Цели урока:
- Уточнять и расширять знания по темам “Животные”, “Птицы”.
- Закреплять названия животных, птиц, их детенышей.
- Составлять цепи развития.
- Совершенствовать умение классифицировать животных по названному признаку.
- Развивать диалогическую речь; подбирать синонимы.
- Развивать внимание, память, фантазию.
- Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
Материал.
Картонная дорожка, карточки с изображением букв, картинки-символы различных животных и птиц, лист картона с прорезью, разрезные картинки, картинки с изображением животных на разных этапах развития.
(Групповая комната разделена на зоны: дорога в зоопарк, вход, “клетки” с соответствующим оформлением).
Ход занятия
Организационный момент.
Упражнение “Мое настроение”. Дети передают цветок по кругу и говорят, какое у них настроение.
Вводная часть.
Сегодня мы отправимся на экскурсию в зоопарк. В зоопарк ведет эта узкая дорожка. Пройдем по ней осторожно, след в след. (Упражнение “След в след”). Вот ворота с вывеской, но буквы на ней перепутались, давайте попробуем составить слово. (Составляют слово “Зоопарк”). Как называют обитателей зоопарка? (Животные, птицы, звери, рыбы…). Превратитесь в любое животное, а я попробую угадать его. ( Упражнение “Превращение”).
Основная часть.
В зоопарке обитают животные и птицы из разных уголков земли. (Предметные картинки расположены изображением вниз, по мере называния переворачиваются).
– Как называются животные, которые живут в лесу? (Дикие). Назовите, каких диких животных вы знаете.
– Как называются животные, которые живут рядом с человеком? (Домашние). Назовите домашних животных.
– Как называются животные, которые питаются мясом? (Хищники). Каких хищников вы знаете.
– Как называются животные, которые питаются растительной пищей? (Травоядные). Назовите известных вам травоядных животных.
В первой клетке животные испугались и спрятались, но видны их части тела. Угадайте, какие животные спрятались? (Работа по частично закрытым картинкам).
Во второй клетке живут птицы с птенцами.
Разделимся на две команды – команду девочек и команду мальчиков. Одна команда будет называть птицу, а вторая – птенца.
Эти животные поселились в третьей клетке. Отгадайте, кто же они.
С визгом прыгают по веткам
И резвятся, словно детки,
На качелях из лианы
Ввысь взлетают …(Обезьяны)
Как еще можно назвать обезьяну? (Обезьянка, макака, мартышка…)
Поиграем в игру “Мартышки”.
Мы веселые мартышки, а не просто ребятишки
Мы в ладоши хлопаем, и ногами топаем.
Надуваем щечки, скачем на носочках;
И друг другу даже язычки покажем.
Оттопырим ушки, хвостик на макушке,
Покачаем головой, что за прелесть мы с тобой!
В четвертой клетке живут звери, у которых скоро будет потомство.
Разделимся на 4 подгруппы по разрезным картинкам и составим цепи развития зверей и птиц (яйцо, птенец, птица; икринка, головастик, лягушка…) Составим небольшой рассказ по цепи картинок.
Заключительная часть. (Упражнение в кругу, с движением).
Тут зяблики пели,
Клесты тут летали,
Олени гуляли,
Тюлени лежали.
Львы в клетке бродили,
Газели скакали,
Улитки ползли,
И лисицы бежали.
Но тени сгустились,
И сумерки пали,
Все звуки затихли,
Исчезли, пропали.
Итог.
Дети вспоминают, каких животных и птиц видели, и рисуют наиболее понравившихся из них. Рисунки оформляются в “фотоальбом”.