Обобщающий урок по теме "Путешествие в страну покрытосеменных растений", 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о характерных признаках семейств покрытосеменных (цветковых) растений и их значении, развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока.

 Учитель: Мы отправляемся в путешествие по необыкновенной стране, которую вы не найдёте ни на одной карте. Но жители этой страны всегда вокруг нас: кормят, лечат, одевают и согревают. Мы знакомились с ними на предыдущих уроках.
Сегодня весь наш класс разместился в 5 вагонах нашего поезда. Наш поезд совершит несколько остановок. Каждая станция носит своё название, и на каждой из них вам предстоит выполнить определённое задание. Чем больше баллов вы наберёте, тем более высокую оценку вы получите.
У каждого из вас есть путеводитель, где вы будите выставлять баллы за выполненные задания на станциях. За каждое правильно выполненное задание команда получает 3 балла, если задание выполнено не совсем точно 2 балла, если на половину 1 балл, если совсем неправильно 0 баллов.
Итак готовы к путешествию. Открываем свой путеводитель и начинаем путешествие, по ходу которого будем делать путевые заметки.

1 станция – «Узнавайка» (Приложение 1, cлайд№2)

Знаете ли вы отличительные признаки растений классов «Однодольных и Двудольных»?
Вы видите на слайде признаки растений классов«Однодольных и Двудольных» и названия семейств в определённом порядке:

  1. Сетчатое;
  2. Мочковатая:
  3. Крестоцветные, розоцветные, паслёновые;
  4. Одна семядоля;
  5. Злаковые, лилейные;
  6. Две семядоли;
  7. Параллельное или дуговое;
  8. Стержневая.

У вас есть цифры от 1 до 8. Я сейчас буду зачитывать текст, в котором пропущены слова. По ходу чтения вы находите ответы на слайде и показываете цифру, которой он обозначен.

Текст: «У растений класса однодольных корневая система - ___, у двудольных - ___ .
У двудольных зародыш семени имеет - ___ , а у однодольных - ___ .
У растений класса однодольных жилкование листьев _ ___ , а у класса двудольных _ ___ .
Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся - ___ ,
К классу однодольных - ___ »

 2 станция – «Систематическая» (Приложение 1,слайд№3)

На земле существует более 350 тысяч различных видов растений. Разобраться во всём многообразии царства растений позволяет особая наука биологии – систематика. Учёные систематики распределяют растения по группам, то есть классифицируют их.
У каждой команды лежит конверт, в котором находятся карточки, отражающие систематическое положение видов растений. Используя знания по систематике, разложите предложенные карточки в логической последовательности. Определите систематическое положение растений.
Проверьте себя: переверните карточки, если правильно выполнено задание, то на обратной стороне вы прочтёте названия растения.

3станция - «Эстафетная» (Приложение 1, слайд№4)

В эстафете участвуют все члены команды. Каждой команде нужно будет дать характеристику одному из семейств, которые мы изучали.
1 ученик получает карточку, на которой изображён опорный конспект по теме, он должен определить название семейства и написать его на доске, а карточку с опорным конспектом положить на стол учителя и передать эстафету другому члену команды.
2 ученик должен написать под названием семейства формулу цветка растения данного семейства и передать эстафету следующему.
3 ученик записывает жизненную форму растений
4 ученик характерные соцветия
5 ученик название плодов данного семейства.
6 ученик характерных представителей данного семейства.
Если команда даёт правильную характеристику семейств, то зарабатывает 3 балла, если с небольшими ошибками 2 балла, если с ошибками 1 балл. Если ученик участвующий в эстафете правильно ответил на вопрос, то он ещё получает дополнительно 3 балла в свой путеводитель.
(Проверка характеристик семейств осуществляется по Приложению 1, слайдам№ 5-9)

4 станция - «Ай, болит» (Приложение 1,слайд №10)

На этой станции мы будем использовать полученные знания о растениях на практике при лечении. Представьте себе, что вы приходите к другу, а он болеет, его мучает кашель, насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему, используя знания о растениях изученных вами семейств?

I. Хорошее средство от кашля – редька с мёдом. Приготовить его надо так: взять чёрную редьку, вымыть её, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в неё вошли 2 чайные ложки мёда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 часа. Жидкость образующую в редьке пить 3-4 раза в день до еды.
II. При простудных заболеваниях хорошим жаропонижающим средством считаются сухие плоды малины, заваренные в виде чая. 2 столовых ложки сухой малины заваривают в стакане кипятка, настаивают 15-20 минут, процеживают и пьют как чай 2-3 раза в день с последующим укутыванием в постели.
III. Вдыхание пара, получаемого при раздавливании только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.
IV. В качестве потогонного и отхаркивающего средства используют настой корневища пырея ползучего. 15-20 грамм корневищ заливают 2 стаканами холодной воды и настаивают 10-12 часов.
V. Сок лука помогает при кашле, если он только начинается. Несколько луковиц мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает при насморке. Для этого 1-2 столовых ложки натёртого лука положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через неё попеременно дышат то одной, то другой ноздрёй.

5 станция - «Охранная» (Приложение 1, слайды 11-14)

Бывая на природе, к сожалению, не всегда человек может остановиться перед красиво цветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а как правило стремится сорвать их для букета. Порой ради любопытства сорвут, повертят в руке и бросят красивое создание, поэтому многие растения отдела Покрытосеменных занесены в Красную книгу.
Сообщение учащихся об охраняемых цветковых растениях Воронежской области.

Подведение итогов. Выставление оценок.
Каждый ученик в путеводителе подсчитывает набранное им и его командой количество баллов: более 10 баллов – «5», 7 – 9 баллов – «4»,4-6 баллов- «3»,3- 0 баллов- оценка ученику не ставится.

Домашнее задание (Приложение 1, слайд №15) Составить кроссворд или головоломку по теме : «Семейства покрытосеменных» из 10 слов. Написать мини – сочинение на тему: «Цветковые растения в нашей жизни».