видами зимующих птиц;
- научить учащихся заботиться о птицах.
Необходимое оборудование и материалы: игра ЛОТО (игровое поле (Приложение 1), карточки с названием птиц, рамки, фишки), мультимедийная презентация “Зимующие птицы” (Приложение 2), компьютер, мультимедийный проектор.
Использованные источники и литература:
- Федотова О.Н. Наш мир. Учебник для учащихся 1 класса. Москва Академкнига, 2003год
- Федотова О.Н. Давайте знакомиться, мир. Учебник-хрестоматия, Москва Академкнига, 2003год
- www.nova.rambler.ru www.floranimal.ru
ХОД УРОКА
Мотивация учащихся
Учитель читает стихотворение:
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают,
Галка, ворона, снегирь, воробей.
Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!
Сегодня на уроке мы поговорим о зимующих птицах. (СЛАЙД 1)
Ход и содержание урока
Вспомните, каких вы птиц знаете.
Вот сегодня мы попытаемся выделить только тех, которые не покидают родные места зимой. (СЛАЙД 2)
Предлагаю поиграть в ЛОТО. Вы уже знаете наше волшебное учебное ЛОТО и правила игры.
У каждого на парте игровое поле. Такое же игровое поле и у меня на экране. (СЛАЙД 3)
На игровом поле изображены перелетные и зимующие птицы.
Ранее мы познакомились с перелетными птицами.
Задание №1. Закрыть фишками перелетных птиц. Учащиеся выполняют задание. После называют птиц, которых закрыли карточками. Учитель меняет изображение на игровом поле (на экране).
Молодцы. У нас остались птицы зимующие. Многих из них вы знаете. (СЛАЙД 4)
Задание №2. Разложить карточки с названиями зимующих птиц соответственно с картинкой на игровом поле.
На выполнение задания учащимся дается 5 минут.
Многих птиц вы узнали, но названия некоторых вам не знакомы (вижу, что есть ошибки). Давайте повторим выполнение этого задания. Только теперь я вам буду читать рассказ, в котором есть описание отличительных черт птиц.
Слушайте внимательно. По ходу рассказа раскладывайте карточки с названием.
Учитель читает рассказ “Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека” Г.Скрибицкий, А.Клыков и “Зимние гости” Н. Плавильщиков, Г.Скрибицкий. (СЛАЙД 5-14)
Давайте проверим, что у нас получилось. Дети называют птиц справа– налево начиная с первого ряда в карточке.
Молодцы. Теперь следующее задание. У вас есть “окошечки” (прямоугольные рамочки) и “домики” (треугольные рамочки).
Задание №3. Выделить рамкой “домик” птиц живущих постоянно в наших краях.
Рамкой “окно”, которые прилетают на зимовку.
Ребята, такими рамками выделила и я птиц. (СЛАЙД 15)
Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Подводиться итог игры.
Беседа по наблюдениям учащихся.
Ребята, а где ночуют птицы? (ответы детей)
Как ведут себя во время морозов? (ответы детей)
Для чего птицы в мороз поднимают перья? (ответы детей)
Обсуждается вопрос, почему птицы зимой перебираются к жилью человека?
Какой корм едят птицы?
Учитель читает рассказы: “Тайны рябинного пира” Е.Анашкина и “Почему свиристели зимой в обморок падают” В.Запарожченко, В. Строков.
Бывает очень трудно найти птицам природное лакомство. Что же им делать? Можем ли мы им помочь?
Работа с учебником. (Виды кормушек. Корм для кормушек)
Учитель разбирает вместе с учащимися как можно сделать кормушку самому. Какой корм можно положить в кормушку. Какие птицы какой корм предпочитают. (СЛАЙД 16)
Учитель читает стихотворение
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой
Стайки на крыльцо.Не богаты их корма
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птицу осталось здесь.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь –сосед
Будет вам зимой обед.
Рефлексия деятельности на уроке
Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня мы узнали много нового из жизни птиц. Давайте повторим:
Где же зимуют птицы?
Как называют птиц, которые не улетают на юг?
Почему их так называют?
Каких зимующих птиц вы запомнили?
Какая птица вам очень понравилась? Почему?
Думаю, каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы– наши друзья, младшие братья, и мы их как старшие должны беречь и охранять их. (СЛАЙД1)
Домашнее задание
Пусть сегодня домашним задание будет изготовление кормушки для птиц. Сделайте её вместе с родителями. Прикрепите у своего окна. И вы сможете каждый день кормить птиц, наблюдать за ними. Может кто-нибудь из вас в конце зимы напишет такой же интересный и забавный рассказ, какие вам сегодня читала я.