История Прикамья. Тема "Страницы истории Перми", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: 1. Познакомить учащихся с историей возникновения г. Перми.
2. Развивать информационную культуру учащихся, умение работать в группе; развивать устную речь детей. Развивать умение оценивать свою работу.
3. Воспитывать интерес к истории родного края.

Оборудование: учебник «Маленький пермяк. 3 класс» (Князева Н.А.), текст «Герб Перми» (для работы в группах), таблица (для каждого учащегося), рисунок «План завода» (по 1 на стол), словарик (по 1 на стол), атласы Пермской области, презентация.

Ход урока:

1.Организационный
момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять –
Смело, чётко отвечать!
2.Введение в тему.
Слайд №1
«Тема урока»

 

 

 

- Пермский край, Прикамье – это большой, богатый край, часть страны, которая называется Россией. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить.
- Как называется главный город Прикамья?
- Сегодня мы попробуем посмотреть на главный город нашего края глазами историка. Тема урока – «Страницы истории Перми».
- На какие вопросы нам нужно ответить на уроке?
(нужно выяснить, когда и как появился город Пермь, кто является основателем города, что изображено на гербе Перми)
- Что вы уже знаете об истории этого города?

- Кратко будем записывать новую информацию в таблицу (приложение №1).
- Обратите внимание на лестницу внизу таблицы. Отметьте, на каком уровне по знаниям об истории Перми вы находитесь.

- Также будем учиться оценивать свою работу:
5 – задание выполнял легко, почти без ошибок;
4 – были трудности при выполнении задания;
3 – допускали много ошибок при выполнении задания.

3. Первая страница «Начало города. От Брюхановки до Егошихи»

Слайд №2 «Название странички. Вопросы»
Слайд №3«Тайга. Завод»

Слайд №4«Таблица»

- Что находилось раньше на месте, где сейчас раскинулась Пермь?
-Прочитайте текст учебника на стр. 9 (1-3 абзацы). Найдите ответы на вопросы. Ответы подчеркните простым карандашом.
Вопросы:

  1. Как выглядело место, где сейчас находится Пермь?
  2. Почему речка носила название «Егошиха»?
  3. Кто был первым поселенцем деревни Брюхановка?
  4. Почему деревня была преобразована в посёлок?

- Давайте заполним таблицу. Что самое главное можно записать?
( деревня Брюхановка 1723год посёлок Егошиха)
- Оцените себя.

4.Вторая страничка «Основатель Перми»
Слайд №5«Название странички. Татищев»

 

 

Слайд №6
«План завода»

 

 

 

 

- Кого считают основателем города? Прочитайте об этом в учебнике на с. 9 (4 абзац).
- Теперь вы можете ответить на мой вопрос?
- Почему именно Татищева отправили на разработку Егошихинского завода? Послушайте сообщение и ответьте на этот вопрос (приложение №2).

- Что интересного вы узнали о жизни В.Н.Татищева?
- Почему именно Татищева отправили на разработку Егошинхиского завода?
- Обратите внимание на план завода (приложение №3). Считается, что все поясняющие записи сделаны рукой Татищева. Что вы видите на чертеже? (На чертеже мы видим р.Егошиху, заводские строения, дома с усадьбами).
- Как вы думаете, для чего России были нужны медеплавильные заводы? (для изготовления оружия,…)

- Давайте заполним таблицу. Что самое главное можно записать? (В.Н.Татищев)
- Оцените себя.

5.Физкультминутка
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы –
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!

- Снова обратите внимание на лестницу. Вы узнали что-то новое? Покажите стрелочкой, где вы находитесь сейчас.

6. Третья страничка «Губернский город Пермь»

Слайд №7«Название странички. Вопросы»

 

 

 

Слайд №8«Карта»

 

Слайд №9
«Таблица»

 - Как вы думаете, почему маленькому заводскому посёлку суждено было превратиться в город?
(удобное место расположения, развивалась торговля)

- Я предлагаю этот вопрос обсудить в группах. Чем вам можно пользоваться? (учебник с.10, карта)

  1. Как развивался городок Егошиха?
  2. Как выбирали место для губернского города?
  3. Как вы думаете, почему маленькому заводскому посёлку суждено было превратиться в город?

Вывод: получилось так, что очень удачную точку на карте Урала нашел капитан Татищев, когда замышлял строительство Егошихинского завода (показать на карте).

- Давайте заполним таблицу. Что самое главное можно записать? (удобное место расположения)
- Оцените себя.

7. Четвёртая страничка «Герб города»
Слайд №10
«Название странички. Герб.»

 

- А через три года был утвержден герб города.(1783 год)
- Что изображено на гербе? Почему?
- Я предлагаю вам прочитать текст «Герб Перми» (приложение №4) и заполнить схему «Что означают символы на гербе Перми». Работаем в группах.

- Давайте проверим вашу работу.
- Оцените себя.

8. Закрепление:
Слайды №11-17:

  1. Тайга
  2. Пётр I, Татищев
  3. Прикамье
  4. Татищев
  5. Егошихин. завод
  6. Татищев

7) Императрица

 «Из истории Перми» (приложение № 5)
(дети рассказывают стихи)
9. Итог 1) - Снова обратите внимание на лестницу. Покажите стрелочкой, где вы находитесь сейчас.
- Что нового вы узнали на уроке? (каждый по 1 предложению)
- Какое желание возникло?
- Кто захотел побывать в Перми, посетить музеи города?

2) - Сегодня на уроке моими помощниками были …
- Совпадает ли моя оценка с вашей оценкой?

10. Домашнее задание По таблице составить рассказ о том, как деревня Брюхановка преобразовалась в губернский город.

Презентация

Приложение