Цели: Рассмотреть функции наречий в художественных текстах.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя о целях урока.
2. Знакомство с текстом А.М.Пешковского из книги "Русский язык в научном освещении" (М.,1938). Текст распечатан для каждого обучающегося.
Если вдуматься в слова хорошо, красиво, чисто, умело, ловко, быстро и т.д., то прежде всего заметим, что в них, как в глаголе и прилагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки эти те же самые, что и в прилагательных хороший, чистый, умелый и т.д. Однако в наречиях они представлены нам не совсем так, как в прилагательных. В прилагательных они принадлежат предметам, в наречии же чему-то такому, что высказано о предмете. Хорошо - это не значит, что кто-то хорош, а что кто-то хорошо сделал:
Если бы слышим одобрительные или порицательные восклицания хорошо! ловко! блестяще! талантливо! глупо! низко! и т.д., то мы сразу понимаем, что это относится к чьему-то поведению, к каким-то поступкам людей, а не к самим людям. Значит, мы здесь относим мысленно наречие непременно к глаголу, хотя самого глагола ещё не знаем.
:в связной речи наречие:употребляется только при глаголе и прилагательном.
3. Беседа по тексту.
- Что вы знаете о лингвисте А.М.Пешковском? (Сообщение ученика).
- К какому стилю и почему относится текст?
- Определите тип текста.
- Какова роль наречий, по мнению русского лингвиста А.М.Пешковского?
4. Анализ стихотворения "Воспоминание" М.Ф.Домасёвой.
За порог шагну упрямо -
Ветром встретит улица.
Оглянусь:
Устало мама
У ворот
Сутулится.
Вот рукой взмахнула
Робко:
То ль прощально,
То ль звала -
Запетляла
Полем
Тропка,
Убегая из села.
Задания:
- Прочитайте выразительно стихотворение. Как будете читать? (Гордо, уверенно, твёрдо, грустно:.).
- О чём стихотворение?
- Какой вопрос задали бы автору? (М.Ф.Домасёва - учитель русского языка, бывший директор нашей школы, председатель общественной женской организации).
- Выпишите словосочетания с наречиями.
- Объясните выбор автором именно этих слов.
- Какой характер мамы и лирического героя вы увидели?
- Какую роль играет Мама в нашей жизни?
- Признайтесь в любви своей маме, используя наречия (нежно, сильно, робко, страстно, просто, тайно и другие).
- Какова роль наречий в ваших признаниях?
5. Работа над стихотворением Н.Матвеевой "Альпинисты".
Нас ошпаривала справа
Вулканическая лава.
Нас обкатывала слева
Океана колесо.
Но верёвками друг друга
Мы обкручивали туго
И ползли под облака.
Мы пришли издалека.
Мы уходим далеко.
Задания:
- Лексический разбор слова "альпинист" (работа со словарём С.Ожегова).
- Орфографический разбор наречий.
- Морфемный разбор наречий.
- Тема, основная мысль стихотворения.
- Вспомните пословицы, созвучные теме этого стихотворения.
- Определите роль наречий в стихотворении. Помогают ли они представить характер альпинистов?
6. Лингвистический эксперимент.
Задание:
- Восстановите текст стихотворения М.Ф.Домасёвой "Ночь за окошком замёрзла:".
- Представьте, что у природы тоже есть характер. Зима уходит, на смену приходит весна. Как наречия могут передать поведение зимы и весны?
Ночь за окошком замёрзла:
:::::стучится в стекло.
Ветер палит снежной дробью,
Март поднахмурил чело:
Взгляд, как игла,::::::..,
Но:::::::::. прост сюжет:
Кончается власть сугробья,
Весна на подходе уже.
С обоймой звенящих капелей,
С зелёной листвой в волосах.
И :::. взорвутся трелью
Весенних птиц небеса.
Авторские слова: робко, исподлобья, дьвольски, скоро.
7. Заключительное слово учителя. Сделайте вывод о роли наречий в художественных текстах.
8. Пожелание.
9. Домашнее задание. Найдите стихотворения с наречиями, определите их роль.