Цели: 1. Познакомить учащихся с историей возникновения г. Перми.
2. Развивать информационную культуру учащихся, умение работать в группе; развивать устную речь детей. Развивать умение оценивать свою работу.
3. Воспитывать интерес к истории родного края.
Оборудование: учебник «Маленький пермяк. 3 класс» (Князева Н.А.), текст «Герб Перми» (для работы в группах), таблица (для каждого учащегося), рисунок «План завода» (по 1 на стол), словарик (по 1 на стол), атласы Пермской области, презентация.
Ход урока:
1.Организационный момент |
Начинается урок, |
2.Введение в тему. Слайд №1 «Тема урока»
|
- Пермский край, Прикамье – это большой, богатый край, часть страны, которая называется Россией. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. - Как называется главный город Прикамья? - Сегодня мы попробуем посмотреть на главный город нашего края глазами историка. Тема урока – «Страницы истории Перми». - На какие вопросы нам нужно ответить на уроке? (нужно выяснить, когда и как появился город Пермь, кто является основателем города, что изображено на гербе Перми) - Что вы уже знаете об истории этого города? - Кратко будем записывать новую информацию в таблицу (приложение №1). |
3. Первая страница «Начало города. От Брюхановки до Егошихи»
Слайд №2 «Название странички. Вопросы» Слайд №4«Таблица» |
- Что находилось раньше на месте, где сейчас раскинулась Пермь? -Прочитайте текст учебника на стр. 9 (1-3 абзацы). Найдите ответы на вопросы. Ответы подчеркните простым карандашом. Вопросы:
- Давайте заполним таблицу. Что самое главное можно записать? |
4.Вторая страничка «Основатель Перми» Слайд №5«Название странички. Татищев»
Слайд №6
|
- Кого считают основателем города? Прочитайте об этом в учебнике на с. 9 (4 абзац). - Теперь вы можете ответить на мой вопрос? - Почему именно Татищева отправили на разработку Егошихинского завода? Послушайте сообщение и ответьте на этот вопрос (приложение №2). - Что интересного вы узнали о жизни В.Н.Татищева? - Давайте заполним таблицу. Что самое главное можно записать? (В.Н.Татищев) |
5.Физкультминутка | На зарядку солнышко поднимает нас. - Снова обратите внимание на лестницу. Вы узнали что-то новое? Покажите стрелочкой, где вы находитесь сейчас. |
6. Третья страничка «Губернский город Пермь»
Слайд №7«Название странички. Вопросы»
Слайд №8«Карта»
Слайд №9 |
- Как вы думаете, почему маленькому заводскому посёлку суждено было превратиться в город? (удобное место расположения, развивалась торговля) - Я предлагаю этот вопрос обсудить в группах. Чем вам можно пользоваться? (учебник с.10, карта)
Вывод: получилось так, что очень удачную точку на карте Урала нашел капитан Татищев, когда замышлял строительство Егошихинского завода (показать на карте). - Давайте заполним таблицу. Что самое главное можно записать? (удобное место расположения) |
7. Четвёртая страничка «Герб города» Слайд №10 «Название странички. Герб.»
|
- А через три года был утвержден герб города.(1783 год) - Что изображено на гербе? Почему? - Я предлагаю вам прочитать текст «Герб Перми» (приложение №4) и заполнить схему «Что означают символы на гербе Перми». Работаем в группах. - Давайте проверим вашу работу. |
8. Закрепление: Слайды №11-17:
7) Императрица |
«Из истории Перми» (приложение № 5) (дети рассказывают стихи) |
9. Итог | 1) - Снова обратите внимание на лестницу. Покажите стрелочкой, где вы находитесь сейчас. - Что нового вы узнали на уроке? (каждый по 1 предложению) - Какое желание возникло? - Кто захотел побывать в Перми, посетить музеи города? 2) - Сегодня на уроке моими помощниками были … |
10. Домашнее задание | По таблице составить рассказ о том, как деревня Брюхановка преобразовалась в губернский город. |