Урок русского языка в 6-м классе по теме "Роль наречий"

Разделы: Русский язык


Цели: Рассмотреть функции наречий в художественных текстах.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя о целях урока.

2. Знакомство с текстом А.М.Пешковского из книги "Русский язык в научном освещении" (М.,1938). Текст распечатан для каждого обучающегося.

Если вдуматься в слова хорошо, красиво, чисто, умело, ловко, быстро и т.д., то прежде всего заметим, что в них, как в глаголе и прилагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки эти те же самые, что и в прилагательных хороший, чистый, умелый и т.д. Однако в наречиях они представлены нам не совсем так, как в прилагательных. В прилагательных они принадлежат предметам, в наречии же чему-то такому, что высказано о предмете. Хорошо - это не значит, что кто-то хорош, а что кто-то хорошо сделал:

Если бы слышим одобрительные или порицательные восклицания хорошо! ловко! блестяще! талантливо! глупо! низко! и т.д., то мы сразу понимаем, что это относится к чьему-то поведению, к каким-то поступкам людей, а не к самим людям. Значит, мы здесь относим мысленно наречие непременно к глаголу, хотя самого глагола ещё не знаем.

:в связной речи наречие:употребляется только при глаголе и прилагательном.

3. Беседа по тексту.

  • Что вы знаете о лингвисте А.М.Пешковском? (Сообщение ученика).
  • К какому стилю и почему относится текст?
  • Определите тип текста.
  • Какова роль наречий, по мнению русского лингвиста А.М.Пешковского?

4. Анализ стихотворения "Воспоминание" М.Ф.Домасёвой.

За порог шагну упрямо -
Ветром встретит улица.
Оглянусь:
Устало мама
У ворот
Сутулится.
Вот рукой взмахнула
Робко:
То ль прощально,
То ль звала -
Запетляла
Полем
Тропка,
Убегая из села.

Задания:

  1. Прочитайте выразительно стихотворение. Как будете читать? (Гордо, уверенно, твёрдо, грустно:.).
  2. О чём стихотворение?
  3. Какой вопрос задали бы автору? (М.Ф.Домасёва - учитель русского языка, бывший директор нашей школы, председатель общественной женской организации).
  4. Выпишите словосочетания с наречиями.
  5. Объясните выбор автором именно этих слов.
  6. Какой характер мамы и лирического героя вы увидели?
  7. Какую роль играет Мама в нашей жизни?
  8. Признайтесь в любви своей маме, используя наречия (нежно, сильно, робко, страстно, просто, тайно и другие).
  9. Какова роль наречий в ваших признаниях?

5. Работа над стихотворением Н.Матвеевой "Альпинисты".

Нас ошпаривала справа
Вулканическая лава.
Нас обкатывала слева
Океана колесо.
Но верёвками друг друга
Мы обкручивали туго
И ползли под облака.
Мы пришли издалека.
Мы уходим далеко.

Задания:

  1. Лексический разбор слова "альпинист" (работа со словарём С.Ожегова).
  2. Орфографический разбор наречий.
  3. Морфемный разбор наречий.
  4. Тема, основная мысль стихотворения.
  5. Вспомните пословицы, созвучные теме этого стихотворения.
  6. Определите роль наречий в стихотворении. Помогают ли они представить характер альпинистов?

6. Лингвистический эксперимент.

Задание:

  1. Восстановите текст стихотворения М.Ф.Домасёвой "Ночь за окошком замёрзла:".
  2. Представьте, что у природы тоже есть характер. Зима уходит, на смену приходит весна. Как наречия могут передать поведение зимы и весны?

Ночь за окошком замёрзла:
:::::стучится в стекло.
Ветер палит снежной дробью,
Март поднахмурил чело:
Взгляд, как игла,::::::..,
Но:::::::::. прост сюжет:
Кончается власть сугробья,
Весна на подходе уже.
С обоймой звенящих капелей,
С зелёной листвой в волосах.
И :::. взорвутся трелью
Весенних птиц небеса.

Авторские слова: робко, исподлобья, дьвольски, скоро.

7. Заключительное слово учителя. Сделайте вывод о роли наречий в художественных текстах.

8. Пожелание.

9. Домашнее задание. Найдите стихотворения с наречиями, определите их роль.